Светские приемы, балы, пансионы благородных девиц, где воспитанниц обучали как наукам, так и хорошим манерам, – казалось бы, все это осталось в далеком прошлом. Однако традиции возрождаются, естественно, на новом уровне. Так что правилам поведения даже в самом изысканном обществе, мастерству общения и этикету можно научиться и теперь. В Харькове, например.

"Основы светского воспитания" – так называется школа красоты и хороших манер, которая работает на базе Харьковского центра мод "Европа". Проект ориентирован не только на красоту, но и на социальное развитие личности. Уроки по этике и эстетике, дефиле, хореография, культура общения, теория модельного бизнеса, актерское мастерство, вальс и сальса, визаж, культура питания, лекции о моде и правилах хорошего тона – все это входит в программу "Основ светского воспитания". Вдобавок все желающие смогут посещать факультативные занятия по фотоклассу и ресторации.

Всему можно научиться

"Мы пытаемся донести до молодой аудитории идею о том, что не стоит уделять внимание только "оболочке", нужно задуматься и о внутреннем мире, – говорит президент центра мод "Европа" Наталья Ковалева. – Стараемся объяснить, что определенные каноны поведения нужно соблюдать не только на светской вечеринке, но и в повседневной жизни". Преподаватели проекта – профессионалы, уже давно известные за пределами Харькова, – будут каждый по-своему трактовать понятие светскости. Расскажут, что светскость – не только обложки глянцевых журналов и фотоотчеты с модных вечеринок, но и гораздо более важные для современной девушки навыки – тактичность, умение вести беседу, образованность, воспитанность. "Не обязательно быть дворянкой голубых кровей, – объясняет Наталья Ковалева. – Намного более важны острый ум, владение основами дипломатии, умение ловко выйти из конфликтной ситуации, свободно вести себя за столом, одеваться со вкусом. Эти качества необходимы, чтобы комфортно чувствовать себя в самом высоком обществе". И всему этому можно научиться. Как все-таки справиться с коварным лобстером, как не запутаться в модных тенденциях сезона, могут научить преподаватели новой школы.

Женское образование в XVIII-XIX веках

В XVIII веке в России резко изменилось отношение к женскому образованию. Так что институтов и пансионов для благородных девиц к концу XVIII века было открыто немало, эти учебные заведения пользовались популярностью. Их воспитанницам прививали благородную скромность в поведении, трудолюбие и домовитость, учили арифметике, рисованию, танцам, рукоделию, русскому и иностранным языкам, музыке и пению, прочим "светским добродетелям". В закрытых женских учебных заведениях был жесткий внутренний распорядок и режим. Воспитанницы находились под постоянным наблюдением надзирательниц и воспитательниц, на которых возлагалась обязанность быть "ежечасным примером" для них. Целью подобного образования была не подготовка к какой-либо службе, а воспитание идеальной жены и матери семейства.

В 1852 году все женские учебные заведения были разделены на четыре разряда, и для каждого из них разработали отдельный учебный план, адаптированный в соответствии с сословной принадлежностью девушек и с их будущей ролью в обществе. К первому, высшему разряду, относились Воспитательное общество благородных девиц (Смольный институт), Петербургское и Московское училища и все институты благородных девиц в губерниях, предназначенные в первую очередь для дочерей потомственных дворян. Второй разряд, средний – это Павловский институт, Александровские училища (отделения Смольного для девиц мещанского сословия) в Петербурге и Москве; Петербургский и Московский дома трудолюбия, Астраханский Девичий институт в Восточной Сибири. В них учились дочки не особенно знатных и богатых дворян, почетных граждан и купцов. Третий разряд – Александринский и Иркутский сиротские дома, куда принимали девочек привилегированного духовного звания, а также купеческих дочерей. Четвертый, низший разряд – специальные заведения: сиротские институты воспитательных домов в Петербурге и Москве, повивальные училища для девушек всех сословий. Чем выше был разряд, тем больше внимания уделялось изучению наук.

Кроме государственных, работали и частные учебные заведения. Пансион мадам Юнгвальд в Казани, который обычно приводят как пример частного учебного заведения, действовал более 40 лет и закрылся лишь после смерти его содержательницы. Туда принимали девочек из городских семей среднего достатка, а также дочерей бедных чиновников. Сироты жили и учились в пансионе за счет содержательницы.

В 1858 году открылось несколько "общедоступных" женских школ – гимназий. А с 1862 года по инициативе Николая Алексеевича Вышнеградского в России стали появляться женские семиклассные Мариинские гимназии, где большое внимание уделялось и физическому воспитанию.

Смольный – для очень благородных

Воспитательное общество благородных девиц (позднее названное Смольным институтом) стало первым в русской истории женским светским учебным заведением. Его выпускницы во многом способствовали просвещению русского общества. Именно они, создавая свои семьи либо в силу обстоятельств вынужденные воспитывать чужих детей, прививали им любовь к культуре, уважение к истории своей страны, жажду знаний. Смольный создавали как узкосословное, исключительно дворянское учебное заведение. На первых порах не так уж много было желающих отдать туда своих дочерей. Привлекало оно (поскольку воспитанниц содержали и учили "на казенный кошт") прежде всего небогатых людей. Так что девочки, представленные к первому приему, были почти исключительно из малообеспеченных дворянских семей. В 1765 году при Смольном открылось отделение и "для мещанских девиц" – Училище для малолетних девушек.

Сначала пансионерок (618 лет) распределяли на четыре "возраста" и обучение продолжалось 12 лет. Затем оставили три "возраста". И девочки стали учиться девять лет.

Несмотря на фривольные нравы той эпохи, воспитанницы института содержались в строгости: подъем в 6 утра, потом – шесть или даже восемь уроков. Время для игр очень ограничивалось. Жили в дортуарах – по девять учениц с приставленной к ним дамой. Кроме нее, была еще классная дама, следившая за поведением на уроках.

Программу обучения для первых смолянок составили довольно разностороннюю. В начальных классах изучали Закон Божий, арифметику, русский язык, иностранные языки, рисование, танцы и рукоделие. Во втором "возрасте" добавлялись история и география, в третьем вводились "словесные науки", архитектура, геральдика и опытная физика. В последнем классе повторяли все пройденное ранее, причем особое внимание обращалось на Закон Божий и занятия "экономией", то есть домоводством, что готовило выпускницу к семейной жизни. Одним из самых важных событий в жизни смолянок становился публичный экзамен, на котором обычно присутствовала императорская семья.

Реформа императрицы Марии Федоровны, которая несколько лет была начальницей института, коренным образом изменила характер Смольного. Широкие общественные задачи, поставленные Екатериной II, по существу, отошли на второй план: Мария Федоровна признавала женщину "достойным и полезным членом государства" только в качестве домохозяйки. Поэтому вместо книги "О должностях человека и гражданина", которую читали при Екатерине, при Марии Федоровне стали читать и объяснять книгу "Отеческие советы моей дочери".

В октябре 1917 года Смольный институт был закрыт.
 
В Украине открывают "благородные" школы

В городе Ковель на Волыни недавно открылась школа благородных украинок. Туда набирают всех желающих в возрасте от 9 до 15 лет. Среди записавшихся 26 детей – двое мальчиков. В классах этой школы бесплатно изучают Закон Божий, музыкальную, сценическую и медицинскую культуру, народоведение, этику и эстетику, декоративно-прикладное искусство, психологию, историю, экономику и гармонию моды. Кроме того, недавно благородных детей сводили в ресторан, где показали, как правильно себя вести и пользоваться столовыми приборами. В учителя к "благородным украинкам" позвали священника, художника, экономиста, историка, гинеколога и милиционера.

Семь лет назад такая школа уже существовала в Ковеле, но ее закрыли: не нашлось подходящего помещения. Теперь занятия проводят в местном культурно-просветительском центре дважды в неделю после уроков в средней школе. Курс обучения – два года. Педагоги работают с детьми по собственной инициативе. Школа, как объясняет ее директор Галина Голубович, призвана поднять уровень культуры подростков и их самооценку. "Школьников будут учить всему: от божьих заповедей и народных традиций до личной гигиены и приемов самозащиты, – пояснила директор. – Милиционеры расскажут, как действовать в случае опасности на улице. Врачу-гинекологу девочки задают вопросы, которые стесняются задать дома".

А в городе Боярка под Киевом уже несколько лет работает частная общеобразовательная школа для девочек "Леди". Подобной школы в Украине больше нет. Учатся там только девочки, точнее юные леди. Именно так обращаются к ученицам учителя и воспитатели. "Здравствуйте, леди!" – приветствует третьеклашек преподавательница математики, начиная урок. Девчушки отвечают на приветствие реверансом.

В этой школе необычно все. Главные предметы – этика и этикет – преподаются с первого класса. В расписании – уроки манер и культура одежды. Понедельник, среда, пятница – англо-украинские дни: все разговаривают исключительно на английском и украинском языках. Вторник – французско-русские. Даже на переменках дети щебечут на иностранных языках! Но вот в коридоре появляется директор школы Ирина Львовна, и девочки застывают в реверансе, приветствуя ее улыбками. По словам директора Ирины Демидовой, главная цель этого учебного заведения – воспитать счастливую женщину – жену и мать, которая могла бы изъясняться на нескольких языках, играть на фортепиано, со вкусом одеваться, сервировать по всем правилам стол… Одним словом, быть авторитетом для мужа и детей. "Разумеется, если девочка захочет делать карьеру, ничто не помешает ей реализоваться и в профессии. Но это не на первом плане", – говорит директор школы.