Переход экономики на рыночные принципы работы потребовал создания специализированных судов для рассмотрения хозяйственных споров. В этом году исполнилось 20 лет со дня образования системы хозяйственных (арбитражных) судов. Одним из первых в Украине среди апелляционных хозяйственных судов начал свою работу Харьковский апелляционный хозяйственный суд, юрисдикция которого распространяется на Харьковскую, Полтавскую и Сумскую области. В преддверии Дня работников суда о работе хозяйственных судов Харьковского апелляционного округа и судебной системы в целом рассказал "SQ" председатель Харьковского апелляционного хозяйственного суда Василий Кухарь.
Родился 9 мая 1950 г. в Хмельницкой области.
В 1977 г. окончил Харьковский юридический институт (сейчас – Национальный университет "Юридическая академия Украины им.Ярослава Мудрого").
С июня 1978 г. по июнь 1982 г. – народный судья Коминтерновского районного народного суда г. Харькова. С июня 1982 г. по 1987 г. - председатель Фрунзенского районного народного суда г.Харькова. C 1992 г. до 2002 г. занимал руководящие должности на предприятиях г. Харькова. С июля 2002 г. – судья Харьковского апелляционного хозяйственного суда (ХАХС). С ноября 2002 г. – заместитель председателя ХАХС. С февраля 2003 г. – председатель ХАХС.
Распоряжением Президента Украины от 26 мая 2005 г. назначен членом Комиссии по вопросам реформирования судебной системы Украины. Под его руководством судьи Харьковского апелляционного хозяйственного суда разработали предложения к проекту Хозяйственного процессуального кодекса Украины.
В.Кухарь – кандидат юридических наук, автор ряда научных публикаций, посвященных инвестиционной деятельности, соавтор методического пособия для работников хозяйственных судов.
Почетный работник хозяйственного суда Украины, Заслуженный юрист Украины.
- 15 декабря в Украине отмечают День работников суда. Василий Иванович, в преддверии праздника давайте поговорим о становлении системы хозяйственных судов. 20 лет назад в Украине арбитражные суды стали полноценным органом судебной власти, а еще через 10 лет они были преобразованы в хозяйственные суды, была создана апелляционная инстанция. Система арбитражного (хозяйственного) судопроизводства за годы своего существования претерпевала значительные изменения. В какой период, на Ваш взгляд, она больше всего соответствовала своему назначению – следить за соблюдением "правил игры" в отношениях между предприятиями?
- С появлением частной собственности в нашем государстве функции суда по сравнению с арбитражными судами в бывшем СССР кардинально изменяются. На первый план выходит защита прав производителей, предпринимателей всех видов хозяйственной деятельности, которые сегодня существуют в Украине. Естественно, между хозяйствующими субъектами неизбежно возникают споры, которые требуют быстрого и квалифицированного урегулирования.
Сейчас все больше предпринимателей отдает предпочтение цивилизованному способу разрешения своих конфликтов, обращаясь в суды. Я считаю, что хозяйственные суды свою миссию сегодня выполняют на достаточно высоком профессиональном уровне, и количество рассматриваемых дел с каждым годом будет только увеличиваться.
- Возглавляемый Вами суд считается одним из лучших в стране по показателям работы. В чем секрет его эффективной деятельности?
- Ни для кого не секрет, что сейчас хозяйственные суды, если судить по уровню организации работы, материально-техническому обеспечению, профессиональной подготовке судей и работников аппарата, находятся на несколько ступеней выше, чем общие суды.
Юрисдикция нашего суда распространяется на Полтавскую, Сумскую и Харьковскую области. Наш суд направляет в местные хозяйственные суды методические рекомендации по повышению уровня профессиональной компетентности судей и работников суда с использованием интерактивных кейс-технологий. На базе нашего суда каждый месяц проводятся занятия в системе усовершенствования профессиональной подготовки для судей и работников аппарата хозяйственных судов Харьковской, Полтавской и Сумской областей. В занятиях также участвуют ученые Национального университета "Юридическая академия Украины имени Ярослава Мудрого", судьи Высшего хозяйственного суда Украины.
Дела, которые у нас рассматриваются, - довольно сложные, интересы сторон в суде отстаивают грамотные и опытные юристы, поэтому судьи должны быть истинными профессионалами, что достигается, безусловно, с опытом работы и путем ежедневного самосовершенствования.
Важную роль в процессе судопроизводства играют и работники аппарата. Во всем мире помощник судьи — это высокооплачиваемая, престижная должность. Помощник судьи готовит проекты решений и приговоров по делам, которые потом слушаются в суде.
Украина постепенно движется к этой прогрессивной мировой практике, ведь когда я только пришел работать судьей, кроме ручки и бумаги, ничего не было. На трех-четырех судей была одна печатная машинка, на которой печатали приговоры. Вcе делал секретарь суда: вел протоколы судебного заседания, отправлял повестки, оформлял документы и т.д.
С появлением информационных технологий мы имеем общедоступную базу Единого государственного реестра судебных решений, можем ознакомиться с практикой любого суда, проследить все изменения, которые вносятся в законодательную базу. И понятно, что когда помощник готовит дело, он должен ознакомиться с судебной практикой с учетом специализации (у нас в суде работают три специализированных судебных палаты по рассмотрению определенных категорий дел). За один день такая работа результатов не даст, поэтому мы ведем ее постоянно.
На базе нашего суда организована стажировка судей хозяйственных судов региона. Для каждого судьи составляется индивидуальный график прохождения стажировки, анализируются все отмененные решения судьи, который проходит стажировку. То есть с судьей работают индивидуально, и работа ведется постоянная. Ведь если только ужесточать требования, не помогая при этом судьям повысить свой профессиональный уровень, - результата не будет.
Так что наши хорошие показатели достигнуты во многом благодаря правильной работе с кадрами. Отсюда и четкая работа, и соблюдение сроков рассмотрения дел.
- В каких условиях сегодня осуществляется правосудие?
- Моя задача - организовать работу суда так, чтобы условия для отправления правосудия были комфортными и для судей, и для работников аппарата суда, и для юристов, которые представляют интересы сторон в нашем суде.
Мы строим новое здание Храма правосудия в Харькове, на проспекте Правды. И он будет показательным для Украины - не в смысле помпезности и вычурности, а в смысле создания достойных, можно сказать, идеальных условий для слушания дел. Я считаю, что в обществе невозможно достичь уважения к закону, если место, где вершится правосудие, будет диссонировать с той целью, которая поставлена перед судом.
У нас сейчас в суде работают 13 коллегий судей, и для нормальной работы нам необходимо 10 автономных залов судебных заседаний. Зал может быть и небольшим, но оборудованным специальными средствами звукозаписи. Еще один новаторский шаг – залы для работников суда, рассчитанные на 15-20 человек и оборудованные стеклянными перегородками. Это сделает "прозрачной" работу аппарата суда и позволит усилить контроль над соблюдением трудовой дисциплины.
Думаю, что новоселье по месту "постоянной прописки" отпразднуем уже в следующем году. Нашему суду было выделено полуразрушенное здание в полтора этажа. Его реконструировали и достроили. Во время реконструкции постарались сохранить внешний вид здания - по мнению архитекторов, оно выдержано в стиле дозированного монументализма.
Конечно, темпы проведения строительных работ зависели от поступления бюджетных средств. Но я оптимист, и, несмотря на недостаточное и несвоевременное финансирование строительства, мы приложили максимум усилий, чтобы в ближайшем будущем новое здание суда было сдано в эксплуатацию и правосудие осуществлялось в достойных условиях.
- Наверное, для Вас, как юриста, самая сложная часть забот о правосудии - хозяйственная?
- В свое время я был членом рабочей группы, которая занималась проблемами переселения людей после аварии на Чернобыльской АЭС в поселок Вильча (Волчанский район Харьковской области – "SQ"). Александр Масельский (губернатор Харьковской области в 1980-1990 гг. – "SQ") меня заметил и предложил возглавить строительное предприятие. Так что 10 лет после этого я занимался строительством и получил серьезный опыт хозяйственной работы. Эти знания помогли мне в работе судьи в хозяйственном суде, ведь я понимаю эту работу изнутри, легко ориентируюсь в ней. Я считаю, что занимаюсь делом, которое очень люблю и которое значимо для государства.
- Хватает ли Вам полномочий для этого, ведь недавно законодатели значительно их сократили?
- Мне полномочий хватает. Законом "О судоустройстве и статусе судей" определенные функции организационного характера переданы аппарату суда. Но председатель суда осуществляет контролирующие функции - такова мировая практика. Я считаю, что человек, который находится на административной должности, должен сконцентрировать свои усилия на усовершенствовании качества и эффективности правосудия. И сегодня председатель суда ответственен и за соблюдение всеми сотрудниками трудовой дисциплины, и за подготовку кадров, и повышение квалификации судей, и изучение судебной практики, и информационно-аналитическое обеспечение судов, также он ответственен за единство и сплоченность коллектива. И я думаю, что если председатель несет ответственность за работу суда в целом, то ему нужны соответствующие полномочия, и они у него есть.
- Существует ли сегодня проблема материального обеспечения судебной системы? Как Вы считаете, судьи получают достойное материальное вознаграждение за свою работу?
- Любой судья должен иметь такое вознаграждение за свой труд, чтобы у него не было головной боли по поводу того, на что ему жить. В любой стране независимость судей и их статус регулируется, прежде всего, экономическим фактором. Я считаю, что если мы предъявляем высокие требования к судьям, то хотелось бы довести материальное обеспечение судов и судей до такого уровня, чтобы можно было предъявлять претензии с чистой совестью.
Какова зарплата судьи? Хватает ли денег, чтобы нормально жить и нормально содержать семью? Я считаю, что при формировании заработной платы судьи нужно учитывать его профессиональные заслуги. В прошлом году приняли закон, отменяющий надбавки к зарплатам. В результате многие судьи, в частности, шесть человек из нашего суда, ушли в отставку. Среди них — несколько человек в возрасте 55 лет, замечательные работники, настоящие профессионалы. Ведь в этом возрасте судья, как правило, приобретает большой опыт, у него нет перегибов в работе, он может найти "золотую середину" в процессе принятия решения. Есть еще один момент. Уходя в отставку, судьи (в зависимости от стажа работы) должны получать так называемые "отставочные" выплаты. Люди, которые ушли в отставку в прошлом году, этих сумм еще не получили, так как у нас просто нет денег.
- Поможет ли решить проблемы финансирования судов закон "О судебном сборе", вступивший в силу 1 ноября?
- Во всем мире судебные пошлины высокие. И в годы СССР пошлина в 5% от суммы иска в имущественных спорах была нормальной. Размер пошлин не менялся со времени обретения Украиной независимости, поэтому суммы пошлин получились мизерными: в суд предъявляют иски на сотни миллионов гривен, а пошлину платят в 3-4 тысячи гривен. Иначе как издевательство я это не расцениваю.
Если сторона предъявляет такой иск, то она должна взвесить свои шансы. А если предстоит уплатить 5% суммы иска, то сторона, может быть, и не станет его предъявлять, ведь если в иске откажут, то и деньги не вернут. Боятся пошлины или судебного сбора только те, кто не уверен в своей правоте, и им не стоит идти в суд. Любая предпринимательская деятельность предполагает риски, и в этом нет ничего необычного. А пошлины даже в новом законе, на мой взгляд, занижены. Согласно внесенному нами предложению, пошлины должны были составить 5% суммы иска, но его не приняли, а ведь 1-2% недостаточно, чтобы компенсировать затраты на судопроизводство.
Пошлину должны платить все субъекты, которые спорят в суде, а мы живем еще как в социалистические времена. Говорим: налоговая не должна платить, прокурор не должен. Между тем на Западе нет подобных исключений, есть понятие "сторона по делу". Мы тоже должны уже осознать, что стороны имеют равные права и несут равную ответственность за свои действия (в частности – материальные потери в случае необоснованно поданного иска).
В прессе неоднократно высказывалась мысль, что увеличение сборов должно улучшить финансовое положение судов. Но я считаю, что суды не должны зависеть от сборов. Ведь если суды поставить в зависимость от сумм собираемых средств, то любой субъект, который придет в суд, сможет сказать, мол, ведите себя прилично, так как вы живете на уплаченный мною сбор. Но ведь эти платежи направятся в госбюджет, а уже из госбюджета суду выделят средства. И сколько поступит средств сбора, неизвестно. О результатах нововведения можно будет сказать через год. Но, думаю, мнение о том, что наступят кардинальные изменения, - неправильное.
- По Вашему мнению, нужно ли в дальнейшем развивать специализацию судов?
- Закон Украины "О судоустройстве и статусе судей" четко определил принцип специализации.
У нас в суде работают три судебные палаты, а специализаций в целом - не один десяток. Есть крупные разделы, например, перевозок, неустоек, вопросы по различным финансовым операциям, по банкам. Но если взять коммунальные платежи, то там тоже есть своя внутренняя специализация: по делам, связанным с газо-, энерго- и водообеспечением.
Что касается специализации судов, то, по моему мнению, здесь требуется четкое определение их юрисдикции. Особенно это актуально для административных судов, которые сейчас очень перегружены. Я убежден, что 30-40% дел, рассматриваемых в административных судах и связанных с хозяйственной деятельностью, нужно передать в хозяйственные суды, 20% дел - в общие суды, и только споры, связанные с защитой интересов лиц в публично-правовых отношениях от нарушений со стороны субъектов властных полномочий, должны рассматривать "административники".
- Дела о банкротстве, особенно крупных предприятий, всегда в центре внимания общественности. Как сейчас развивается эта сфера судопроизводства?
- Вопросы, связанные с рассмотрением дел о банкротстве, являются, на мой взгляд, ключевыми в практике каждого хозяйственного суда, учитывая их влияние как на экономические процессы, которые происходят в государстве, так и на права и интересы многих юридических и физических лиц.
Самые сложные времена у нас были два-три года назад, когда многие частные предприниматели стали объявлять себя банкротами, чтобы не рассчитываться по долгам. Мы пытаемся восстановить справедливость. Приходят люди и говорят, что у них банки что-то отнимают. Но ведь банкам нужно вернуть деньги и тем, кто положил деньги на депозит. Подобных дел стало меньше еще и потому, что сейчас банки меньше дают кредитов. Если пять лет назад кредиты мог взять любой гражданин в любом количестве, то сейчас кредитование ограничено, поэтому стало меньше конфликтных ситуаций.
- Много ли предприятий обанкротилось из-за падения объемов производства и по другим подобным причинам?
- Достаточное количество. Но нужно учесть и то, с чего мы начали разговор. У людей должна быть честь, чувство ответственности за свои поступки. А у нас, к несчастью, большинство предпринимателей открывают фирмы не на себя. Бывает, приходит к нам инвалид и просит признать его банкротом, а сам при этом еле передвигается. Выясняется, что он не предприниматель, а просто дал кому-то паспорт, подписал какие-то бумаги и больше ничего не знает. В таком случае можно только посоветовать: никому не давайте свои документы и ничего бездумно не подписывайте. Если человеку заплатили 200 долларов, взяли его паспорт и потом оформили по нему кредит, то это уже проблемы самого гражданина.
Дела о банкротстве – это, на самом деле, отдельная специализация. Даже такая высокоразвитая страна, как США, рассматривает в год 1 миллион дел о признании предпринимателей банкротами. Как вы думаете, в чем причина? В США 300 миллионов жителей. Каждый имеет право и возможность стать бизнесменом. Но только 3-5% из них будут успешными бизнесменами. Остальные - не смогут. Но в США, как правило, у человека этот шанс бывает только один раз. Если лицо один раз не сумело реализовать себя как предприниматель, банки уже не дадут ему второго шанса.
Право заниматься предпринимательством стимулируется тем, что всем разрешается составлять бизнес-планы и получать кредиты. Но когда приходит время, и человек не может свести концы с концами, его признают банкротом. Не только для того, чтобы возместить кредиты, но и для того, чтобы на всех мониторах во всех банках появилась информация о том, что некий гражданин признан банкротом, и банк погасил за него, допустим, 30 тысяч долларов. Это значит, что если такой человек придет устраиваться на работу в любую фирму, его тут же проверят по базе данных банкротов, и с ним уже никто не будет иметь дела. И в США нет возможности открыть фирму на подставное лицо, как у нас.
В нашей стране еще многое нужно сделать для того, чтобы навести порядок в сфере банкротства. Поэтому особое внимание мы уделяем правильности применения соответствующих законов. Так, в октябре этого года на базе нашего суда состоялся всеукраинский семинар-совещание по проблемным вопросам, связанным с рассмотрением дел о банкротстве. Обмен мнениями судей из разных областей Украины, а также участие представителей Высшего хозяйственного суда Украины способствует формированию единой судебной практики, что особенно актуально в свете последних законодательных новшеств. Например, законом "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины об урегулировании отношений между кредиторами и потребителями финансовых услуг", который вступил в силу 16 октября 2011 года, введены существенные коррективы в процедуру банкротства.
В целом, законодатель идет по пути сбалансирования интересов должника и кредитора, обеспечения пропорционального и справедливого распределения средств и имущества.
- Довольны ли Вы тем, как исполняются судебные решения?
- Нет. Принимая участие в съездах судей Украины, я всегда поднимаю вопрос об исполнении судебных решений. Главная проблема состоит в том, что в нашем государстве только 54% вынесенных судами решений исполняются, а остальные 46% не имеют такой перспективы. Когда сторона по делу получает на руки судебное решение, вынесенное именем Украины, это еще не значит, что она, наконец, вернет свое имущество, деньги или восстановит свои права. Закон будет действовать только тогда, когда его будут исполнять. Нужно коренным образом менять механизм исполнения решений.
- Что, по Вашему мнению, нужно сделать для создания позитивного имиджа судей?
- Конечно, нужны стабильность и доверие, чтобы суд работал четко, эффективно и "прозрачно", чтобы люди доверяли суду. В СМИ "проскакивает" информация насчет фактов коррупции среди судей. К сожалению, в Украине, как и во всем мире, случается, что человек, наделенный высоким статусом судьи, оказывается недостоин его и при этом бросает тень на всю систему. В результате честным судьям, работающим не за страх, а за совесть, приходится выслушивать насмешки и разного рода подколки, вроде: "Ну, как там у вас – "колядуют"? Конечно же, это очень больно и несправедливо.
На мой взгляд, в переходный для государства период функция судов - самая сложная, потому что должно поменяться мировоззрение людей. Мы не увидим никаких существенных изменений от реформирования судебной власти, если в обществе, и конкретно в каждом из нас, не будет воспитано чувство уважения к закону и его неукоснительного соблюдения. Только тогда мы сможем говорить о существовании независимой судебной власти, которая, руководствуясь законом, будет разрешать спорные вопросы в судебном порядке.
- Василий Иванович, что Вы пожелаете своим коллегам в День работников суда?
- Хочется поздравить всех, кто сегодня занимается очень важным и ответственным делом - отправлением правосудия: от секретаря суда до председателей судов всех уровней. Пожелать всем здоровья, семейного благополучия, успеха и профессиональных достижений в решении тех задач, которые сегодня ставит и Президент Украины, и высшие судебные инстанции, чтобы заслужить уважение и доверие людей к суду.