Вот уже 13 лет мы живем в новом столетии, и на первый взгляд ничего кардинально не изменилось. Но это только на первый. Нас окружает новая реальность, которую определяют вещи, в прошлом веке или незначимые, или существовавшие в другой форме, или не существовавшие вовсе. Конечно, львиную долю из них нам подкинула Сеть – мэмы, демотиваторы, онлайн-игры… Другие любопытные явления вторглись в нашу жизнь не из виртуала: это флешмобы, сериалы, снятые по голливудским стандартам, стрит-арт и прочие проявления человеческого бытия, балансирующие на грани искусства, развлечения и форм социализации.
Общество постмодерна породило посткультуру, которая, имея корни в прошлом, грозит это прошлое окончательно изничтожить, изменив ландшафты городов и способы восприятия действительности их жителями. В новом цикле статей под названием "Посткультура" мы поговорим о некоторых относительно новых формах реальности и начнем с формы наиболее понятной – стрит-арта. Тем более, в нашем городе это способ самовыражения становится популярным.
Вообще-то, стрит-арт – явление далеко не новое. Видимо, желание хоть как-то украсить однообразные стены тяготеющих к архитектурной простоте мегаполисов появилось сразу после того, как эти самые стены стали обступать горожан. Но лишь с начала нулевых явление это фактически перешло в ранг искусства, став "артом". А пока - немного истории.
Почти во всех русскоязычных статьях, посвященных стрит-арту, вы непременно обнаружите цитату из манифеста футуристов авторства Маяковского, где содержатся такие строки: "Художники и писатели обязаны немедля взять горшки с красками и кистями своего мастерства иллюминовать, разрисовать все бока, лбы и груди городов, вокзалов и вечно бегущих стай железнодорожных вагонов". Конечно, жаль, что эта идея, рожденная в эпоху военного коммунизма, не была реализована. Вернее, была, но за ее воплощнние взялось государство. В итоге получился особый, "советский" стрит-арт: корпуса фабрик, здания учреждений и просто заборы были украшены мрачными картинами, демонстрирующими счастливых трудящихся, пионеров и классиков марксизма-ленинизма. Изображения стилизовали колосками-шестеренками и, конечно, надписями "Вперед к победе коммунизма", "Народ и партия – едины" и так далее. Увы, современные историки явно недооценивают роль советского стрит-арта в развале СССР. А зря, потому что эти жутковатые творения и лозунги, не имеющие ничего общего с реальностью, сделали для развала советского проекта едва ли не больше, чем все диссиденты вместе взятые.
Советский стрит-арт
Стрит-арт в его теперешнем виде зародился в городе, который стал воплощением современной урбанизации и одним из мировых культурных центров. Конечно, речь о Нью-Йорке. Первый стрит-арт, который изначально был представлен только одним направлением – граффити, отличался исключительной функциональностью: специальными символами на стенах в 60-е годы прошлого столетия "метили территорию" уличные банды. Немного позже свою любовь к кумирам начали выплескивать на стены поклонники музыкальных групп. Но как некое контркультурное явления это никто не воспринимал: такие граффити расценивались как обычный вандализм.
Простецкие надписи поклонников рок-групп
В конце 60-х обычному нью-йорскому подростку греческого происхождения по имени Диметриус понравилась идея писать на стене свое имя и номер улицы. Эта мысль изначально принадлежала не Диметриусу: его предшественник вывел краской "Хулио 204". Диметриус придумал себе никнейм "Taki", присовокупил к нему номер своей улицы - 183 и стал повторять нехитрый подвиг безвестного Хулио. С той лишь разницей, что Диметриус работал курьером, и надпись "Taki 183" стала появляться по всему Нью-Йорку. Это развлечение так и осталось бы баловством, балансирующим на грани вандализма, если бы "художника" не заметили журналисты "New York Times". В 1971 году вышла статья "Taki 183" призывает друзей по переписке". Публикация произвела эффект разорвавшейся бомбы (или баллончика с краской), и "друзья по переписке" не замедлили показать себя. У Таки появились тысячи последователей, которые постепенно стали добавлять к нику и цифре простейшие графические элементы.
Творения Taki 183, которые пока никак нельзя назвать искусством
Буквально за несколько лет в Нью-Йорке сформировалась некая субкультура граффити. Что интересно, очень сильно усложнившись, она по-прежнему наследовала своего родителя: это были непростые в исполнении, но все же надписи, причем надписи, понятные, как правило, только их авторам, то есть все те же никнеймы. Возможно, рисуй Диметриус по всему Нью-Йорку котов, культура граффити пошла бы совсем по другому пути. Но во главе угла остались именно надписи: уличные расписыватели стен стали именовать себя "райтерами" -по сути, писателями. Появились и стили: "бабл" - пузатые буквы, "вайлдстайл" - мало читаемое переплетение букв и стрелок.
Граффити, наследующие Taki 183, но уже вполне похожие на художественные произведения
Между тем, городские власти Нью-Йорка и других американских и европейских городов, подростки которых полюбили разукрашивать серую реальность бетонных стен и заборов яркими красками из баллончиков, с "вандалами" отчаянно боролись. Борьба эта привела к тому, что искусство граффити стало подпольным, обзавелось своими легендами и героями (по большей части - анонимными). Нонконформизм привлекал в ряды райтеров еще больше молодежи. В итоге в Нью-Йорке наметился дефицит свободных для художеств площадей, а городские власти настолько были ошарашены размахом деятельности райтеров, что на время запретили продажу баллончиков с краской лицам, не достигшим 21 года!
Борьба с граффити
Параллельно с этим шел еще один процесс: субкультурой граффити заинтересовались толстосумы от искусства. На молодых ребят с баллончиками обратил свой царственный взор даже Энди Уорхол, непревзойденный коллекционер творческих идей и молодых дарований. В итоге к началу 80-х самые талантливые художники граффити направили свои баллончики не на стены, а на холсты, которые стали выставляться в престижных галереях и продаваться. А граффити, дополненное инсталляциями и скульптурами из городского хлама, стало именоваться стрит-артом.
Граффити на холсте
К этому времени городские власти почти повсеместно победили уличных художников. Граффити облагородилось, перестало быть субкультурой и кануло бы в Лету, лишенное топлива андеграундности, если бы жанр не получил новое дыхание, имя которому – Бэнкси. Рисование на стенах при помощи трафарета, использование в композициях особенностей поверхности, социальная тематика и тонкий юмор были и до него. Но именно этот англичанин, имя которого, кстати говоря, до сих пор доподлинно неизвестно, сумел блестяще объединить все это.
Изобретательность и юмор в работах Бэнкси
Сейчас, даже несмотря на анонимность, а может быть, отчасти и благодаря ей, Бэнкси стал действительно культовым художником. Достаточно сказать, что буквально два месяца назад его граффити было продано на аукционе за 750 тысяч евро.
Еще Бэнкси
Конечно, успех Бэнкси не стал бы таким оглушительным, если бы его работы не были подчас остросоциальными. Последняя серия рисунков Бэнкси вызвала неоднозначную реакцию общества, что, собственно, и должен делать настоящий андеграунд. Метатель, запускающий ракету, человек, крадущий олимпийское кольцо, и атлет с шестом, прыгающий через колючую проволоку на несвежий матрас, – так Бэнкси выразил свое презрение к пустому официозному пафосу и массовой истерии, которые неизбежно сопровождают мероприятия, подобные лондонской Олимпиаде.
Бэнкси против Олимпиады
Благодаря интернету работы Бэнкси увидели не только лондонцы, но и миллионы людей по всему миру. Естественно, у него появились тысячи последователей. Интересно, что одни из самых ярких живут в России. Художники из Екатеринбурга буквально запихали в глотки местных чиновников ямы на дорогах, напомнив тем самым их предвыборные обещания.
Художественный удар по бездорожью и борьба чиновников со стрит-артом
А что же в нашем городе? У нас при поддержке мэрии активно продвигаются так называемые муралы (или мюралы, от английского mural – стенной, настенный) – композиции во всю ширину и высоту здания. Этот вид стрит-арта в силу трудоемкости невозможен без содействия со стороны городской власти.
Харьковские муралы
Конечно, то, что мэрия помогла художникам, достойно всяческой похвалы, а политкорректная тематика заслуживает уважения. Правда, стрит-арт - это не только выхолощенная монументальность: это еще и протест, и обращение к социальной тематике, и юмор в конце концов. Возможно, в Харькове есть свой Бэнкси. Автор будет благодарен читателям, которые возьмут на себя труд указать места интересных граффити или инсталляций и помогут связаться с их авторами. Редакция с удовольствием опубликует фоторепортаж и интервью с такими людьми.