История с коммунистическим прошлым ярой националистки Ирины Фарион всколыхнула интернет-общественность, породив тысячи комментариев разной степени злобности и ироничности. И в этом нет ничего удивительно: публика любит, когда кто-то попадается на том, что нещадно критикует. Когда борец с коррупцией оказывается взяточником, пропагандист традиционных ценностей - гомосексуалистом, святоша - педофилом, а ярый противник КПСС - в прошлом коммунистом. Хотя если задуматься, эта история с Фарион демонстрирует процессы куда более глубинные, чем отдающее желтизной разоблачение.

Начать нужно с того, что членство Ирины Фарион в КПСС может удивить только людей либо очень молодых, либо уже подзабывших, чем была Коммунистическая партия Светского Союза. А была эта организация тем, что мы сейчас именуем "социальным лифтом". Не то чтобы этот лифт сам по себе гарантировал карьерный рост, однако, не зайдя в его кабинку, продвинуться наверх было почти невозможно. От членства в КПСС могла уберечь только гениальность, которая в глазах власти извиняла аполитичность. Во всех других случаях без партбилета путь наверх был заказан.

Поэтому люди, помышлявшие о карьере, стремились в партию. Странно было бы предполагать, что госпожа Фарион с ее уровнем амбиций и напористости могла остаться в стороне от этого процесса, и для нее членство в КПСС выглядит очень органичным. Конечно, есть еще идеология, и вроде как националистке не пристало быть в "оккупационной партии". Но, во-первых, о националистических взглядах Ирины Фарион середины 80-х ничего не известно. Не сидела она в тюрьмах за убеждения и даже вездесущий КГБ не интересовала. Да и членом ВО "Свобода" она стала относительно недавно. Во-вторых, кто тогда думал о какой-то идеологии? Империя находилась на последнем издыхании, и запах тлена витал в воздухе. Разумеется, коммунистические идеалы уже мало кого интересовали, КПСС служила лишь "лифтом", и неважно было, в какой цвет выкрашены его стены. Так что логично предположить, что теперешний ярый национализм Фарион - это результат, так сказать, "духовной эволюции". А в кавычках потому, что "эволюция" эта - не что иное, как простое приспособленчество. Почему? Давайте разбираться дальше.

Вернемся к КПСС. Организация эта вбирала в себя сотни тысяч людей, движимых желанием сделать карьеру. Однако это желание и тогда, и сейчас реализовывалось десятками способов и имело разные цели, среди которых условно можно выделить две большие группы. Первый - это стремление не столько что-то значить, сколько что-то делать. Инженер писал заявление в партию, чтобы стать начальником КБ и сосредоточиться на продвижении своих проектов, ученый - чтобы стать "выездным" и пообщаться с зарубежными коллегами, расширив свои горизонты, и так далее. Конечно, не все эти люди были напрямую связаны с какой-то профессиональной деятельностью: некоторые просто обладали организаторскими способностями и энергичностью. Таких людей партия впитывала в качестве своих функционеров. При этом идеализировать данную группу партийцев не стоит: что тогда, что сейчас деятельная натура и высокий профессионализм далеко не всегда соседствуют с элементарными этическими нормами.

Кстати, после краха Империи именно эти люди стали "владельцами заводов, газет, пароходов". И в этом нет ничего удивительного. Нет, не мифическое "золото партии" было причиной их резкого взлета. В определенном смысле "золотом партии" стали сами эти люди – энергичные организаторы, зачастую, увы, лишенные груза моральных принципов, но быстро сориентировавшиеся в ситуации и сумевшие найти применение своей энергии в новых реалиях. По этому поводу до сих пор очень любят сокрушаться интеллигенты на кухнях, однако логика общественного развития оказалась неумолимой: на вершину социальной пирамиды попали люди, наиболее приспособленные к движению наверх. Иначе и быть не могло. Можно было провести 20 лет в лагерях за диссидентскую деятельность, и этот путь заслуживает уважения. Но борьба с режимом и управление крупной корпорацией -слишком разные виды человеческой активности, требующие различных мировоззренческих подходов.

И снова вернемся к КПСС. Кроме граждан, которых можно назвать людьми  с "активной жизненной позицией" (хотя автору вместо этого пресного определения больше нравится евразийское – "люди с длинной волей"), в ее ряды вступали люди, ищущие для себя не движения вперед, а просто теплого места под солнцем и некоего благополучия, поддержание которого существенно упрощал партийный билет. Именно их превалирование в рядах КПСС после хрущевской "оттепели" в конечном счете уничтожило партию и развалило Союз.

То, что Ирина Фарион принадлежала именно к такому типу партийцев, – вне всякого сомнения. Потому что партийная ее деятельность, отраженная в нескольких протоколах партсобраний, явно не была активной, а партийный билет стал лишь полезным приобретением, гарантирующим стабильное существование, а никак не реализацию каких-то личных жизненных планов.

Нынешняя активность Фарион-националистки с тогдашней незаметностью Фарион-коммунистки не очень согласуется. Но в 80-е партийное приспособленчество могло быть пассивным, в нулевые нового столетия – уже нет. Вот цитаты из обращения Ирины Фарион к общественности по поводу скандала с ее членством в КПСС. "Кажу вам, плебеї і лакеї, московські прихвосні, регіональні найманці… Щиро вдячна вам, плебеї, що навіть таким способом надихаєте на боротьбу і водночас викриваєте свою вихолощену і зігнилу сутність. Не перед вами мені звітувати, а активно своїми ділами вас знищувати. …Писаки, ваші пера стають отруйними стрілами винятково проти вас самих". Ничего не напоминает? Интонациями, напором? Вот еще цитата: "Вся наша страна, от малого до старого, ждет и требует одного: изменников и шпионов, продававших врагу нашу родину, расстрелять, как поганых псов! Требует наш народ одного: раздавите проклятую гадину! Пройдет время. Могилы ненавистных изменников зарастут бурьяном и чертополохом, покрытые вечным презрением честных советских людей, всего советского народа". Это речь Вышинского. Не правда ли, прослеживается определенная наследственность, которую, к слову сказать, заметили обозреватели?

В середине прошлого века одни партийцы покоряли Север, конструировали самолеты и корабли, строили промышленные гиганты, шли в атаку на полях сражений. Кто-то, конечно, делал карьеру в карательных органах и служил опорой репрессивной системы. Но как бы там ни было, это были партийцы "длинной воли". А другие партийцы клеймили позором капиталистов, разоблачали заговоры троцкистов и толкали часовые речи о скором падении империалистической гидры. Это были партийцы второго типа. Подобный типаж спустя 50 лет получал партбилет без необходимости кого-то разоблачать, а спустя еще 30 лет снова подали голос, разоблачая "гнилые перья писак" и "гнилую сущность". (Как тут не заметить, что история повторятся как фарс?)

И последнее: почему именно ВО "Свобода"?  Да потому, что партия эта - самая приспособленческая. Звучит парадоксально? Отнюдь. Автор уже неоднократно писал, что ВО "Свобода" националистической партией не является. Русофобской и антисемитской – да. Националистической – нет. Потому что ни один националист - ни европейский, ни какой-либо другой - не станет в любой форме агитировать за Евросоюз, потому что так или иначе наднациональное образование означает утрату части суверенитета. Это самоочевидное соображение, которое является общим для всех националистов вне зависимости от страны или даже эпохи. Кроме украинской партии "Свобода", которая занимается тем, что активно мимикрирует. Конечно, другие партийные проекты, побольше калибром, тоже заняты этим увлекательным занятием, пытаясь хотя бы грызней между собой привлечь внимание электората, но их цинизм в определенной мере "честный", потому что не пытается прикрыться какой-то идеологией. К тому же и за ними, и внутри их находятся люди, непосредственно связанные с крупным капиталом, то есть люди, чей прагматизм не соотносится с чистым балабольством. "Свобода" же в силу своего дистанцирования от прагматиков является идеальной площадкой для активных приспособленцев, которые во все времена только клеймили и развенчивали. И пребывание бывшей коммунистки Ирины Фарион в рядах ВО "Свобода" - очень органично.