День машиностроителя - особенный праздник для Харькова, ведь город всегда гордился своими достижениями именно в этой отрасли. И гордиться действительно было чем. Уже в конце XIX века Харьков стал признанным центром машиностроения. Здесь работал завод сельскохозяйственных машин и оборудования М.Гельферикс-Саде, механический завод  фирмы "Бельке и Ко", машиностроительный завод К.А. Трепке. Во время Первой мировой войны в Харьков переехали из Риги: велосипедный завод Лейтнера и электромеханический завод ВЭК. Шли годы, и под конец ХХ-го повод для гордости давали уже 60 производственных объединений - тракторы, реактивные лайнеры, металлорежущие станки с программным управлением, моторы, электроаппаратура, средства автоматики и связи, велосипеды, телевизоры, фотоаппараты отправлялись во все уголки СССР и экспортировались в 60 стран мира. Сейчас многое изменилось, на первые места по объемам производства выходят пищевики и добывающая отрасль, доля машиностроения упала ниже 20%. Однако гордиться по-прежнему есть чем, и мы постарались выбрать 10 предприятий, дающих самые значительные для этого поводы и выпускающие уникальное, зачастую и в мировом масштабе, оборудование.

"Турбоатом"

После упадка отрасли двигателестроения (увы, "Серп и молот" с заводом тракторных двигателей - уже в прошлом) лидером в машиностроительном секторе стали поставщики оборудования для энергетики.

Производственный потенциал и научно-экспериментальная база "Турбоатома" по уровню оснащенности являются одним из лучших в Европе, а произведенные заводом турбины работают на электростанциях в 45-ти странах Европы, Азии, Америки и Африки. Более 250 паровых турбин суммарной мощностью более чем 60 млн. кВт изготовлены для тепловых электростанций. Для 24 АЭС изготовлено 169 турбин мощностью 60 млн. кВт. На сотню ГЭС четырех континентов поставлено более 400 гидротурбин мощностью 32 млн. кВт. Визитной карточкой завода является непревзойденная пока что турбина мощностью 1 млн. кВт для АЭС. С 1980 года выпущено 23 турбины. На энергоблоках Украины, России и Болгарии находится в эксплуатации 17 агрегатов. Заводчане пошли дальше и предлагают турбины для перспективных энергоблоков мощностью 1200 МВт и 1600 МВт. Турбина уникальна, как минимум, дважды: особой конструкцией последней ступени рабочей лопатки и конструкцией сварно-кованных роторов низкого давления.

"Электротяжмаш"

"Турбоатом" и "Электротяжмаш" – партнеры во многих проектах. Сейчас предприятия участвуют в строительстве самой крупной гидроаккумулирующей электростанции в Европе и шестой по мощности в мире - Днестровской ГАЭС. Вращать якорь турбогенератора, изготовленный на "Электротяжмаше", будет турбина производства "Турбоатома". Завершение строительства первой очереди Днестровской ГАЭС в составе трех гидроагрегатов намечено на 2015 г. Общая мощность трех гидроагрегатов Днестровской ГАЭС составит 972 МВт. Кроме гидрогенераторов и турбогенераторов для тепловых и атомных электростанций, "Электротяжмаш" разрабатывает и выпускает электродвигатели для приводов прокатных станов, тяговое электрооборудование для железнодорожного и городского транспорта. Завод поставляет продукцию в Россию, Индию, Казахстан, Панаму, Мексику и другие страны. Уникальными по надежности и выносливости являются тяговые двигатели, которые производят на заводе. Они поставляются для строительства почти всех железнодорожных локомотивов в Россию, а также устанавливаются в вагонах метро и городского электротранспорта.

Лозовской кузнечно-механический завод

Это сравнительно молодое предприятие было создано в 1966 году для обеспечения горячештампованными заготовками харьковских заводов сельхозмашиностроения. Особенность ЛКМЗ - наличие механизированных линий штамповки коленчатых валов. Сейчас в Харькове нет заводов, способных потребить такое количество валов. ЛКМЗ продолжает поставлять мосты для тракторов на Харьковский тракторный завод и на другие сборочные предприятия. Кроме этого, завод активно развивает производство сельскохозяйственной техники. Например, новый почвообрабатывающий агрегат (дисковая борона) "Дукат-16" стал вторым в Европе по ширине. Аграрии все больше задумываются над тем, как поменьше тревожить почву и экономить топливо. Для этого можно увеличивать ширину применяемой навесной техники, чтобы делать меньше проходов по полю. По ширине бороны ЛКМЗ обгоняет только австрийская фирма "Hatzenbichler" со своей техникой, ширина которой составляет 18 м. Но лозовчане отстают от этого результата всего на метр с небольшим.

"ФЭД"

Предприятие было основано в 1927 году и получило всемирную известность благодаря выпуску знаменитых фотоаппаратов серии "ФЭД". Теперь эти фотокамеры можно найти только в музее. Завод давно переориентировался на выпуск различных агрегатов, обеспечивающих работу летательных аппаратов. Список самолетов и вертолетов, на которых установлены фэдовские изделия займет, пожалуй, полстраницы – это украинские, китайские и российские гражданские и военные летательные аппараты. Завод постоянно работает над расширением рынков сбыта, и возможно, скоро начнет поставлять продукцию на сборочные заводы в Канаде. Развитию госпредприятия способствует сотрудничество с частным предприятием с идентичным названием "ФЭД", которое способно привлекать кредиты для технического переоснащения, а также с ГП "Харьковское агрегатное конструкторское бюро".

Харьковский тракторный завод

В годы СССР завод выпускал немыслимое количество тракторов в год - до 50 тыс. Стране нужны были тракторы, пусть и не доведенные до совершенства, но способные надежно работать в условиях советских колхозов и совхозов. Сейчас ситуация коренным образом изменилась. На рынок страны вышли такие легендарные монстры тракторостроения, как, например, "Нью холланд", "Катерпиллер". Добиться такого же качества, как у зарубежных коллег, сразу не удается, но харьковчане стремительно набирают темп, внедряя один инвестиционный проект за другим. Завод готовит проекты новых тракторов, совершенствуется в своем классическом сегменте, улучшает дизайн, готовит новую кабину.

Это обычная работа для любого завода, но есть у ХТЗ и особенности. Он способен производить и производит технику двойного назначения. Речь идет о многоцелевом бронированном тягаче (МТЛБ). Поставки этой техники идут в разные страны, но особо не афишируются, чтобы не привлекать конкурентов. А если появится заказчик, то на ХТЗ вполне могут наладить производство даже самоходных гаубиц "Гвоздика", способных  вести стрельбу на ходу, тогда как для аналогичной техники требуется установка опорных лап.

Харьковский подшипниковый завод

Это предприятие появилось в Харькове сразу после войны. Завод начал выпуск подшипников всего трех типов, а сейчас производит около 500 видов подшипников для различных отраслей. Завод смог справиться с нешуточной проблемой, когда иностранные конкуренты предложили одному из главных заказчиков завода - железным дорогам России - новый подшипник и новую схему его обслуживания. Производство этого подшипника дороже чем обычного, но за счет того, что его нужно меньше обслуживать, получается значительная экономия. Конструкторы Харьковского подшипникового завода в срочном порядке разработали модель, которая смогла противостоять предложениям конкурентов и успели "вскочить в последний вагон". В результате завод сохранил рынок железнодорожных подшипников России за собой, наладив, в частности, выпуск сдвоенных подшипников для вагонов. Они обеспечивают гарантийный межремонтный пробег 800 тыс. км и дают 8 лет гарантии. Такие подшипники завод производит с 2009 г., продолжая совершенствовать эту инновационную линию.

"Коммунар"

Все, что связано с космосом, по-прежнему уникально само по себе. "Коммунар" – яркий представитель отечественного приборостроения, который специализируется именно на конструировании и производстве систем управления ракетами, в том числе и теми, которые выводят на орбиту корабли с космонавтами. Это очень ответственное дело, и харьковчане справляются с ним успешно. Ракета-носитель "Союз", которая отправляет в космос людей, – самая безопасная ракета в мире. В этом заслуга и харьковских приборостроителей. Кстати, советские руководители были так уверены в надежности "Союза", что ее пуск стал первым, показанным по телевизору. Это произошло в 1968 году. Кроме космической техники "Коммунар" выпускает массу другой продукции: системы управления для танков и бронетранспортеров, различную аппаратуру для самолетов, а также детали пассажирских вагонов, в том числе и для метрополитена. В последнее время заводчане очень увлеклись железнодорожной тематикой и планируют расширять это производство. Продукция поставляется, например, в Казахстан и другие страны Азии.

"Харверст"

"Харверст" - монопольный в Украине производитель круглошлифовальных станков - провел значительную модернизацию производства. В годы СССР предприятие поставляло продукцию в 40 стран мира. Сейчас география клиентов сократилась, однако предприятие продолжает экспортировать станки. В 2013 г. оно поставило свои круглошлифовальные автоматы и запчасти к ним "РусСпецСплаву" в Московской области, компании "IMET A.S." (Братислава, Словакия), "Бобруйскагромашу" (Беларусь), а также Минскому моторному заводу. Белорусы станком для обработки коленчатого вала остались довольны.

Харьковский завод агрегатных станков

Агрегатные станки в их классическом исполнении в последнее время вышли из моды, уступив обрабатывающим центрам. Однако на Харьковском заводе агрегатных станков сохранилось КБ, сотрудники которого, имея классическое образование, способны спроектировать что угодно. Это и спасло бывший гигант станкостроения. Перебравшись с основной площадки в цех поменьше, заводчане организовали там производство, благо заказов еще года два назад было очень много – не успевали все выполнять. Сейчас заказов поменьше, но все равно они есть – идет работа над станком с ЧПУ для вагоноремонтного завода в Могилеве (Беларусь), есть заказы и от других предприятий. Уловив веяния рынка, завод превратился в инжиниринговое предприятие. Основной упор делается на возможность спроектировать то, что нужно заказчику и собрать из того, что производится по всему миру. Например, направляющие для станков оказалось выгодно привозить из Таиланда, электронная "начинка" станков - также зарубежных производителей.

Машиностроительная наука

Список гордости машиностроения останется неполным, если не упомянуть научные учреждения. В головах харьковских ученых машиностроительного профиля содержится

совершенно невообразимое количество сведений об обработке металлов, возможностях расчетов конструкций, станках, механизмах, машинах, турбинах и генераторах. В Харьковском политехническом институте количество таких ученых просто зашкаливает, хотя в последнее время ХПИ и стремится развивать компьютерные направления обучения.

Возьмем для примера кафедру "Электрические машины", которая готовит специалистов для электромашиностроительных предприятий Харькова и Украины. Более 70% выпускников кафедры трудоустраиваются на "Электротяжмаш". Ведет обновление кадров и ПАО "Электромашина", которое выпускает машины постоянного тока, предназначенные для железнодорожного и рудничного транспорта, краново-металлургические двигатели. Недавняя совместная с кафедрой разработка предприятия – двигатели постоянного тока для комплектации самоходной буровой установки. Также предприятие с помощью ученых разработало вентиляционная установка для электровоза 2ЭС6 (заказчик ООО "Уральские локомотивы" Россия). Еще один партнер кафедры - харьковский "Укрэлектромаш" (ХЭЛЗ), который занимается производством асинхронных двигателей различного назначения. И таких кафедр в Харькове больше десятка.

День машиностроителя отмечается ежегодно в четвертое воскресенье сентября. К машиностроению в Украине относятся 2 тыс. 800 промышленных предприятий и 230 организаций. Общее количество работающих -1 млн.чел. Основные отрасли - транспортное и энергетическое машиностроение, автомобилестроение, а также машиностроение для нефтехимической и химической, металлургической и горнодобывающей промышленности, станкостроение.

В первом полугодии 2013 г. машиностроение Харьковской области увеличило объемы производства на 5,5%. Увеличились объемы производства на заводах, выпускающих машины и оборудование общего назначения, оборудование связи, электродвигатели, генераторы, трансформаторы, электрораспределительную и контрольную аппаратуры. Увеличили объемы производства ОАО "Турбоатом", ГП "Электротяжмаш", ГНПП "Объединение "Коммунар", ГП "ФЭД", ПАО "РОСС", ПАО "Харьковский станкостроительный завод".