Не вселяет оптимизма сторонникам тестирования и социологический опрос общественного мнения, проведенный экспертами Института им. Горшенина. 47,7% опрошенных 1-2 июля 2009 г. харьковчан сообщили экспертам, что система тестирования не способствовала тому, что в вузы поступили дети с более высоким уровнем знаний, чем до введения системы, 25,8% - заявили, что система способствовала повышению уровня знаний абитуриентов, 26,5% - затруднились ответить. Эксперты опрашивали молодых людей до 40 лет.
Свой опрос решили провести эксперты "SQ". Но не социологический, а обыкновенный.
Вот что рассказал начальник Управления физкультуры и спорта Харьковской облгосадминистрации Василий Жданов. По его словам, еще в 2008 г. тестирование выявило ряд недостатков в организации подготовки спортсменов высшего уровня мастерства. Способности к спорту у детей начинают выявлять рано. Детей отбирают и с 8-го класса учат в специальных спортивных школах, где они усиленно тренируются, питаются, им организовывают поездки на соревнования, в общем, государство берет на себя затраты на подготовку будущих олимпийских чемпионов, которые прославят страну за рубежом. Многочасовые ежедневные тренировки не проходят бесследно, и дети к окончанию спортшкол становятся настоящими спортсменами, показывают великолепные результаты и готовы защищать спортивную честь страны. Государственная система подготовки спортсменов организована так, что спортсмены должны продолжить образование и тренировки в высших училищах спортивного мастерства, которые имеют статус вузов. Раньше переход из школы в вуз проходил без особых проблем, были бы у абитуриента спортивные результаты. Теперь кроме спортивных результатов для поступления в вуз нужны школьные знания такого уровня, чтобы можно было сдать тесты как минимум на 124 балла (из 200) каждый.
"Учится спортсмен в специализированном учреждении, но не набирает 124 балла на тестировании. И что ему делать завтра? Продолжать учебу он не может, он лишен жилья, питания, тренировочного зала. Государство расходовало деньги на его подготовку, но все, чего он достиг, будет нереализованным. В 2008 г. около 40 спортсменов не смогли поступить в профильные спортвузы из-за того, что не сдали тесты. И где теперь спецвузам брать спортсменов? Приходят люди, у которых с тестированием все в порядке, но они не спортсмены!" - отмечает В.Жданов.
В Харьковском областном высшем спортивном училище ситуацию такой трагической не считают, хотя признают, что если спортсмен не сдаст тестирование, то в училище его не примут. В 2008 г. как раз такой случай и произошел. Спортсмен высокого класса - тяжелоатлет недобрал несколько баллов до 124. Его отчислили из школы, в училище он не был принят и выбыл из системы государственной поддержки на год. В этом году юноша сдал тесты удачно, и в училище его примут. Но возникает вопрос, нужны ли такие сложности и нельзя ли сделать исключение для спортсменов. Ведь члены сборной страны - не обычные школьники. Например, два спортсмена - теперь учащиеся училища - в период тестирования защищали спортивную честь страны на соревнованиях по тяжелой атлетике в Таиланде. Они вернулись и сдали тестирование на дополнительной сессии, но чего им это стоило, знают только они.
Еще одну историю рассказали в училище. Юная спортсменка училась довольно хорошо по школьным предметам (спортивные результаты были высочайшими). Учителя ожидали, что девушка сдаст тестирование на 180-185 баллов, но довольно неожиданно для всех результаты составили около 140 баллов. Девушка просто разволновалась и растерялась. Но речь идет не об обычной школьнице, а о спортсменке, нервная система которой закалена в многочисленных спортивных сражениях. В училище говорят, что, по теории, перед тестированием детей должен проверить психолог и решить, какой путь избрать для ребенка при поверке его знаний. "Может быть, ребенку нужно предоставить возможность решать задачи, сколько ему необходимо, не ограничивая во времени. А может быть, потребуется другая схема, нельзя же всех под одну гребенку", - отметили в училище.
Ректоры - люди подневольные и практичные. Сказало Минобразования – тестирование, значит, тестирование. Свое недовольство тестированием некоторые из них выражают, но без прежней резкой агрессивности - такой, как в первый год внедрения идеи в жизнь. Видимо, за три года уже привыкли к мысли, что их дорогих и любимых будущих студентов отбирают неизвестно где и кто. Протест выражают, скорее, по привычке и не очень охотно.
"Я не в восторге от того, что происходит в вузах после введения тестирования. Вы не представляете, сколько бюрократизма повлекла за собой новая система. Над работой вузов установлен жесточайший тотальный контроль. Много дополнительных проблем создали родителям и молодежи", - заявил ректор Харьковской национальной академии городского хозяйства Леонид Шутенко. Он также отметил, что электронную систему учета абитуриентов разработали "наверху" и ведут в Украинском центре оценивания качества образования. А когда в вузах начинают пользоваться системой, то оказывается, что она не доработана. "При малейшем сбое системы у нас требуют объяснений, чуть ли не письменных, что, конечно, отвлекает сотрудников от работы", - отметил ректор.
Разговор с начальником Главного управления образования и науки Харьковской облгосадминистрации Виктором Гарькавцем показал, что система образования не спешит принимать оценки на тестировании "как последний приговор".
"Может быть множество факторов, которые повлияют на ученика, - утверждает В.Гарькавец, - например, состояние здоровья в конкретный день, врожденная способность (или неспособность) быстро приспосабливаться к новым условиям и еще много факторов, которые вносят свои поправки к действительному уровню знаний, полученных в школе".
- А нельзя ли вывести поправочный коэффициент на волнение, чтобы знать этот действительный уровень знаний?
- Это все равно, что килограммами взвешивать любовь или сантиметрами ненависть… Из своего многолетнего опыта работы я сделал вывод, что в школе самое большое зло – это оценка! Направо и налево раздаются оценки, но кто дал учителю право их давать? Была бы моя власть, я вообще бы оценки в школе отменил. Все равно, путь к физике или химии или языку лежит через любовь к учителю конкретного предмета, а не через оценки. Так что тестирование сняло часть нагрузки с учителей и сделало путь ребенка в вуз короче.
Начальству виднее, короче ли стал путь школьников в вуз. Но дело в том, что 37 тыс. 292 выпускников школ всей Украины сдали обязательный предмет - украинский язык и литературу - ниже чем на 124 баллов и в этом году уже в вузы не поступят (документы у них в этом году не примут). Тестирование не прошли 8,61% всех, кто участвовал в нем. Сколько не сдало тесты в Харьковской области, тщательно скрывается от общественности. Чиновники говорят, что еще не знают. Некоторые говорят, что не очень и стремятся знать, "ведь это же независимое от нас, чиновников, тестирование. Боимся, чтобы не обвинили нас в давлении на систему".
Но что же делать школьникам и их родителям, если в вуз поступить хочется, а уверенности в своих знаниях нет? Нужно обращаться к специалистам - репетиторам. Многие родители поначалу немного опешили от того, что дети резко стали слишком самостоятельны и могут поступать в вузы без их помощи. Не всем родителям нравится, что их ребенок должен рассчитывать на свои силы. Хочется взять своего "птенчика" под крыло, защитить и помочь, выучить, выдать замуж или женить, а потом еще долго опекать и "беспокоиться". Так и делали многие родители, пока не грянул "гром среди ясного неба" в виде тестирования. Когда выяснилось, что такой вид беспокойства о ребенке, как хождение по вузам в поисках путей поступления, бессмысленный, был найден другой путь – репетиторство. Эта страница истории Украины еще ждет своего Жана Мольера, но уже ясно, что именно из репетиторства разовьется альтернативная школьной подготовке система обучения, жестко привязанная к идее поступления в вуз. Что бы там ни говорили, а удар по системе тестирования нужно ждать именно с этой стороны. Ведь в первые годы тестирования соревнование было равным. Кто учил в школе, тот знал и сдавал тесты. Репетиторство было в зачаточном состоянии и не оказывало значительного влияния на оценки. С его развитием преимущество получат те школьники, в образование которых будет вкладываться больше средств, а чем больше средств, тем совершеннее будут и системы подготовки к тестированию. Если в 2009 г. средний балл по Украине по украинскому языку составил 150-180, то к следующему году он может стать выше. И центр оценивания будет вынужден делать вопросы сложнее, что приведет к отсеиванию выпускников, получивших только школьную подготовку. Отсеивание будет на "элитные" специальности, например, на юридические, где будет высокий конкурс.
Еще один риск целесообразности введения тестирования – сокращение бюджетных учебных мест. Даже сдав тесты на отлично, дети из семей с небольшими доходами не смогут учиться в престижных вузах на контрактной основе. Но в любом случае, рынок репетиторских услуг будет в Украине развиваться хорошими темпами. Часть рынка уже занята подготовительными курсами вузов и преподавателями, которые работают самостоятельно, а часть – организациями с учебно-методической направленностью.
Тайны альтернативной подготовки к тестированию в одной из таких организаций, а также свое отношение к независимой оценке знаний приоткрыла руководитель частного харьковского Учебно-методического центра "Maxinform" Оксана Пивнева.
- Почему в некоторых вузах отрицают внешнее независимое оценивание знаний?
- Причин слишком много, чтобы изложить их в двух предложениях. И если говорить о позитивных, то "кот в мешке" мало кому нравится, вузы уже имеют опыт несоответствия результатов внешнего тестирования и реальные знания поступающих к ним абитуриентов.
- А Вы как считаете, полезна ли система независимого тестирования для сферы образования или не очень? И почему полезна или не очень?
- Любое нововведение всегда и полезно, и не очень одновременно. Мое отношение к такому нововведению, как система внешнего тестирования, таково, что до системы ему еще далеко. Пока отработаны лишь аспекты проведения самой процедуры тестирования, а подготовка остается на уровне разработки и становления.
С 2007 г. наш центр сталкивается с тем, что школьные предметные курсы не обеспечивают в полном объеме качественного написания внешнего тестирования, а альтернативные возможности только начали приобретать формы и оттачивать грани.
- Альтернативная форма - это частные курсы подготовки к тестированию, такие как предлагает "Максинформ"?
- Да, центр ведет подготовку к тестированию. За помощью обращаются сезонно, в основном обеспокоенные родители. Первый этап записи на курсы подготовки к ВНО начинается в июле, второй этап записи - в октябре. "Максинформ" рекомендует записываться на курсы не позже ноября, т.к. предлагаемые Минобразования тесты объемные, и повторять материал нужно с 5-7 классов. Запись на курсы идет и после Нового года, когда, получив "негативный опыт" с частными репетиторами, родители принимают решение заниматься системно.
- В нашем центре разработана системная программа обучения и контроля качества знаний. В этой программе принимают участие преподаватели центра, штатный психолог и методист. Поэтому речь идет о гарантированном результате. Конечно, обучение у нас несколько дороже, чем у репетиров-одиночек, но право выбора остается за родителями.
- Нет, не засекречена. Если говорить о контроле качества знаний, то вот ее основные положения. При поступлении на курсы проводится входное тестирование уровня знаний, в ходе тестирования выявляются пробелы в знаниях, которые затем устраняются, к ученикам в группах применяется индивидуальный подход, в ходе обучения проводятся промежуточные тесты для контроля полученных результатов и выходное тестирование. Обучение проводят преподаватели с соответствующим опытом работы, часто с использованием авторских методик. Психологический комфорт учащихся обеспечен, что также позитивно влияет на результат.
- Давайте уточним, сколько нужно времени, чтобы подготовиться к тестам (год, полгода, а может, хватит и месяца)?
- Для каждого ученика свой оптимальный срок, который зависит от полученных в школе знаний, от того, что хотят получить "на выходе" родители, не забываем также о потенциале ребенка.
В среднем за месяц можно подготовить к процедуре заполнения бланков и особенностям проведения тестирования. За полгода – можно подготовить к сдаче двух-трех предметов, при условии постоянного выполнения домашних заданий. Эти задания - повторение пройденного на курсах.
За год, при систематическом и системном подходе, можно подготовиться ко всем нужным предметам. Но не забывайте, что обычно у ученика есть еще и масса другой, в том числе и учебной, нагрузки.
- Вам приходилось оценивать уровень знаний школьников. В связи с этим вопрос - каков этот уровень?
- Уровень знаний школьников - вещь непредсказуемая и разнообразная, ведь в это понятие входит не только количество и качество знаний, но и умение их применять. А именно это умение и может стать проблемой на тестах.
- Может быть, у вас есть интересная статистика. Например, из 10 обратившихся за помощью по английскому языку ни один не был готов сдать предмет более чем 124 баллов, хотя школьные оценки по английскому были выше средних?
- Мне кажется более интересной статистикой то, что из 10 обратившихся за помощью 9 не верят в свои силы, боятся ВНО и нуждаются в психологической поддержке иногда даже больше, чем в освоении новых знаний или повторении старых.
- Согласен. Даже спортсмены волнуются, а что говорить об обычных школьниках. Но все таки, давайте вернемся к нашей теме уровня школьных знаний. Удалось ли проследить связь школьных оценок с действительным уровнем знаний?
- В общем, связь есть. В математических терминах это звучит так – школьная оценка не тождественна действительному уровню знаний, поскольку и школьная оценка, и действительный уровень знаний лишь пересекающиеся множества. То есть, каждое понятие включает в себя несколько больше, и знак равенства ставить между ними нельзя.
- Почему так получается, что в школе оценки хорошие, а вне школы хорошие знания никому обнаружить не удается? Например, ребенок в школе сдал укряз на 8 баллов, а на вступительных экзаменах в лицей – на 2 балла (из 12)?
- То, что знает ребенок, и то, что он делает в школе или за ее пределами, – разные вещи. В данном конкретном случае речь, скорее всего, идет о ребенке с невысоким уровнем адаптивности, гибкости или с высоким уровнем тревожности, а, может быть, еще с чем-то… Каждый такой случай индивидуален и требует дополнительного разбирательства. Также не стоит забывать о том, что школа, как обычная мама, принимает каждого ребенка более чем на 10 лет таким, какой он есть и любит его таким, а тестирование – это новое испытание в жизни, которое проходят не все. Еще существует проблема школьной программы, которая не достаточно нацелена на повторение. Ученики 11-го класса не всегда помнят, что проходили в 7-м. Программы очень обширные, и достаточно часто их не успевают пройти до конца года в том качестве, которое заявлено в требованиях Министерства образования.
- Так, может быть, сократить пару предметов. Вот нужны ли в школе предметы вроде ОБЖД и пения? И как родителям относиться к тому, что дети в школах дежурят (моют после уроков полы)?
- Что значит "нужны – не нужны"? Есть гарантии государства о качестве образования и его стандартов. А что касается мытья полов, то в этом мероприятии есть мощный учебно-воспитательный потенциал, и если оно не вредит здоровью ребенка, то можно к этому относиться позитивно.
- На мой взгляд, основная причина "плохих учителей" - невероятно низкий уровень их зарплаты (молодой учитель получает 800 грн.). Можно ли повысить их зарплату, сократив предметы типа ОБЖД и пения и добавив математику и физику? Тогда по этим предметам будет больше часов, и учителя больше получат денег.
- Основная причина "плохих учителей" – это постоянные разговоры о низкой заработной плате. Сокращение предметов "типа" не решит поставленной задачи, т.к. освободившиеся часы не превратятся по велению волшебной палочки в математику и физику. Кроме этого, учителя математики и физики тоже люди, а ставка учителя в 18 часов в неделю придумана не зря - при большем количестве часов качество преподавания падает. Поэтому давайте думать о том, что мы можем изменить реально, и будем делать это каждый на своем месте в меру возможностей, сил и знаний.