Эта певица обладала удивительной магией. Она не была первой красавицей эстрады - просто миловидная, слегка полноватая женщина. И голос у нее был хороший, но "любительский", и серьезной школы она не прошла... Но при этом ее исполнение было завораживающим, обаяние непобедимым, а особая "драматическая" манера петь - уникальной. Ее давно нет на свете, но память о ней жива до сих пор. Сегодня исполняется 110 лет со дня рождения великой эстрадной певицы и актрисы Клавдии Ивановны Шульженко.
Родилась Шульженко в Харькове в 1906 году. Ее отец занимал серьезную должность - был главным бухгалтером Харьковского управления железной дороги. Раннее детство Клавы было благополучным. Она училась в гимназии, увлекалась поэзией, выступала в любительских спектаклях и мечтала стать актрисой.
Семья Шульженко была музыкальной, отец прекрасно пел, и Клава унаследовала его способности, проникновенную манеру петь "душой", а не только голосовыми связками... Над стремлением дочери стать второй Верой Холодной родители посмеивались. По их мнению, Клавочку ожидало иное будущее: хороший жених, замужество, свой дом, дети и роль благополучной матери семейства, умеющей блеснуть в обществе. Уроки музыки, пения и французского языка для подрастающей дочери отец охотно оплачивал, мечтая в будущем увидеть ее светской дамой.
Революция и Гражданская война многое изменили. Клаве рано пришлось задуматься о куске хлеба. Вчерашняя гимназистка не умела ничего, кроме как "представлять" на любительской сцене, поэтому в неполные 17 лет смело отправилась в Харьковский драматический театр в надежде получить работу. Харьков в то время был городом столичным (с 1919 по 1934 годы именно он считался столицей Украины), и городской театр соответствовал высоким стандартам. На показе Клава читала стихи, пела и очень понравилась театральному начальству, а заведующий музыкальной частью, аккомпанировавший ей во время выступления, высоко оценил ее голос. Клава тогда и не догадывалась, что за роялем сидел Исаак Дунаевский, будущий знаменитый композитор, с которым ей еще доведется поработать. Девушку зачислили в труппу и дали ей маленькие роли. Ее мечта стать новой Верой Холодной, казалось, обретает реальные черты.
Музыкальные способности Клавы в театре ценили и часто просили исполнить какую-нибудь песенку по ходу спектакля. В спектакле "Казнь" она играла ресторанную певичку и исполняла романс "Снится мне сад в подвенечном уборе"; многие зрители приходили в театр только ради того, чтобы послушать ее пение. Выступала Шульженко и в рабочих клубах, и на летних эстрадах, и в фойе театра во время антрактов... Как бы там ни было, служба в театре давала ей средства к существованию, и Клава смогла брать уроки пения у профессоров Харьковской консерватории и балета в студии балерины Натальи Тальори.
В 1924 году она познакомилась с поэтом Павлом Германом, который предложил ей несколько песенок на свои стихи для концертных номеров. Герман был неплохим поэтом-песенником; его слова к "Маршу энтузиастов" ("Мы рождены, чтоб сказку сделать былью") помнят до наших дней. Шульженко стала исполнять его "Песню о кирпичном заводе" ("Кирпичики") и "Шахту № 3", приобретя необыкновенную популярность, правда, еще не перешагнувшую границы окраин Харькова. Сама она оценивала эти песни невысоко, считая, что они мало отличались от "примитивных песен городских окраин", но у невзыскательной публики они вызывали восторг. В 1925 году девятнадцатилетняя Клавдия получила приглашение выступать в Краснозаводском театре на рабочей окраине, где оказалась под негласным покровительством местных хулиганов, которые, однако, никогда к ней не приставали.
Клавдию манили далекие большие города с их яркой жизнью и большими возможностями. Она решила отправиться в Ленинград - город, который по-прежнему считался столицей, пусть и неофициальной. Там были роскошные концертные площадки: Мюзик-холл, Театр эстрады, филармония... Клавдия верила, что сумеет найти место на сцене. В 1928 году она решилась, бросила работу и уехала из Харькова в поисках удачи. К такому повороту судьбы Клаву подтолкнула любовь - именно в 1928 году она познакомилась с красавцем-одесситом, чечеточником и куплетистом Владимиром Коралли, заехавшим в Харьков на гастроли. Любовь накрыла Клавдию с головой. В чужом городе, где не так-то просто было пробиться, молодые люди сблизились, поддерживая друг друга. Вскоре оказалось, что связывает их нечто большее, чем просто влечение. Во всяком случае, для Шульженко Коралли надолго стал единственной родной душой. Через два года, полных бурных любовных сцен, ссор и примирений, они поженились.
Надо сказать, на берегах Невы молодой талантливой провинциалке сразу улыбнулась удача. Шульженко с большим успехом дебютировала на сцене Мариинского театра в сводном праздничном концерте, посвященном Дню печати, и вскоре была зачислена в штат Ленинградского театра эстрады. Мюзик-холл также нередко приглашал певицу для участия в сборных программах. В спектакле Мюзик-холла "Условно убитый" на музыку Дмитрия Шостаковича Шульженко с большим успехом выступила в паре с Леонидом Утесовым.
Однако когда Клавдия Шульженко в 1929 году приехала на гастроли в Москву, ее ждал жестокий удар. Всесильная комиссия реперткома запретила почти все песни из ее репертуара как "идеологически вредные". Шульженко было разрешено выступать лишь с двумя номерами, чего для полноценного концерта оказалось совершенно недостаточно. Чтобы расширить репертуар, она обратилась к народным песням, сделала концертную версию "Левого марша" на стихи Маяковского, освоила латиноамериканские хиты "Челита" и "Простая девчонка". Но как только выпадала возможность, она вновь и вновь возвращалась к любимым лирическим песням: "Дружбе" ("Когда простым и нежным взором..."), "Портрету", "Записке"...
Шульженко продолжали критиковать за мещанский репертуар и излишне чувствительную манеру исполнения. Однако публика относилась к ней с восторженным обожанием. Казалось, в нежных и грустных песнях о любви она раскрывает свои сокровенные тайны... Певица и вправду хорошо знала, что такое настоящая любовь. Увы, замужество Шульженко оказалось не таким благополучным, как мечталось: Коралли обладал капризным и легкомысленным характером и легко, не задумываясь, обижал супругу. Правда, Шульженко он не отпускал - жена есть жена, поймет и простит! Одно обстоятельство помогло Клавдии смириться с судьбой: в 1932 году у певицы родился сын, Игорь Кемплер-Шульженко (Кемплер - настоящая фамилия Коралли).
В 1935 году появились первые патефонные пластинки с песнями Шульженко. Когда друзья принесли ей черный диск с записью, Клавдия сильно удивилась. И все-таки, это была победа. Пластинки расходились огромными тиражами, и популярность певицы, чье имя не осталось тайной для слушателей, стала поистине всенародной. В 1937 году Шульженко начала работать с джаз-оркестром Якова Скоморовского. Джаз считался для дела социализма искусством чуждым, и к солистке коллектива, исполнявшего "буржуазную" музыку, в руководящих кругах было настороженное отношение. На Первом всероссийском конкурсе артистов эстрады, большинство участниц которого вышли на сцену с песнями из репертуара Шульженко, исполняя их в подражательской манере, самой певице, законодательнице музыкальной моды, дали лишь четвертую премию.
Ей советовали поменять репертуар и творческую манеру. Но Клавдия Шульженко не привыкла идти на уступки. Вскоре она стала художественным руководителем собственного джаз-оркестра. В репертуаре певицы появляются новые песни, со временем объявленные эстрадной классикой: "Письмо", "В вагоне поезда", "Дядя Ваня", "О любви не говори".
Наступил 1941-й год. Объявление войны застало Клавдию на гастролях в Ереване. Из сводок она с ужасом узнавала, как быстро продвигается враг по территории Украины. А ее сын перед самой войной был отправлен на лето в Харьков и вот-вот мог оказаться на оккупированной территории! Бросив все, Клавдия Ивановна помчалась через всю страну спасать ребенка... Однако, добравшись до Харькова, Шульженко случайно заметила в одном из вагонов поезда своего ленинградского приятеля Аркадия Райкина, который помахал ей рукой и сообщил, что увез Игоря из Харькова – Клавдия сразу почувствовала огромное облегчение и на всю жизнь сохранила благодарность верному другу.
В годы войны ее музыкальный коллектив стал фронтовой бригадой. Шульженко с музыкантами разъезжала по позициям и давала концерты на передовой, под обстрелами и бомбежками, на полустанках перед военными эшелонами, в полевых госпиталях...
Линия фронта вскоре подошла к окраинам Ленинграда, и нередко артисты добирались на фронтовое выступление на обычном городском трамвае. Кольцо блокады стягивалось, но музыканты оставались в строю. За первый же военный год Шульженко дала больше 500 концертов для фронтовиков и раненых. За свою концертную деятельность на фронте Шульженко была награждена медалью "За оборону Ленинграда". Бойцы были уверены, что голос певицы, звучавший на передовой, помогал им сдерживать врага.
В 1941 году в репертуаре Шульженко появилась знаменитая песня "Синий платочек", ставшая лирическим гимном военного времени. Мелодия, написанная польским композитором Ежи Петербургским, была известна давно; ее с иными словами исполняли и другие певицы, например, Изабелла Юрьева. Но текст, написанный для Клавдии Шульженко офицером-фронтовиком Михаилом Максимовым, оказался особенно проникновенным и полюбился всей стране.
В начале 1943 года "Синий платочек" записали на пластинку и в десятках тысяч экземпляров направили на фронт для поднятия боевого духа. За год до этого, в апреле 1942-го, коллектив Шульженко по таящему льду Ладоги эвакуировали из Ленинграда и отправили в Москву. Но в столице музыканты фактически не жили, разъезжая по фронтам до последнего дня войны.
9 мая 1945 года Клавдию Шульженко наградили орденом Красной Звезды. В том же году ей было присвоено звание заслуженной артистки РСФСР.
После войны Шульженко рассталась со своим коллективом и стала давать сольные концерты. Теперь она выступала уже не в образе задорной девчонки-комсомолки: на сцену выходила зрелая, много испытавшая, умудренная жизнью женщина, превращающая каждую лирическую песню в моноспектакль.
А личная жизнь певицы оставалась неблагополучной. В 1954 году она рассталась с мужем и на следующий год официально развелась после двадцатипятилетнего брака. В какой-то момент она оказалась в одиночестве - любимого мужчины не было, у сына давно шла своя жизнь. Квартиру муж разменял, и роскошное четырехкомнатное жилище превратилось в коммуналку: в двух комнатах жила Клавдия Ивановна, ее невестка и две внучки, а в двух - чужая семья. Коралли рачительно поделил имущество, без споров уступив бывшей жене только общую собаку.
Добавляло горечи и то, что в 1950-х годах творчество певицы подверглось ожесточенной критике. Ее обвиняли в мелкотемье, упаднических настроениях, устаревшем репертуаре, лишили возможности выступать в крупных концертных залах. Журнал "Крокодил" распространял критические эпиграммы:
Вы спели хорошо про встречи,
Про речи тоже и про руки.
Но слушать это каждый вечер
Знакомой рифмой скажем: муки.
Между тем, Клавдию Шульженко, уверенную, что для нее все в прошлом, ждала еще одна романтическая встреча. Долгие годы певица получала поздравления к праздникам, подписанные загадочными инициалами Г.Е. Заинтригованная Клавдия отличала эти послания от другой корреспонденции. Даже Коралли, пока они еще жили вместе, непременно подкалывал жену вопросом: "Ну, как там наш Г.Е. - уже отметился открыточкой?"
Под инициалами Г.Е. скрывался кинооператор Григорий Кузьмич Епифанов. Поклонником творчества Шульженко он считал себя с 1940 года, когда юным студентом киноинститута впервые побывал на концерте певицы. Но о личном знакомстве не мог и мечтать - обворожительная Клавдия Шульженко была недосягаемой звездой. Во время войны Епифанов стал фронтовым оператором, потом объездил с камерой всю страну. И из всех уголков, даже самых далеких и экзотических, присылал своему кумиру поздравительные открытки ко всем праздникам.
И вот в 1956 году, когда друг Епифанова, кинооператор Сергей Семенов, оказался в одном санатории с Шульженко, ему удалось познакомить Георгия и Клавдию Ивановну. Из санатория Епифанов довез певицу до Москвы на своей машине и получил любезное приглашение на чай. Оказалось, что все его послания - из Арктики, Каракумов и других экзотических мест - она бережно хранит. Уйти из ее дома он уже не смог. Сам Епифанов рассказывал: "Пьем чай в девять часов, в десять, в одиннадцать часов. Она смотрит на меня и говорит: "Слушайте, вы или уходите, или оставайтесь". Такая альтернатива меня необыкновеннейшим образом обрадовала. Но при этом стало страшно: справлюсь ли я с той чрезвычайной миссией, которая мне предстоит? Всякое бывает в нашем мужском деле, не правда ли? Испугался, но отчаянно сказал: "Остаюсь!" Это была брачная ночь, которая длилась в общей сложности восемь лет".
Вскоре Клавдия и Георгий стали супругами. Ей было 50 лет, ему - 38. Брак оказался счастливым. Епифанов говорил, что жена кажется ему маленькой девочкой, которую нужно защищать и оберегать. Он поддерживал ее и морально, и материально, так как гонорары певицы носили нерегулярный характер, и порой она сидела без гроша. Епифанов помог ей купить кооперативную квартиру. Наконец-то певица, жившая после развода с Коралли в плохих бытовых условиях, смогла "свить гнездо" по своему вкусу.
Шли годы, но Шульженко продолжала оставаться кумиром миллионов, обаятельной и гордой женщиной. Она ежедневно делала сложный комплекс гимнастики, чтобы не потерять гибкость, и на сцене легко отвешивала публике глубокий поклон.
В 1971 году Леонид Брежнев совершил торжественный вояж на Малую Землю. В составе сопровождавшей его делегации он увидел Шульженко и вспомнил ее. "Ну, здравствуй, хохлушка!" - обратился генеральный секретарь к певице с оригинальным приветствием. И попросил спеть "Синий платочек", а слушая, утирал слезы. В том же году Клавдия Ивановна была, наконец, удостоена звания народной артистки, а позже получила орден Ленина. Ее стали включать в правительственные концерты и предоставлять лучшие залы.
Григорий Епифанов жену обожал и прощал ей все, даже мучительные сцены ревности, которые она устраивала по поводу и без повода. Стареющая примадонна становилась все более капризной и ревнивой. Прежде ласковая и терпеливая, она была буквально не в силах себя сдерживать, отравляя жизнь и себе, и любимому мужу. Однажды такая сцена привела к разрыву. Прожив вместе почти десять лет, супруги расстались.
Теперь Клавдия Ивановна уже не была одна - ее окружало много друзей: Кобзон, Кикабидзе, Пугачева...
Ей старались помочь. Кобзон привозил певице из зарубежных гастролей красивые вещи, Кикабидзе задаривал дефицитной французской косметикой, а Пугачева незаметно подбрасывала деньги. Клавдия Ивановна находила их и удивлялась: "Ну надо же, сама спрятала и забыла. Какая я рассеянная! И как кстати деньги нашлись!"
Но Шульженко безмерно тосковала по мужу. Он тоже тосковал, но из гордости ни один из них не решался сделать первый шаг. Воссоединение произошло на юбилейном концерте певицы в Колонном зале. Клавдия Ивановна отмечала семидесятилетие. На сцене она появилась подтянутая, ухоженная, в красивом концертном платье; публика буквально забрасывала свою любимицу цветами. Все заметили, с каким чувством она пела, но немногие догадывались о подлинных причинах душевного подъема Шульженко.
В первом ряду сидел поседевший Епифанов, глаза которого лучились любовью. Она сама позвонила ему накануне и пригласила на свой юбилей. Больше супруги не расставались до самой смерти Клавдии Ивановны в 1984 году. Судьба подарила им еще восемь лет счастья...
У памятника Шульженко на Новодевичьем кладбище всегда лежит синий платочек как память о триумфальной вершине ее творчества.
Но и после смерти Клавдии Шульженко ее имя и песни не подлежат забвению. На территории бывшего СССР проходят фестивали, носящие ее имя, ежегодно проводятся праздничные вечера ко дню ее рождения. Харьковская парфюмерная фабрика выпустила духи "Синий платочек" к 45-летней годовщине окончания Великой Отечественной войны, а в 95-м году, опять же в Харькове, торжественно открыли единственный на постсоветском пространстве музей певицы.
Сегодня небезразличные люди со всего мира празднуют 110-летнюю годовщину со дня рождения Шульженко, а в Харькове в ее честь состоится юбилейный концерт. В программу войдут песни из репертуара великой певицы в исполнении победителей и лауреатов Международного фестиваля-конкурса эстрадной песни им. Клавдии Шульженко разных лет, а также солистов Харьковской областной филармонии. Концерт пройдет во Дворце культуры Червонозаводского района (пл. Героев Небесной сотни, 19а), начало - в 17.00.
А в единственном на территории бывшего СССР музее народной артистки СССР К.И. Шульженко (пер. Байкальский, 1) 24 и 25 марта состоится двухдневная конференция (начало - в 10.00).