"Слушай историю. Одна девушка встретила на улице двух цыганок, они у нее что-то спросили, что конкретно - она не помнит, но после этого она, как зачарованная, пришла домой и начала искать деньги и золото".
Эта цитата из интервью, полученного в результате небольшой социологической разведки, отражает всем знакомый сюжет случайной уличной встречи с цыганами. Хотя чаще домой не идут, а жертвуют нажитое прямо на улице: прохожие, "как зачарованные", отдают "городским шаманам" деньги или драгоценности. Опомнившись, сокрушаются и клянут судьбу.
Пожалуй, главный вопрос - как цыганам это удается? Ответ неочевиден, ведь то, что нам известно о цыганах, относится скорее к сфере воображения. Восприятие их большей частью населения Украины одинаково стереотипировано. Согласно результатам мониторинга "Українське суспільство 1992-2008 рр.", 42,6% опрошенных выступают категорически против проживания цыган на территории Украины. Разумеется, это негативно сказывается на адаптации даже тех цыганских семей, которые не заняты "уличным промыслом".
Оставив в стороне привычные негативные представления о цыганах, как и любимый кинематографистами романтический образ, эта статья не претендует на разрешение проблем ромофобии – боязни цыган, а касается роли этой этносоциальной группы в городской жизни Харькова. Забегая наперед, можно отметить, что в нашей повседневности цыгане играют роль маркера, указывающего на то, где заканчивается приватность и начинается публичность, то есть исполняют роль границы между "своим" и "чужим", "нормальным" и "из ряда вон выходящим".
"В детстве учили обходить цыган стороной", поэтому, убежден простой харьковчанин Вячеслав, он никогда не попадался на их уловки. Между тем, стороной цыган начали обходить с первого момента их появления в наших краях - примерно в ХVIII ст. В чужаках местное население смущал как минимум слишком смуглый цвет кожи: недаром в Европе, где цыгане появились намного раньше, в большинстве языков их название связано со словом "черный". Недоумение к тому же вызывал кочевой образ жизни цыган, сам по себе имеющий клеймо черноты, поскольку ассоциируется с бедностью, непутевостью, помешательством. Жизнь в лесах и пещерах, передвижение по ночам только усиливали подозрительность населения, а также порождали слухи о людоедстве, сатанизме, вампиризме и обортничестве цыган.
Следствием этих слухов стало появление связанных с ними мифов о похищении людей и особенно детей (для употребления в пищу или для сатанинских обрядов).В результате этого цыгане, во-первых, криминализировались, поскольку не имели возможности законно добывать себе пропитание, а во-вторых, культурно практически законсервировались (до сих пор цыгане считаются наиболее закрытой социальной группой и приверженцами буквального следования старинным традициям).
Несмотря на это или, вернее, благодаря этому образу "чужести", сопровождающему цыган и поныне, им пришлось развить высокие адаптационные навыки, которые помогают преодолеть мощную социальную энергию исключения. Поскольку цыганам был присвоен статус маргиналов, людей, расположенных на границе нормального порядка вещей, они получили возможность анатомировать саму основу этого порядка и разыскать его слабые места. Они научились манипулировать нормой.
Норма или нормальность – это часть культурной игры. Чем лучше мы можем представить себе границы нормальности, тем более очевидным и надежным является социальный порядок. В этой культурной игре цыганам (как и блаженным, сумасшедшим, преступникам и всем тем, кто находится по ту сторону нормы) отведена малоприятная роль "демаркационного столба", который разграничивает порядок и хаос, чистоту и грязь, правду и ложь. В какой-то мере мы нуждаемся в цыганах, как в психлечебницах, тюрьмах и колониях, но отнюдь не для того, чтобы исправить или излечить "порочные общественные элементы", а чтобы понять, где находятся границы нормального. Маркер нормальности – вот очевидное функциональное содержание культурной категории "цыгане". Манипуляция нормой – вот основная тактика городских шаманов.
Цыгане окружены мифами, которые компенсируют наше незнание о них. Например, широко распространено мнение об их гипнотических способностях, которые работают подобно дозе изменяющего сознание наркотика. "Подруга начала собирать все деньги в доме. Это заметил вернувшийся домой отец. Он спросил о происходящем, но она ничего не ответила. Как потом рассказал ее отец - была под кайфом! Так вот, он ее никуда из дома не выпустил, закрыл дверь, а она под дверью проревела битый час. Потом пришла в себя и ничего не могла вспомнить", - красноречивый пассаж из интервью тому явное подтверждение.
Одним из действенных способов, позволяющих отразить "гипнотические лучи, исходящие из глаз цыганки", по мнению большинства информантов, является стратегия преднамеренного игнорирования: "Не смотрите им в глаза, скажите "Идите с Богом!" и уходите". Есть и более экстравагантный вариант - "надо их про себя матюкать". Психологи предлагают нечто аналогичное, но в иной формальной упаковке: "Главное -увести фокус внимания вовнутрь, на представления или воспоминания, чтобы избежать воздействия цыган на сознание".
Здесь неясно, о ком, собственно, идет речь: о прикладных психологах, которые расхаживают ряжеными в длинные юбки и часто не имеют даже школьного образования? Если мы остаемся в здравом уме и отказываемся от версии обладания цыганами магическими способностями, то как объяснить их умение "воздействовать на сознание"? Цыгане действительно обладают прекрасными знаниями, однако не столько психологии человека, сколько "коллективного бессознательного" украинцев.
Возле универмага "Харьков" цыгане промышляют давно, около 20 лет. Здесь – в Харькове, как и в любом другом месте, - цыгане активно вживались в новую среду, старались понять "культурный контекст". Например, важно было знать, какая музыка нравится людям, чтобы те развязали свои кошельки, поэтому цыгане заимствовали и преображали местный фольклор: песни, сказки, свадебную обрядность. Но главное - им известны "культурные маячки" – значения, ценности, направляющие к себе эмоциональную энергию человека. Это семья, здоровье, профессиональный успех, материальная стабильность, выгодное трудоустройство и все то, что составляет ценностный набор среднестатистического украинца. К этим "маячкам" также стоит отнести и нормы общения и поведения в общественных местах – это козыри в руках цыганки: "Власне, все. Очевидно, що нас обрали, оскільки ми були малолітніми дурами. Серед методів - заговорити, пронизливо дивлячись в очі, потім різкі закиди про порчу - гра на тому, чого всі бояться – смерть рідних, ну і головне – це запевнення, що гроші вона віддасть".
Остается отдать должное: цыгане способны мастерски расставить ловушки из норм и ценностей, в которые если не угодишь, то почувствуешь себя низким человеком. Очевидно и то, что это острое видение норм жизни публичной и ценностей приватной, которое могло бы составить конкуренцию маститому социологу, не будь цыгане в андеграунде общественной иерархии, возможно лишь благодаря их маргинальному положению социальных изгоев. Маргинальность дает больше шансов адаптироваться к изменяющимся условиям.
На известном онлайн-ресурсе "Харьков-форум" тема цыган размещена в разделе "Эзотерика". Пожалуй, причина тому - активное обсуждение гадалок. Гадание – одна из немногих полулегальных сфер деятельности, в которой цыгане сумели занять определенную нишу. "Позолотить ручку" на улице обычно требуют в знак благодарности за "fast-fatestory" - быстрое небольшое предсказание, содержащее самые общие факты из ожидаемого будущего. Тем не менее, это не мешает цыганкам иметь стабильный доход в сфере магических услуг.
Есть еще одна "сверхъестественная" способность цыган – это снятие порчи или сглаза. "Циганка різко смикнула мене за волосся, змінила тему та дуже швидко почала говорити про порчу, про те, що мої батьки помруть і що мені терміново необхідно вилікуватися - дати їм грошей, щоб вони придбали якихось особливих свічок". Поводом для начала случайного разговора могут послужить абсолютно невинные просьбы, укладывающиеся в рамки городского этикета, как-то: "Циганки попрохали підказати, як проїхати на Олексіївку", "Попросили воды - разве я могла пожадничать воды?". Они могут "давить на жалость попрошайничеством", буквально вынуждая к благоденствию, ведь их спутники -маленькие, нередко годовалые дети - "Ну как тут отказать?". В случае скорого удовлетворения просьбы практически все имеющие опыт таких встреч отмечают возникшее унылое настроение. Эти случаи могут быть без труда воспроизведены в мельчайших подробностях даже спустя 15-20 лет.
Еще раз подчеркнем, что приписываемые цыганам магические способности – это технология культурной игры с нормами, значениями и ценностями не-цыган. Этот стереотип воспроизводится и по сей компьютеризированный день благодаря стигме "ненормальности", которой всякий обманутый тщетно пытался защититься от цыган. Сторонясь, блокируя любые контакты с цыганами, приписывая "чужакам" приверженность к потусторонним силам и умениям, мы неизбежно обрекаем себя на моральное фиаско и, возможно, - пустой кошелек.
Наверняка, добравшись до этого места, читатель ожидает получить некий рецепт защиты. Можно предложить только один – осознанное состояние наблюдателя. Просто попробуйте стать на пару минут таким же "чужим", не своим для культуры и самого себя человеком, воспринимающим все буквально. Все элементы уличного перформанса цыганки – сорвать волосок, провести по шее или ладони, ткнуть пальцем, заявить о сглазе – это прелюдия, инструменты привлечения внимания и привязки к ощущениям. Инструменты, которые, между прочим, использует любой другой "гипнотизер" - шоумен, политик, маркетолог или рекламщик. Все они каждый день погружают нас в состояние транса. На самом деле мы почти всегда под гипнозом – только социальным, медийным. Мы идем по улице уже в "трансе", и цыганам стоит лишь направить этот транс в нужное им русло, используя культурные перемычки и социальные рычаги.
В этом контексте важно понимать, что цыгане по праву могут быть обвинены лишь в мошенничестве, ведь никто не отбирает ваше имущество насильно. Именно по этому поводу они чаще всего попадают в руки милиционеров. "Старались выцеплять тех, которые проходят по подозрению в мошенничестве", - поясняет бывший сотрудник ППС Орджоникидзевского РОВД. Руководитель Центра общественных связей облуправления милиции Лариса Волкова подчеркнула, что "все это только стереотипы, мошенников намного больше среди украинцев". (Кстати, по ее словам, информацию об этническом составе населения в преддверии Евро-2012 было указано не распространять.)
"Мошенничество" цыган, продолжая аналогию с политиками или рекламщиками, также носит довольно открытый характер. Никто не караулит вас по подворотням - наоборот они выбирают людные места. В Харькове это универмаг "Харьков", привокзальные площади авто- и железнодорожных вокзалов, наиболее крупные рынки розничной торговли. Места, где, казалось бы, есть все шансы увидеть руку помощи со стороны "своих". Увы, в "YouTube" без труда можно найти десятки видеороликов о том, как "цыгане разводят девушку", и ни одного о том, как "парни спасают девушку от цыган".
Интересно и то, что в местах проживания цыган проблем у других жителей, как правило, не возникает: "Они нас не беспокоят", - ответил в телефонном интервью дежурный участковый инспектор Октябрьского РОВД. Трудно доказать человеку, не вхожему в этническую среду, что цыгане подчиняются прежде всего своим неписаным законам. Даже тот, кто имеет очень большой авторитет, действует в строго очерченных рамках. Харьковчане, которые учились с цыганами за одной университетской партой, отмечают, что в Харькове есть разные касты цыган. Есть те, кто работает (зачастую занимается бизнесом), а есть и те, кто собирает милостыню и живет лучше первых.
Исследователь харьковских цыган социолог Анна Шевченко утверждает, что среди представителей "крымов", субэтноса "рома", отношение к основному населению Харькова объективное, непредвзятое, отнюдь не агрессивное.
В заключение этого очерка хочется отметить, что многие из нас застряли в пожелтевших, как фотоснимки, но таких уютных предрассудках, подпитывающих, с одной стороны, фобию к "городским колдуньям", а, с другой - симпатию к харизматичному барону и красавице Кармелите из одноименного сериала. Осуждение этого не имеет смысла, поскольку установленный порядок в допустимой мере устраивает обе стороны: ромофобия и симпатия приносят выгоды и убытки в равной степени как для "своих", так и для "чужих". На этом положении и должно основываться наше отношение к цыганам - с пониманием их функциональной роли пограничья.