Интернет породил совершенно новые стандарты подачи информации и существенно изменил ее восприятие. Эти трансформации до сих пор толком не изучены ни психологами, ни социологами. Потому что, во-первых, все эти трансформации произошли слишком стремительно. Во-вторых, эта среда меняется постоянно: когда-то ключевым моментом интернет-общения была анонимность, сейчас, с развитием социальных сетей, анонимность ушла в прошлое, когда-то видео в Сети было экзотикой, сейчас, с увеличением пропускной способности каналов и мощности серверов, видеоконтент становится настолько востребованным, что возникают интернет-телеканалы, и так далее. Однако можно выделить несколько тенденций, позволяющих очертить роль интернета в общественно-политической жизни.
Первая тенденция – это явление, которое можно назвать "инфляцией информации": информации слишком много, и она обесценивается. Скандалы в Сети живут считанные дни, а то и часы, тут же вытесняемые новыми информационными поводами. У рядового пользователя просто нет времени задуматься над тем, правильна ли трактовка событий. В этом случае срабатывает принцип "кто заявил первый, тот и прав". Противоположная сторона (как правило, это неуклюжая и медленно реагирующая власть) почти всегда оказывается в проигрыше: ее оправдания появляются тогда, когда общественность уже увлечена другими скандалами и читать вчерашнее уже никому неинтересно. Т. е. заявление "У гражданина Сидорова дочь – проститутка" имеет шанс быть услышанным. Опровержение "У гражданина Сидорова и дочери-то никакой нет", появившееся на следующий день, не будет услышано почти никем, и к образу гражданина Сидорова добавится отцовство барышни сомнительно поведения.
Инфляция информации породила еще одну особенность – это то, как мы стали информацию воспринимать. Ее слишком много, соответственно, не то что осмыслить, но даже прочесть весь вал информационных лент и сообщений социальных сетей мы не в состоянии. Тем не менее, мы остаемся в курсе текущих событий. Задумайтесь, из чего формируется наше восприятие новостей? Что на самом деле мы читаем большую часть времени? Правильно – мы читаем заголовки.
Вообще, весь общественно-политический сегмент интернета стал интернетом заголовков. Несколько слов заголовка прочитывают сотни тысяч человек, открывают новость, лежащую под заголовком, – лишь тысячи. Это побочное следствие инфляции информации превратило заголовок в мощнейший инструмент воздействия, который стал самоценным. Примеров может быть множество. Автор не стал мудрствовать лукаво и открыл один из самых посещаемых в украинском интернете общественно-политических ресурсов. Дело было в выходной, а в выходные новостей гораздо меньше, но тем не менее… Итак, заголовки. "За МММ в Севастополе агитируют флагами российского флота" (в новости идет речь о рекламной кампании "МММ", в которой использованы Андреевские флаги, и, естественно, к флагам собственно российского флота они имеют отношение чисто внешнее), "Против защитников языка во Львове возбуждено дело" (речь идет о том, что возбуждено дело по факту группового нарушения общественного порядка во время акций протеста, обвинение никому не предъявлено, так что утверждение "возбудили дело против…" - явная неправда), "В больнице голодающей вместо помощи предложили булочку" (из текста новости следует, что булочка - это неудачная шутка главного врача, тем не менее, обратившаяся за помощью была осмотрена и ей назначили лечение лекарственными препаратами, а вовсе не булочкой). Таким образом, заголовки формируют общественное мнение куда больше, чем сама информация, которая под ними скрывается, и являются довольно мощным пропагандистским оружием.
Инфляция информации, кроме заголовков, породила еще множество трюков, рассчитанных на то, что пользователь не успеет дочитать, вдуматься, проанализировать. Самый свежий и забавный пример пришел из "Facebook" во время написания этой статьи. В ленте автора появилась
Вторая особенность интернета – сублимация гражданской активности, вызванная интерактивностью. Об этом автор уже
Такое положение дел не идет на пользу ни обществу, ни государству. Хотя, конечно, так сказать правящий класс эта ситуация устраивает: пусть лучше лайкают, чем митингуют. Но с другой стороны, такая политика является недальновидной, потому что, как показывает история, потеря связи между государством и обществом всегда приводит к плачевным последствиям.
Казалось бы, интернет в силу всеобщей доступности должен если не объединять, то, по крайней мере, служить средством коммуникации между людьми или группами людей. На самом деле все происходит с точностью до наоборот. Общественно-политическая часть интернета жестко сегментирована по политическому и мировоззренческому признакам. Группы людей, объединенные одной идеей, замыкаются в себе, генерируя своих героев, свою систему ценностей, свои модели поведения (прежде всего, разумеется, виртуального) и даже свой тезаурус. Вам это ничего не напоминает? Автору напоминает тоталитарные секты.
Почему так случилось? Сначала в Сети появилась жесткая идеологическая сегментация общественно-политических ресурсов (о причинах этого явления автор писал в прошлой части цикла). Каждому из нас куда приятнее читать или видеть то, что соотносится с собственными взглядами. Так что читаем мы по большей части что-то, что способно не поколебать наши убеждения, а подтвердить нашу правоту. Поэтому совершенно естественно, что вокруг каждого сайта образовалась аудитория четко очерченной идеологической направленности. Какие-то "кросс-площадки", т.е. места, где идеологически разношерстный контент располагал к дискуссии, быстро перестали существовать по причине ненадобности для спонсоров. В итоге образовались наборы ресурсов, обязательно посещаемых либералами, "левыми", националистами, традиционалистами, прозападниками, пророссийски настроенными пользователями и т.д. Конечно, это не значит, что никакого пересечения нет и мы не потребляем ничего, кроме "своего" контента. Однако, во-первых, процент потребления "чужого" гораздо ниже, а во-вторых, мы не склонны к интерактивности, т. е. к какому-либо обсуждению, на идеологически чуждых площадках.
Каждый идеологический сегмент породил своих героев: Навальный и Портников, Вассерман и Венедиктов, Кургинян и Леонтьев… Это, как правило, блоггеры и журналисты, выступающие на "своих" площадках и никогда на "чужих", люди, говорящие со "своей" аудиторией и не адресующие своих мнений другой.
Породил каждый идеологический сегмент и свой тезаурус: "юльки" и "юлеботы", "рыги" и "янучары", "либерасты" и "кремлядь"… Употребление подобных слов маркирует пользователя, сразу заявляя его мировоззренческие позиции и принадлежность к группе. Как у подростков или сектантов.
Социальные сети лишь усугубили эту тенденцию к разделению. Мы так или иначе формируем список контактов из людей, нам интересных, а интересны нам за небольшим исключением те, кто разделяет наши воззрения. Соответственно, наши ленты "Facebook", "Twitter" или "Googlе+", за исключением вездесущих кошачьих фотографий, полны ссылок на идеологически близкий нам контент.
В чем опасность такого идеологического разделения? Прежде всего, в том, что мы понемногу теряем способность слышать оппонентов, да и вообще оппонировать. Автор не верит, что в споре рождается истина – скорее, в споре рождается балаган, однако слышать и понимать другую точку зрения всегда полезно даже для укрепления собственных убеждений. Кроме того, подобное сегментирование отлично служит манипуляционным целям: сбитые в стадо пользователи всегда восприимчивее к любой информации, даже самой абсурдной. Это, кстати, прекрасно понимают руководители сект, стремящиеся ограничить общение своих адептов вне секты. И последнее – сегментирование служит катализатором сублимации гражданской активности, о которой писалось выше. Потому что принадлежность к виртуальной общности стимулирует к виртуальным же действиям, потому что общность может выразить отношение, создает иллюзию солидарности, поощряет, но - только виртуально.
Завершая тему сегментации – небольшое отступление для внимательных читателей. В третьей части цикла автор писал об отсутствии идеологий в современном обществе, здесь же говорит о жесткой сегментации по мировоззренческому и политическому признакам. Однако никакого противоречия тут нет. Во-первых, современный политикум в очень небольшой степени отражает воззрения интернет- пользователей, а сами политики и партии, по сути, не имеют серьезной сетевой базы. Чтобы в этом убедиться, достаточно посмотреть, например, посещаемость сугубо партийных сайтов, их контент, посмотреть количество "друзей" в социальных сетях у ведущих политиков… Например, у Юлии Тимошенко, которая является одним из лидеров "сетевого общественного мнения", в "Facebook" всего 21 тысяча поклонников.
И второе – политический сегмент интернета очень невелик. Об этом свидетельствуют счетчики посещаемости самых популярных общественно-политических ресурсов. Если учесть тот факт, что большинство пользователей посещает ежедневно не один ресурс и даже не два, легко посчитать, что политикой в Украине интересуется примерно каждый десятый пользователь интернета. Остальные бывают в Сети по работе, хотят туда за развлекательным контентом, посещают далекие от политики сайты по интересам и т.д. В общем, украинский интернет – аполитичен, и бурления, в нем происходящие, редко могут оказывать влияние на общественные настроения.
Автор застал те времена, когда интернет приходил к нам под писк модемов. Так вот тогда, 15 лет назад, ситуация была в корне другой. Не хотелось бы, чтобы эти слова восприняли как стариковское брюзжание "раньше небо было синее", однако с ними, пожалуй, согласятся все, кто имел доступ к Сети десятилетие назад: раньше уровень дискурса в интернете был гораздо выше. Скорее всего, дело в том, что раньше доступ в Сеть из-за дороговизны был уделом определенного круга людей, причем не столько богатых, сколько тех, кто склонен использовать интернет для работы. Соответственно, мало кому приходило в голову тратить недешевый трафик и свое время на просмотр какого-нибудь демотиватора, который мог пару минут грузиться. К тому же раньше интернет еще не был так сегментирован по признаку спонсорства, находилось много энтузиастов, которые действительно пытались сделать свободные площадки для обмена мнениями, а сайты не просматривали - их читали.
Потом интернет стал общедоступным, и это радикально изменило качество контента. Вот пример заголовков, взятых наугад из баннерной сети, живущей в "подвале" одного из новостных сайтов: "Трагически погиб звезда "Интернов", "Волочкову избила собственная мать", "Сергей Светлаков и Вера Брежнева сыграли свадьбу!", "Украину лихорадит от НЛО". Вряд ли подобные заголовки могли заинтересовать пользователей интернета 15 лет назад.
Конечно, все это отразилось и на качестве общественно-политического сегмента Сети. Вы уже почти не найдете "серьезных" ресурсов с большими текстами, аналитическими материалами, тщательно отобранными и грамотно сформулированными новостными сообщениями. А если и найдете, то это с 90%-й вероятностью будет интернет-сайт печатного СМИ или информагенство, т.е. места, где еще живы традиции печатного слова и классической журналистики. Собственно интернет-сайты, существующие как самостоятельные проекты, в погоне за кликами пользователей давно подстроились под их вкусы и интеллектуальный уровень. Яркий пример, особенно поразивший автора: когда Верховная Рада принимала новый Уголовный процессуальный кодекс - важнейший документ, который изменит жизнь без преувеличения миллионов людей, - один из самых посещаемых украинских интернет-ресурсов разразился материалом, где живо описывалось, как во время голосования какой-то депутат обменивался СМС-ками с любовницей. Материал этот вызвал огромный резонанс в Сети в отличие от приятия нового УПК, который, кажется, интернет-общественность не заинтересовал вообще (попробуйте ради интереса погуглить эту тему, и вы убедитесь в том, как вяло отреагировала на нее Сеть). Хотя похождения героя-любовника с депутатским значком и коренное изменение правоохранительной системы государства – вещи, мягко говоря, не сопоставимые по общественной значимости. Таким образом, интернет формирует повестку, которая уже почти не коррелирует с действительно общественно значимыми темами.
И, конечно, нельзя обойти вниманием
Все это не было бы так печально, если бы не одно "но". Из общественно-политического сегмента Сети почти исчезли адекватные люди, которые были напуганы агрессивной глупостью троллей и проплаченных комментаторов. Нормальные пользователи, естественно, не хотят вступать в полемику с идиотами. В итоге любое интернет-сообщество, объединенное по профессиональному признаку (форумы и группы в социальных сетях врачей, юристов, банкиров и т.д.), успешно существует. А сообщество общественно-политическое, которое по идее должно быть максимально конструктивным в силу всеобщей важности обсуждаемых проблем, напротив превратилось в клоаку.
Можно ли превратить современное медиапространство из манипулятивного инструмента групп людей в инструмент, служащий всему обществу? Возможны ли независимые СМИ? Можно ли очистить интернет от информационного мусора, вернув ему свойство, о котором мечтали создатели, – функцию свободного и комфортного обмена мнениями и контентом? Ответ на эти вопросы один – нет. С единственной оговоркой: все это невозможно в нынешней общественной модели, построенной на основе либеральных ценностей. О них мы поговорим в следующих статьях, посвященных либерализму – идеологии, которая является основой современной демократии.