В последнее время в Харькове наметилась неприятная тенденция: громкие новости все чаще бывают так или иначе связаны с криминалом. На позапрошлой неделе было совершено покушение на экс-прокурора области Василия Синчука (либо на его друзей-бизнесменов), месяц назад пытались убить или же припугнуть замначальника харьковского ОВИРа Геннадия Витера. Прошлая неделя тоже запомнится стрельбой в центре города: в Харькове пытались ограбить воинскую часть. В результате – двое убитых, двое раненых.
Итак, в ночь на четверг двое мужчин перелезли через забор и проникли на территорию воинской части А-1451 радиотехнических войск, которая расположена на улице Деревянко. Они были вооружены ножами и обрезом двуствольного охотничьего ружья. Оставшись незамеченными, налетчики добрались до одноэтажного здания караульного помещения и забрались на его крышу, устроив засаду. Когда в помещение вошли возвращавшиеся со смены караула трое военнослужащих, нападавшие спрыгнули с крыши и зарезали идущего последним 20-летнего рядового. Потом налетчики попытались забрать его автомат Калашникова, но им помешали начальник караула и разводящий. 23-летний разводящий выбил из рук налетчика оружие, а 25-летний начальник караула застрелил из пистолета Макарова одного из нападавших. Вместе военнослужащие связали второго нападавшего и удерживали его до приезда милиции. В результате столкновения военные получили ножевые ранения, врачи утверждают, что их жизням ничего не угрожает.
Позже заместитель генерального прокурора Анатолий Пришко, специально прибывший в Харьков, рассказал, что напали на караул два брата 1970-го и 1979-го годов рождения. Остался в живых старший из братьев, который служил в российском спецназе, потом ушел в запас и занимался в Харькове бизнесом. Нападение было детально спланировано, налетчики были одеты в военную форму и черные маски, использовали лестницу и рации. Милиция возбудила уголовное дело сразу по двум статьям – умышленное убийство и разбойное нападение. Основная версия следствия на данный момент – нападение было совершено с целью ограбления: преступники хотели похитить армейское оружие. В караульном помещении хранились автоматы Калашникова и боеприпасы к ним. Политического или религиозного подтекста в этом нападении следствие не усматривает и проверяет причастность нападавших к другим преступлениям. Расследование взял под личный контроль президент.
За годы независимости Украины это второй случай нападения на воинские части, в результате которого были человеческие жертвы: первый произошел в 1995 году в Донецкой области. По всей видимости, это громкое преступление, в отличие от многих других резонансных харьковских преступлений последнего времени, "висяком" не станет: налетчик задержан, дает показания, вина его очевидна, и он получит срок. Однако вопросы все равно остаются. Первый из них – как могло получиться так, что нападавшие вообще попали на территорию воинской части и смогли добраться до караульного помещения незамеченными? Воинская часть – это основная военная единица вооруженных сил, и ее территория является охраняемой. По информации
Следствие предполагает, что похищенное оружие и боеприпасы нападавшие собирались или продать, или же использовать при последующих разбойных нападениях. Последний вариант - не такая уж редкость: например, украденный при первом нападении на инкассаторов автомат Калашникова использовался при остальных нападениях на них. Кстати, в связи с налетом на воинскую часть прозвучали слова о том, что будет, в частности, проверена причастность налетчиков к нападениям на инкассаторов в 2001-2009 годах. А вот это заявление уже выглядит как жест отчаяния: дело инкассаторов представляет собой совершенно бесперспективный "висяк", который больше 10 лет мертвым грузом лежит на харьковской милиции. В далеком 2001-м одному из налетчиков на воинскую часть было чуть больше 20 лет, а второй в это время, видимо, служил в России. Но дело даже не в этом. Дело в том, что совершенно непонятно, зачем неуловимым убийцам инкассаторов так подставляться и нападать на воинскую часть, если любое оружие можно купить на черном рынке, и это всем известно? Так что милиция, похоже, предпринимает попытку несколько искусственно "пристегнуть" преступника, который, по всей видимости, обречен на тюрьму, к делу, которое, по всей видимости, обречено быть нераскрытым. Чем это закончится – сказать пока сложно. В конце концов, в Харькове случались достаточно неожиданные повороты событий: достаточно вспомнить, как обвиняемый в убийстве милиционера Артем Дериглазов внезапно признался в причастности к ограблениям нескольких банков.
В пятницу, 23 марта, министром экономического развития и торговли был назначен Петр Порошенко. Эта должность была вакантной с тех пор, как занимавшего ее Андрея Клюева президент отправил в СНБО. Эпопея с назначением Порошенко длилась месяц: его кандидатура на пост министра экономики была анонсирована еще в конце февраля. Потом сказали, что Порошенко якобы отказался, потом – что он готовит план действий и ведутся переговоры. На этой неделе в переговорах была поставлена точка, соответствующий указ подписан, а программа нового министра – обнародована.
Петр Порошенко – беспартийный профессиональный политик и чиновник, мужчина в нужном возрасте и с амбициями, очень обеспеченный "владелец заводов, газет, пароходов", один из идеологов "оранжевой революции" и человек из окружения Виктора Ющенко того времени. В последние несколько лет в большой политике не светился, громких должностей не занимал, в приверженности "преступной власти" или "бесхребетной оппозиции" замечен не был. Возникают два вопроса: зачем это назначение Виктору Януковичу и зачем это назначение самому Петру Порошенко?
Для Виктора Януковича это назначение, если можно так выразиться, - имиджевое. Петр Порошенко в свое время был министром иностранных дел и в некотором роде известен заграничным политическим кругам. Его никак нельзя назвать ни человеком лично Януковича, ни человеком "семьи", ни "донецким". Он не член Партии регионов, более того, в не таком далеком прошлом он – соратник тех, кого сейчас вроде как преследуют по политическим мотивам. Да, он олигарх, но олигарх без криминального шлейфа. Назначение такой кандидатуры в правительство, да еще и на ключевой сектор – экономики, показывает Януковича как человека, так сказать, широких и прогрессивных взглядов. Президент как бы хочет продемонстрировать всем, что вот оно, назначение, в котором нет политики, нет идеологии, нет симпатий или антипатий, нет "семейственности", нет личной преданности, а есть только ставка на голый профессионализм. Как и должно быть.
С мотивацией Порошенко несколько сложнее. Его "поход во власть" может иметь несколько объяснений. Первое - менее вероятное: Порошенко настолько нужен был президенту и команде "регионалов", что ему предложили пост, а в качестве дополнительного стимула припугнули давлением на бизнес в случае отказа. Некоторые политологи придерживаются именно этой версии. Правда, во-первых, не совсем понятно, почему свет сошелся клином именно на Порошенко. А во-вторых, практика показывает, что наш президент достаточно нейтрально относится к мнению о нем международной общественности, а поэтому в то, что Порошенко нужен был позарез, верится с трудом. Однако рациональное зерно в этой версии все же есть. С одной стороны, находясь во власти, Петру Порошенко будет гораздо удобнее защищать или развивать свой бизнес. С другой – его медиаактивы, в первую очередь "5 канал", а также популярные интернет-ресурсы, которыми Порошенко владеет совместно с Ринатом Ахметовым и Борисом Ложкиным, наверняка теперь будут лояльны по отношению к президенту, что не может не радовать последнего.
Однако более вероятной причиной того, что Порошенко – снова министр, являются личные амбиции Петра Алексеевича и его желание вернуться в большую политику. Вокруг его назначения возникла некоторая шумиха, и люди вспомнили о "шоколадном короле" в политическом контексте. Поговаривают, что, соглашаясь на должность министра, Порошенко выдвинул два условия: первое – ему дадут возможность осенью баллотироваться в парламент по мажоритарному округу в Виннице – вотчине его кондитерского производства, второе – будут пересмотрены решения в отношении политических заключенных. Подписание указа, надо полагать, означает принятие обоих условий. Со вторым условием все ясно до смешного - пообещать можно что угодно, но вряд ли Порошенко реально может как-то повлиять на судьбу Тимошенко или Луценко, если даже международная общественность не смогла. А вот первое может иметь далеко идущие последствия. Парламентские выборы – этой осенью. Программа действий, которую предложил Порошенко, изобилует обтекаемыми формулировками, слегка напоминает набор лозунгов и в целом вполне вписывается в декларируемые президентом цели и задачи. Речь идет о прозрачной системе государственных закупок, защите бизнеса от силового давления, упрощении регистрации прав собственности, защите внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции, создании условий для проведения земельной реформы, дерегуляции ведения бизнеса и т.д. (всего – 12 подробно расписанных пунктов). Да, это программа не очень оригинальна, но в контексте приближающихся выборов – вполне привлекательна. Реализация хотя бы парочки из ее тезисов может быть неплохим стартом для предвыборной кампании. Но даже без существенных успехов на ниве работы министром по мажоритарке в Виннице Порошенко в парламент пройдет – в этом можно не сомневаться.
А дальше у Порошенко будет выбор. В случае успешной работы в Кабмине он сможет остаться министром и сделать ставку на будущее в рядах действующей власти. Этот вариант, правда, несет некоторые риски. Сергей Тигипко сначала строил "ради реформ" собственную партию, потом "ради реформ" согласился быть "приглашенной звездой" в центральной власти, в результате чего растерял весь рейтинг, и в итоге, снова "ради реформ", был вынужден влиться в "главную партию страны". Конечно, сам Тигипко в ближайшее время вряд ли исчезнет из поля зрения электората, однако на всех амбициозных должностей все равно не хватит. Кроме того, есть риск, что в какой-то момент, вероятно – перед выборами, власти нужны будут люди, на которых повесят всю ответственность за то, что народ все еще живет не так, как ему хотелось бы. И в этой ситуации логично назначить "крайним" именно того, кто изначально не является "своим". Так что вхождение во власть для политика с, грубо говоря, нейтральным имиджем хоть и может быть неким стартом, но в то же время чревато репутационными потерями.
С другой стороны, после выборов Порошенко может выбрать депутатское кресло и постараться сколотить вокруг себя какую-то депутатскую группу, занимаясь, грубо говоря, чистой политикой с прицелом на собственный проект к следующим выборам. Это тоже шаг к реализации амбиций, правда, он предполагает более долгий путь. Какой из вариантов выберет Порошенко – покажет время.