Основное событие прошлой недели на уровне государства - это ротации в правительстве. В среду, 22 февраля, Виктор Янукович назначил нового первого вице-премьера, должность которого была вакантной после неожиданного перевода Андрея Клюева в СНБО (Кстати, на прошлой неделе президент прямо заявил, что Клюев не будет возглавлять предвыборный штаб Партии регионов, хотя многие обозреватели трактовали его увольнение как старт предвыборной кампании, которой Клюев якобы и должен был заняться, не отвлекаясь на работу в Кабмине.) Итак, первым вице-премьер-министром, фактически – вторым человеком в правительстве, стал Валерий Хорошковский.
У самого гламурного чиновника Украины - богатый послужной список. Хорошковский был зампредседателя Администрации президента при президенте Кучме, руководителем Таможенной службы и первым зампредседателя СБУ при президенте Ющенко, председателем СБУ и министром финансов при президенте Януковиче. По словам Януковича, главные задачи Хорошковского – евроинтеграция Украины и возобновление сотрудничества с МВФ или же поиск нового источника кредитования. Возможно, именно проблемы в переговорах с Международным валютным фондом стоили Андрею Клюеву должности, ведь то, насколько нужны Украины эти деньги, общеизвестно. Хорошковский же призван стать кризис-менеджером, более того, по оценкам некоторых политологов, президент ожидает от него чего-то вроде "экономического чуда". Почему – широкой общественности неясно: как выдающийся экономист Хорошковский обывателю уж точно неизвестен. Это в очередной раз позволило говорить о том, что основным критерием для попадания в высшую власть являются сейчас не профессиональные качества, а личная близость и преданность президенту. Однако от деятельности на посту вице-премьера, причем в ближайшие несколько месяцев, очевидно, зависит долгосрочное будущее Хорошковского: он может быть назначен премьер-министром, может возглавить список Партии регионов на парламентских выборах, может сформировать плацдарм для участия в президентской гонке, а может быть уволен или отправлен на какую-нибудь невнятную должность. В конце концов, опыт Клюева, Могилева, Ежеля и других демонстрирует, что президент вполне способен расстаться с неугодным ему министром.
Еще одна версия назначения Хорошковского – подготовка "преемника". Рейтинг Партии регионов падает очень стремительно, рейтинг президента тоже снижается, и очень может быть, что к следующим президентским выборам кандидатура Виктора Януковича будет слишком отягощена проваленными реформами и всякими глупыми историями вроде роскошности Межигорья. Это означает, что людям, которые имеют реальное влияние на ситуацию в стране и которых в прессе принято называть представителями "кланов", нужно подготовить к выборам другого человека. По мнению обозревателей, им может быть Хорошковский. Конечно, для того чтобы он стал "народным кандидатом в президенты", надо проделать действительно титаническую работу. Пока что Хорошковский не является ни известным политиком, ни эффективным чиновником, ни публичным деятелем, ни лидером общественного мнения, ни катализатором успешных преобразований, да и образ метросексуала – это не совсем то, что ментально близко нашим народным массам. Однако время еще есть – и для достижения реальных результатов в работе, и для нужного пиара. А значит, операция "преемник", если она, конечно, имеет место быть, вполне может закончиться успешно.
Основная интрига прошлой недели – станет ли Петр Порошенко министром экономического развития. После назначения Хорошковского первым вице-премьером в Кабмине осталось две вакансии: министра экономики и министра финансов. В четверг, 23 февраля, лидер регионалов в Верховной Раде Александр Ефремов заявил, что соответствующие указы уже подписаны президентом, и финансовый сектор достанется Юрию Колобову, а экономический – Петру Порошенко. Прошло несколько дней, но официального подтверждения назначений все еще нет. Более того, бютовец Андрей Шкиль распространил информацию о том, Порошенко от должности отказался.
С кандидатурой Колобова все более-менее понятно: сейчас он – зампредседателя Нацбанка, то есть правая рука Сергея Арбузова, друг сына президента Александра Януковича и вообще считается человеком "семьи". Другое дело – Петр Порошенко: человек из ближайшего окружения Ющенко времен "оранжевой революции", министр правительства Тимошенко, владелец оппозиционного "5 канала". К "тушкам" (хоть и не депутат) причислен не был, в сторону власти уж очень активно не дрейфовал.
Зачем Януковичу вводить в Кабмин Порошенко? Назначение Петра Алексеевича покажет общественности президента как человека широких взглядов, который ориентируется на профессионализм и ищет эффективного управленца, не взирая на идеологическую подоплеку. Тем более, опыт привлечения в команду "заклятых помаранчевых врагов" у Януковича уже есть: Виктор Балога, возглавлявший Секретариат президента Ющенко, уже давно работает министром по вопросам чрезвычайных ситуаций в правительстве Азарова.
Сам Петр Порошенко наверняка имеет нереализованные амбиции. Сможет ли он вернуться в действительно большую политику и дотянуться до рычагов управления страной, не пойдя на контакт с действующей властью? В ближайшее время – точно нет. Во-первых, сама власть этого не позволит, а во-вторых, кроме как к ней, и примкнуть-то не к кому, потому как альтернативы реальной пока что нет. Кроме того, Порошенко – крупный предприниматель, и его бизнес-интересы лежат в очень разных сферах – пищевая промышленность, автомобилестроение, масс-медиа. Очевидно, что, находясь во власти, защищать свой бизнес гораздо проще, да и способов укрупнить его больше. Другое дело, что, согласившись на кресло в Кабмине Азарова, Порошенко уже прочно будет ассоциироваться с Партией регионов. И пойти по какому-то другому политическому пути ему будет потом сложнее - ярлыки "предатель" и "перебежчик" у нас навешиваются очень легко.
Теперь – о событиях харьковских. Пользоваться такими привычными жетонами осталось недолго. До начала Евро руководство города и метро планирует полностью заменить жетоны бумажными билетами. Каждый одноразовый билет будет иметь свой уникальный штрих-код, в котором будут зашифрованы дата и время его покупки. Срок действия такого билета - сутки. Как только система зафиксирует оплату проезда с помощью одноразового билета, штрих-код перестает быть действительным, поэтому пытаться отксерить билет и проехаться по нему не один раз - бессмысленно.
Новые автоматы по продаже бумажных билетов начнут устанавливать уже в марте. По словам директора метро Михаила Карамшука, переоборудование системы обойдется в 30 миллионов гривен, а на ее обслуживание метро будет тратить 5 миллионов в год, в то время как содержание "жетонного хозяйства" обходится в 25 миллионов в год. Вроде как экономия в перспективе - очевидна. Однако почему обслуживание жетонов, которые уже продаются через автоматы, а не кассиршами, сидящими на зарплате, настолько дороже выпуска билетов, которые тоже будут продаваться через автоматы, осталось тайной. Кроме того, Карамшук подчеркнул, что себестоимость одного жетона - около 70 копеек, а себестоимость одного бумажного билета - всего полкопейки, то есть в 140 раз меньше. Но тут стоит принять во внимание, что один жетон, который вроде как настолько дороже, в отличие от одноразового бумажного билета, может использоваться гораздо больше, чем 140 раз. Поэтому экономия наверняка все же будет, но не такая масштабная, как могло показаться со слов начальника метро. Возможно, поэтому Карамшук отметил, что хотя и себестоимость бумажного билета гораздо ниже себестоимости жетона, проезд в метро не подешевеет.
В связи с этой ситуацией еще остался вопрос, зачем в преддверии таких глобальных перемен город
Но не только из-за изменений в системе оплата проезда упоминалось на прошлой неделе метро. Как сообщило издание
В устах мэра города Геннадия Кернеса объекты, небрежно именованные в "Вестнике госзакупок" табличками, превратились в "большие табло с современным диодным оборудованием для энергосбережения". Мэр не согласился с мнением о слишком высокой их стоимости и посоветовал обратиться по данному вопросу к руководству метрополитена, потому что "люди, которые составляли эти цифры, о чем-то думали и готовы каждую цифру защитить". Но не тут-то было. Директор метро Михаил Карамшук вместо пояснений отметил, что деньги за таблички еще не перечислены, а прокомментировать цену на них отказался.
В итоге вопрос обоснованности стоимости этих злосчастных табличек не просто остался открытым, а получил какой-то сенсационно-обличающий оттенок. И вполне может быть, что это - результат не каких-то финансовых махинаций или попыток их скрыть, как это преподнесли СМИ, а недостатков и просчетов в информационной работе и работе с прессой. Неужели у этой цифры в пять тысяч гривен нет вообще никакого внятного обоснования? В конце концов, таблички эти - немаленького размера (некоторые - почти пять метров в длину), сколько-то стоят материалы, еще сколько-то - само изготовление. Помня о не столь давнем скандале с лавочками, логично было бы подготовить и предоставить какие-то пояснения - чтобы не возникало вопросов и далеко идущих выводов, не было поводов для обвинений и предположений, да и вообще - чтобы электорат видел открытость власти и готовность отчитаться в своих действиях. Так было бы и электорату, и власти спокойнее. Однако в итоге электорат получил от власти ответ в стиле "это не так, потому что это не так", тут же нашлась масса желающих истрактовать его как попытку скрыть злоупотребление, и в результате электорат чувствует себя обманутым, а власть будет вынуждена оправдываться или пытаться списать все на "происки врагов". Причем вот такое системное нежелание или неумение объяснить свои действия характерно для всех уровней нынешней власти и присутствует повсеместно - будь-то мелкий, в общем-то, вопрос о цене табличек или же вопрос государственного значения о необходимости радикально реформировать систему льгот. А ведь изменив линию поведения в информационном пространстве, власть могла бы получить ощутимые электоральные дивиденды.
И еще одна новость, связанная с городским транспортом. Сессия горсовета выделила 4,5 миллиона гривен на оплату лизинговых трамваев и троллейбусов. Об огромном, в 120 миллионов, долге и тупиковой ситуации с лизинговым транспортом мы недавно писали. Выделение денег после достаточно долгого перерыва - недвусмысленный сигнал о том, что ситуация, видимо, действительно обострилась до предела, но мэрия готова и будет постепенно ее решать, а город без транспорта не останется.
И последнее событие прошлой недели, которое само по себе не окажет никакого влияния на жизнь города, но является иллюстрацией тенденции: Андрей Руденко, бывший руководитель хлебозавода "Салтовский", давний соратник Арсена Авакова, решил уйти с должности председателя горорганизации "Батьківщини". При этом он пока остается лидером партийной фракции в горсовете.
Шаг вполне ожидаемый, причем не только потому, что именно с работой на Авакова и членством в "Батьківщині" Руденко, вероятно, связывает свои последние беды. Но и потому, что руководство горорганизацией этой партии не несет никаких перспектив. Да и нет у этой партии будущего в нашем регионе, если оба местных руководителя фактически оставили ее. А слова основного спикера харьковской "Батьківщини" Валерия Дудко о том, что ничего страшного в ситуации нет, и "история партийной организации" демонстрирует массу примеров разграничения должностей руководителей фракций и руководителей горорганизаций, выглядят как попытка сделать хорошую мину при плохой игре.