В продолжение спецпроекта "SQ" о Харькове, посвященного Дню города, мы предлагаем вам очередную экскурсию. На этот раз объектом нашего внимания станут сооружения религии. Маршрут охватит здания нескольких конфессий, а также загадочные городские объекты, окутанные тайнами и породившие множество легенд.

Путешествие по незнакомому городу лучше начинать с его центра и в центре же его заканчивать. Эта проверенная поколениями истина распространяется также и на родной город. Так уж сложилось, что практически все самое интересное, яркое и исторически значимое стремится быть ближе друг к другу. Харьков - не исключение. Не исключение он и в том, что главные достопримечательности в нем на виду, а скрытые "жемчужинки" ждут внимательных глаз и пытливых умов. 

Старт нашей экскурсии - площадь Конституции и две метростанции-соседки: "Советская" и "Исторический музей". С какой не начнете, а Харьковскую епархию вам пропустить не удастся, и вряд ли вы пройдете мимо Успенского собора. А когда и он окажется позади - начинается особый маршрут,  маршрут, объединяющий религии и мистицизм.

Успенский собор может оказаться позади вас, только если идете по улице Университетской. Как только вы поравнялись с собором и повернулись к нему спиной, перед вами откроется сквер у Вечного огня. Смело идите сквозь сквер, по единственной аллее, мимо уличных ремесленников и художников. Если перед вами раскинулась чудесная панорама с видом на реку, вы на правильном пути. Дорога неизменно ведет к широкой лестнице, а лестница - к Полтавскому Шляху. Далее следует мост, пройдя который, сразу поворачивайте направо. Аллея вдоль набережной приведет к первому пункту нашего маршрута - Благовещенскому собору.

Благовещенский кафедральный собор имеет не самую лучшую репутацию среди верующих. Посудите сами, собор был построен на месте некогда сгоревшей деревянной церкви и опостылевшего прихожанам каменного храма. Вопрос о реконструкции последнего был поднят в 1887 г. (а построили храм в 1789-м), и уже в октябре 1888 г. состоялась торжественная закладка новой церкви. Строительство было окончено в 1901 г. С 1930 по 1948 гг. храм был закрыт. Первая неприятность произошла в июле 1974 г., когда грозовой шквал обрушил чугунный крест колокольни. В июле 1996 г. сильным ураганом на колокольне погнуло новый крест. Год спустя, 2 июня 1997 г., восстановленный крест вместе с верхней частью купола колокольни был уничтожен пожаром, возникшим в верхней части подкупольного помещения при проведении сварочных работ. Эти события породили в городе целый ряд мифов. Например, о ведьмах, которые проводят свои шабаши в помещении колокольни. Верить сплетням необязательно, а вот подробно рассмотреть храм действительно стоит. Это красивейшее сооружение в византийско-русском стиле, пестрой красно-белой раскраски, с тонкой колокольней и широким куполом. А вечерняя подсветка собора оставляет поистине незабываемое впечатление.

Если вернуться немного назад - опять же вдоль набережной - и пройти сквозь парк к пешеходному мосту, то немного правее, за рекой, можно увидеть, как в свете солнца золотом разливается полумесяц на башне мечети. Харьковская соборная мечеть на набережной Лопани (ул. Ярославская, 31) была построена в 1905 г., снесена в 1920-х или 1930-х, а восстановлена уже в 2005 г. Попытки построить некогда разрушенную мечеть предпринимались с 1998 г. Строительство несколько раз прерывалось, и только в сентябре 2000 г. был вырыт котлован под фундамент. В котловане обнаружили часть кирпичного фундамента старой мечети, она и стала основанием для нового храма. Прихожанами харьковской мечети являются преимущественно татары и турки.

На той же стороне Лопанской набережной, на пересечении ул. Гамарника и Кузнечной, находится еще одно культовое здание, памятник архитектуры конца XIX в. - харьковская кенасса. Первая харьковская кенасса появилась в 1853 г. в Подольском переулке (сейчас - ул. Гамарника), в бывшем доме Измайловых. Молитвенный дом караимов был утвержден правительством в 1873 г. На постройку отдельного здания караимской кенассы внесли средства 36 караимских семей.

Современная кенасса была построена в 1891-1893 гг. по проекту архитектора Бориса Покровского. Караимская община была распущена советской властью в 1929 г., а в здании кенассы обосновался клуб-музей "Воинствующий безбожник". Позже в здании располагалась транспортная организация. В советское время внешний вид здания претерпел изменения: внутреннее пространство было разделено на два этажа, в связи с чем изменены форма окон и добавлены окна второго этажа, исчезли украшавшие карниз скрижали завета, а также ограда вокруг здания. Здание вернули караимской религиозной общине только в 2006 г.

Армянский храм Сурб Арутюн расположен в районе станции метро "Киевская", по ул. Шевченко, 144. Добраться сюда из центра города можно на метро или маршрутке. С площади Конституции сюда ходит автобус №272. Величественное здание по проекту архитектора Павла Чечельницкого построили совсем недавно. 1 июля 2000 г. были заложены первые 16 святых камней, а уже 24 августа 2004 г. прошло освящение церкви. Для тех, кто в своей жизни видел преимущественно православные или католические соборы, армянская церковь, безусловно, станет открытием. Внешне она мало похожа на соборы иных конфессий: крупный отшлифованный камень, никаких излишеств, яркий кирпичный цвет фасада - эдакий ансамбль минимализма и гигантизма. Отделочные камни для фасада церкви специально завозились из Армении, а внутреннее убранство алтаря отделано греческим мрамором. Сейчас рядом с храмом продолжается строительство армянского культурного центра.

Из этого района вернуться в центр удобно на метро: от станции метро "Киевская" до "Исторического музея". Далее, если пересечь ул. Сумскую со стороны "градусника" в направлении кафе быстрого питания "Пузата хата", оказываешься аккурат в переулке Мечникова, который соединяет Сумскую с Пушкинской, где расположена хоральная синагога (еврейское название - Бейт Менахем).

Известно о существовании пяти синагог в Харькове до революции. Эта была построена в 1912-1913 гг. Синагога расположена на ул.Пушкинской, 12. Но подойти к ней можно и с тыла, по переулку Воробьева. Там можно увидеть скрытую от большинства прохожих сгоревшую стену - память о крупном пожаре в синагоге в 1998 г. Здание синагоги отодвинуто как бы в глубь улицы, это продиктовано необходимостью: дело в том, что синагогу необходимо было построить не менее чем в 100 саженях (213 м) от православного Николаевского храма (располагался на нынешней пл. Конституции). Харьковская синагога считается второй по величине в Европе (на первом - синагога в Будапеште). Высота ее купола составляет 42 м, длина бокового фасада – 50 м, а общая площадь - 1067 кв.м.

Если подняться пешком вверх по Пушкинской и пойти около 500 метров, после чего свернуть в небольшой сквер на площади Поэзии, пройти ровно половину и повернуть направо, то попадешь на небольшую улицу Гоголя. Пересечь всю улицу можно за пять минут, поэтому найти там единственный католический собор Харькова - собор Успения пресвятой Девы Марии  - совсем не сложно. Построенный в конце XIX в., собор во многом повторяет формы классических католических соборов Европы, поэтому поход на улицу Гоголя может стать для вас маленьким путешествием по Европе. Красная с белыми узорами колокольня хороша и зимой, и летом, и в солнце, и в дождь. К слову, собор Успения пресвятой Девы Марии является центром Харьковско-Запорожского диоцеза (епархии) римско-католической церкви. 

Пройдя немного вверх по улице Гоголя, через минуту оказываешься перед одним из главных мест города – сквером Победы за Зеркальной струей. Если не заходить в сквер, а с ул.Гоголя сразу повернуть налево, потом пройти прямо по ул. Скрыпника через Сумскую и вниз,  дорога снова уходит налево - это улица Рымарская. Она ведет к исходной точке - площади Конституции. Но если через несколько сотен метров повернуть направо, в переулок Кравцова, можно найти еще одно очень интересное здание.

В переулке Кравцова, в доме № 15, с 1957 г. по настоящее время находится Харьковский планетарий. Но первоначально здесь была расположена Мордвиновская синагога, построенная в 1910-х гг. и добровольно переданная под клуб еврейской общиной Харькова в 1930-х гг. Во время войны здание было сильно разрушено. После освобождения Харькова, летом 1944 г. была вновь создана городская еврейская община, власти выразили готовность передать ей развалины здания Мордвиновской синагоги с условием, что она восстановит строение в указанные сроки. Но средств на реставрацию не было, и прихожане были вынуждены отклонить это предложение. Немного позже, в 1949 г., политика изменилась: общину ликвидировали и синагогу вновь отобрали. 14 лет здание пустовало и только в 1957 г. было достроено специально для планетария.

Гуляя по наземному Харькову, важно не забывать о самой главной загадке нашего города - его подземельях, или катакомбах. Впервые харьковские катакомбы были обнаружены в середине ХІХ в., во время пожара в Мордвиновском переулке (сейчас – пер. Кравцова), когда на глазах у собравшейся толпы под землю провалился конный жандарм. Первыми исследователями харьковских катакомб, согласно некоторым свидетельствам, стали двое преступников. Власти предложили помиловать приговоренных к смерти в обмен на путешествие по неизвестным подземельям. Первый поход длился три дня, после чего преступники, взломав пол, вышли в церкви Святого Николая (располагалась на нынешней площади Конституции, снесена в 1930-х гг.). Второе путешествие подземельем закончилось возле дома губернатора на ул. Екатеринославской (сейчас - Полтавский Шлях).

Серьезно исследованием харьковских катакомб ученые занялись в прошлом веке. Известно, что эти подземелья строились в разные времена - речь об огромном временном отрезке. Древнейшие - это примитивные пещеры, которые датируются дохристианскими временами. В них обнаружены остатки языческих захоронений. Вторые прорыты в ХII-ХIII вв., что является косвенным подтверждением того, что наш город был основан значительно раньше, нежели это принято считать сегодня.  Третий и наиболее активный период подземного строительства относится к петровской эпохе. Для защиты от шведов, татар и запорожцев были сооружены тайные подземные ходы к рекам, а также к лесам, прикрывавшим Харьков с северной стороны. Четвертый - подземное строительство советского периода. Например, подземный ход от здания НКВД на ул. Совнаркомовской до площади Руднева, к штабу военного округа. Или подземный ход от бывшего обкома партии (ныне - Дом советов, ул. Сумская, 64) к станции метро "Университет". 

Увы, исследователи узнали еще далеко не все тайны харьковских катакомб. Речь о создании специальных исследовательских комиссий по изучению подземелий идет давно, но пока особых результатов нет. Поэтому сегодня Харьков благодаря своим подземным тайнам остается одним из самых загадочных городов Украины.

Маршрут "SQ"  по интересным местам старого Харькова вы можете посмотреть здесь.