В продолжение спецпроекта "SQ" о Харькове, посвященного Дню города, мы предлагаем вам очередную экскурсию. На этот раз объектом нашего внимания станут сооружения религии. Маршрут охватит здания нескольких конфессий, а также загадочные городские объекты, окутанные тайнами и породившие множество легенд.
Путешествие по незнакомому городу лучше начинать с его центра и в центре же его заканчивать. Эта проверенная поколениями истина распространяется также и на родной город. Так уж сложилось, что практически все самое интересное, яркое и исторически значимое стремится быть ближе друг к другу. Харьков - не исключение. Не исключение он и в том, что главные достопримечательности в нем на виду, а скрытые "жемчужинки" ждут внимательных глаз и пытливых умов.
Старт нашей экскурсии - площадь Конституции и две метростанции-соседки: "Советская" и "Исторический музей". С какой не начнете, а Харьковскую епархию вам пропустить не удастся, и вряд ли вы пройдете мимо Успенского собора. А когда и он окажется позади - начинается особый маршрут, маршрут, объединяющий религии и мистицизм.
Успенский собор может оказаться позади вас, только если идете по улице Университетской. Как только вы поравнялись с собором и повернулись к нему спиной, перед вами откроется сквер у Вечного огня. Смело идите сквозь сквер, по единственной аллее, мимо уличных ремесленников и художников. Если перед вами раскинулась чудесная панорама с видом на реку, вы на правильном пути. Дорога неизменно ведет к широкой лестнице, а лестница - к Полтавскому Шляху. Далее следует мост, пройдя который, сразу поворачивайте направо. Аллея вдоль набережной приведет к первому пункту нашего маршрута - Благовещенскому собору.
Благовещенский кафедральный собор имеет не самую лучшую репутацию среди верующих. Посудите сами, собор был построен на месте некогда сгоревшей деревянной церкви и опостылевшего прихожанам каменного храма. Вопрос о реконструкции последнего был поднят в 1887 г. (а построили храм в 1789-м), и уже в октябре 1888 г. состоялась торжественная закладка новой церкви. Строительство было окончено в 1901 г. С 1930 по 1948 гг. храм был закрыт. Первая неприятность произошла в июле 1974 г., когда грозовой шквал обрушил чугунный крест колокольни. В июле 1996 г. сильным ураганом на колокольне погнуло новый крест. Год спустя, 2 июня 1997 г., восстановленный крест вместе с верхней частью купола колокольни был уничтожен пожаром, возникшим в верхней части подкупольного помещения при проведении сварочных работ. Эти события породили в городе целый ряд мифов. Например, о ведьмах, которые проводят свои шабаши в помещении колокольни. Верить сплетням необязательно, а вот подробно рассмотреть храм действительно стоит. Это красивейшее сооружение в византийско-русском стиле, пестрой красно-белой раскраски, с тонкой колокольней и широким куполом. А вечерняя подсветка собора оставляет поистине незабываемое впечатление.
Если вернуться немного назад - опять же вдоль набережной - и пройти сквозь парк к пешеходному мосту, то немного правее, за рекой, можно увидеть, как в свете солнца золотом разливается полумесяц на башне мечети. Харьковская соборная мечеть на набережной Лопани (ул. Ярославская, 31) была построена в 1905 г., снесена в 1920-х или 1930-х, а восстановлена уже в 2005 г. Попытки построить некогда разрушенную мечеть предпринимались с 1998 г. Строительство несколько раз прерывалось, и только в сентябре 2000 г. был вырыт котлован под фундамент. В котловане обнаружили часть кирпичного фундамента старой мечети, она и стала основанием для нового храма. Прихожанами харьковской мечети являются преимущественно татары и турки.
На той же стороне Лопанской набережной, на пересечении ул. Гамарника и Кузнечной, находится еще одно культовое здание, памятник архитектуры конца XIX в. - харьковская кенасса. Первая харьковская кенасса появилась в 1853 г. в Подольском переулке (сейчас - ул. Гамарника), в бывшем доме Измайловых. Молитвенный дом караимов был утвержден правительством в 1873 г. На постройку отдельного здания караимской кенассы внесли средства 36 караимских семей.
Современная кенасса была построена в 1891-1893 гг. по проекту архитектора Бориса Покровского. Караимская община была распущена советской властью в 1929 г., а в здании кенассы обосновался клуб-музей "Воинствующий безбожник". Позже в здании располагалась транспортная организация. В советское время внешний вид здания претерпел изменения: внутреннее пространство было разделено на два этажа, в связи с чем изменены форма окон и добавлены окна второго этажа, исчезли украшавшие карниз скрижали завета, а также ограда вокруг здания. Здание вернули караимской религиозной общине только в 2006 г.
Армянский храм Сурб Арутюн расположен в районе станции метро "Киевская", по ул. Шевченко, 144. Добраться сюда из центра города можно на метро или маршрутке. С площади Конституции сюда ходит автобус №272. Величественное здание по проекту архитектора Павла Чечельницкого построили совсем недавно. 1 июля 2000 г. были заложены первые 16 святых камней, а уже 24 августа 2004 г. прошло освящение церкви. Для тех, кто в своей жизни видел преимущественно православные или католические соборы, армянская церковь, безусловно, станет открытием. Внешне она мало похожа на соборы иных конфессий: крупный отшлифованный камень, никаких излишеств, яркий кирпичный цвет фасада - эдакий ансамбль минимализма и гигантизма. Отделочные камни для фасада церкви специально завозились из Армении, а внутреннее убранство алтаря отделано греческим мрамором. Сейчас рядом с храмом продолжается строительство армянского культурного центра.
Из этого района вернуться в центр удобно на метро: от станции метро "Киевская" до "Исторического музея". Далее, если пересечь ул. Сумскую со стороны "градусника" в направлении кафе быстрого питания "Пузата хата", оказываешься аккурат в переулке Мечникова, который соединяет Сумскую с Пушкинской, где расположена хоральная синагога (еврейское название - Бейт Менахем).
Известно о существовании пяти синагог в Харькове до революции. Эта была построена в 1912-1913 гг. Синагога расположена на ул.Пушкинской, 12. Но подойти к ней можно и с тыла, по переулку Воробьева. Там можно увидеть скрытую от большинства прохожих сгоревшую стену - память о крупном пожаре в синагоге в 1998 г. Здание синагоги отодвинуто как бы в глубь улицы, это продиктовано необходимостью: дело в том, что синагогу необходимо было построить не менее чем в 100 саженях (213 м) от православного Николаевского храма (располагался на нынешней пл. Конституции). Харьковская синагога считается второй по величине в Европе (на первом - синагога в Будапеште). Высота ее купола составляет 42 м, длина бокового фасада – 50 м, а общая площадь - 1067 кв.м.
Если подняться пешком вверх по Пушкинской и пойти около 500 метров, после чего свернуть в небольшой сквер на площади Поэзии, пройти ровно половину и повернуть направо, то попадешь на небольшую улицу Гоголя. Пересечь всю улицу можно за пять минут, поэтому найти там единственный католический собор Харькова - собор Успения пресвятой Девы Марии - совсем не сложно. Построенный в конце XIX в., собор во многом повторяет формы классических католических соборов Европы, поэтому поход на улицу Гоголя может стать для вас маленьким путешествием по Европе. Красная с белыми узорами колокольня хороша и зимой, и летом, и в солнце, и в дождь. К слову, собор Успения пресвятой Девы Марии является центром Харьковско-Запорожского диоцеза (епархии) римско-католической церкви.
Пройдя немного вверх по улице Гоголя, через минуту оказываешься перед одним из главных мест города – сквером Победы за Зеркальной струей. Если не заходить в сквер, а с ул.Гоголя сразу повернуть налево, потом пройти прямо по ул. Скрыпника через Сумскую и вниз, дорога снова уходит налево - это улица Рымарская. Она ведет к исходной точке - площади Конституции. Но если через несколько сотен метров повернуть направо, в переулок Кравцова, можно найти еще одно очень интересное здание.
В переулке Кравцова, в доме № 15, с 1957 г. по настоящее время находится Харьковский планетарий. Но первоначально здесь была расположена Мордвиновская синагога, построенная в 1910-х гг. и добровольно переданная под клуб еврейской общиной Харькова в 1930-х гг. Во время войны здание было сильно разрушено. После освобождения Харькова, летом 1944 г. была вновь создана городская еврейская община, власти выразили готовность передать ей развалины здания Мордвиновской синагоги с условием, что она восстановит строение в указанные сроки. Но средств на реставрацию не было, и прихожане были вынуждены отклонить это предложение. Немного позже, в 1949 г., политика изменилась: общину ликвидировали и синагогу вновь отобрали. 14 лет здание пустовало и только в 1957 г. было достроено специально для планетария.
Гуляя по наземному Харькову, важно не забывать о самой главной загадке нашего города - его подземельях, или катакомбах. Впервые харьковские катакомбы были обнаружены в середине ХІХ в., во время пожара в Мордвиновском переулке (сейчас – пер. Кравцова), когда на глазах у собравшейся толпы под землю провалился конный жандарм. Первыми исследователями харьковских катакомб, согласно некоторым свидетельствам, стали двое преступников. Власти предложили помиловать приговоренных к смерти в обмен на путешествие по неизвестным подземельям. Первый поход длился три дня, после чего преступники, взломав пол, вышли в церкви Святого Николая (располагалась на нынешней площади Конституции, снесена в 1930-х гг.). Второе путешествие подземельем закончилось возле дома губернатора на ул. Екатеринославской (сейчас - Полтавский Шлях).
Серьезно исследованием харьковских катакомб ученые занялись в прошлом веке. Известно, что эти подземелья строились в разные времена - речь об огромном временном отрезке. Древнейшие - это примитивные пещеры, которые датируются дохристианскими временами. В них обнаружены остатки языческих захоронений. Вторые прорыты в ХII-ХIII вв., что является косвенным подтверждением того, что наш город был основан значительно раньше, нежели это принято считать сегодня. Третий и наиболее активный период подземного строительства относится к петровской эпохе. Для защиты от шведов, татар и запорожцев были сооружены тайные подземные ходы к рекам, а также к лесам, прикрывавшим Харьков с северной стороны. Четвертый - подземное строительство советского периода. Например, подземный ход от здания НКВД на ул. Совнаркомовской до площади Руднева, к штабу военного округа. Или подземный ход от бывшего обкома партии (ныне - Дом советов, ул. Сумская, 64) к станции метро "Университет".
Увы, исследователи узнали еще далеко не все тайны харьковских катакомб. Речь о создании специальных исследовательских комиссий по изучению подземелий идет давно, но пока особых результатов нет. Поэтому сегодня Харьков благодаря своим подземным тайнам остается одним из самых загадочных городов Украины.