Топ-темой прошлой недели стали кадровые назначения, проведенные президентом Украины, прежде всего - решение Виктора Януковича переместить Андрея Клюева из кресла первого вице-премьера на должность секретаря Совета национальной безопасности и обороны.
За дни, прошедшие после увольнения/назначения Клюева, эксперты успели выдать целый ворох иногда взаимоисключающих версий о причинах и последствиях произошедшего. Новую должность Клюева трактовали и как опалу, и как повышение. Поводом для такой рокировки называли и серьезный передел сфер влияния, и плановую ротацию, и сиюминутное недовольство Януковича тем, как Клюев работал с парламентской оппозицией (то ли тем, что он упустил "дело Забзалюка", то ли тем, что не договорился с БЮТовцами, которые пытались сорвать выступление президента на открытии парламентской сессии). В уходе Клюева из правительства усматривали выгоду руководителя Администрации президента Левочкина, премьера Азарова и ближайшего окружения Януковича (так называемой "семьи"). В его приходе в СНБО видели потерю Клюевым своего влияния, сигнал к грядущему усилению позиций этой структуры и то, что Андрею Клюеву просто освободили время для занятия предвыборной кампанией (он является негласным руководителем кампании Партии регионов на предстоящих парламентских выборах).
Частичный ответ на все вопросы будет получен после того, как станет известно, кто, в конце концов, займет опустевшее вице-премьерское кресло. Фамилий, опять-таки, называют много. Но вариантов на самом деле два: это будет или амбициозный и в определенной степени самостоятельный деятель (первым номером в этом списке - министр финансов Валерий Хорошковский), или не менее амбициозный, но полностью зависимый от президента и "семьи" человек (тут фаворит - председатель Нацбанка Сергей Арбузов). Интересно то, что должность первого вице-премьера на нынешнем этапе может быть трамплином в кресло премьер-министра, которое рано или поздно (а с большой долей вероятности – незадолго до или сразу же после парламентских выборов) освободит Николай Азаров.
В любом случае очень многое зависит именно от результатов выборов - от того, насколько будет доволен этими результатами Янукович и насколько управляемый парламент он получит. То есть то, что произошло, - недвусмысленный сигнал для Клюева, чьи амбиции явно выше руководства органом с невнятными полномочиями, которым сейчас является СНБО. В случае успеха перед ним откроются широкие перспективы, в случае реальной неудачи или даже довольно-таки благоприятного для партии результата, который конкурирующие группы смогут преподнести президенту как неудачу, - должность секретаря СНБО действительно превратится в "почетную ссылку". Реальной опалой для Клюева было бы не смещение с должности в Кабмине, а потеря руководства предвыборной кампанией. А пока что - все в его руках.
Однако в вопросах тактических - управления экономикой и финансовыми потоками - уход Клюева в "высокую политику" неизбежно повлечет потерю им рычагов влияния, в частности, и на ситуацию в Харьковской области. Не секрет, что и местная власть, и бизнесмены, и представленный в области госсектор много вопросов решали в столице именно через влиятельного первого вице-премьера. Какие изменения тут могут произойти? В принципе, не такие уж и глобальные. При всем влиянии Клюева никого из первых лиц в политике и экономике области никак не назовешь "его людьми". Так что как решали они вопросы в Кабмине, так и будут их решать с новыми персоналиями. Другой вопрос, чем придется поступиться для решения насущных проблем. Вероятно, тяжелее всего придется, если вся власть в руководстве центральных органов не распределится между несколькими центрами влияния, а будет сосредоточена в руках одной группы выходцев из Донецкого региона.
Переходя к другим событиям недели, стоит отметить, что все так же продолжает занимать максимум места в лентах и телевыпусках новостей "мыльная опера" под названием "Тимошенко в Качановской колонии". Стараниями "режиссеров" с той и другой стороны эта потенциальная трагедия (ведь на самом деле находиться в заключении очень тяжело морально и физически) перешла в совсем другой жанр - не слишком смешную комедию или просто фарс.
На прошлой неделе разрабатывалась сюжетная линия этого сериала, связанная со здоровьем Тимошенко. Список персонажей, в который традиционно входят адвокаты, прокуроры, активисты, тюремщики и спецы Минздрава, обогатился давно обещанными иностранными врачами. Впрочем, как это бывает в "мыльных операх", вышедшие "серии" зритель мог безболезненно пропустить - финальные заявления оказались предсказуемыми и практически неотличимыми от того, что говорили основные персонажи и до приезда канадских и немецких врачей.
Причем главными медиками в этом деле, как ни странно, выступают прокурор и адвокат. "Никакого стационарного лечения, тем более оперативного вмешательства, не нужно. Это - выводы зарубежных специалистов, которые обследовали Тимошенко", - заявил генпрокурор Виктор Пшонка. По его словам, мнения зарубежных и украинских врачей "практически совпадают". Видимо, проявив мягкость характера, генпрокурор вместо следующего заявления типа "и вообще, она - известная симулянтка" благостно отметил, что у Тимошенко есть проблемы с позвоночником. Совершенно предсказуемо защитник премьера Сергей Власенко говорил совсем другое. По его словам, "иностранные врачи констатировали серьезные проблемы со здоровьем Тимошенко ". "В частности, что касается заболеваний спины, они пока не пришли к окончательному выводу и не исключают необходимости оперативного вмешательства", - заявил он. А завершила все затравка на следующие "серии" сериала - информация о том, что Тимошенко разрешила обнародовать поставленный диагноз.
Предшествовал этим заявлениям совершенно стандартный и изрядно надоевший набор фраз и действий - Власенко куда-то не пускают, Тимошенко от чего-то отказывается, комиссии что-то обсуждают. Власть демонстрирует уверенность. Оппозиция требует. Международная общественность возмущается, правда, чем дальше - тем все более вяло.
Что предложат "режиссеры" в следующих сериях? Темы, в принципе, намечены - продолжение эпопеи с лечением Тимошенко и иностранными врачами (вариации на тему "на них давит власть" и "на них давит оппозиция"), требование апелляции по приговору и грядущий суд по делу ЕЭСУ, новые скандалы с VIP-посетителями, которых не пускают в колонию… Попытки одних делать так, чтобы о Юлии Тимошенко не забывали, а других - чтобы это скорее всем наскучило, и на Тимошенко перестали обращать внимание. Явно большие шансы на успех имеют вторые - ведь когда в 50-й серии сериала (именно столько дней Тимошенко уже пребывает, то есть отбывает наказание, в Харькове) Власенко заявляет, что охранник колонии угрожал его застрелить, это уже никому неинтересно и воспринимается с изрядной долей иронии.
Между тем подходит к концу суд над еще одним VIP-арестантом - бывшим министром внутренних дел Юрием Луценко. Для него прокуратура потребовала менее сурового, чем для Тимошенко, наказания - 4,5 года заключения. Логично предположить, что если прокуратура потребовала - то суд не сможет ей отказать. Однако возможно всякое. Интересным ходом, например, стало бы оправдание Луценко. Это дало бы власти серьезный козырь в разговорах с международной общественностью - мол, вот вам яркое доказательство, что никаких политических преследований в Украине нет, а суды независимы и беспристрастны.
В экономической плоскости темой №1 стал теперь уже бывший (а если верить оптимистичным заявлениям власти, то, может, и будущий) гранд свиноводчества Украины - находящийся на Чугуевщине агрокомбинат "Слобожанский". В старые времена понять, что ты подъезжаешь к поселку Чкаловское, в котором расположен комплекс, можно было с закрытыми глазами - специфический запах от жизнедеятельности десятков тысяч хряков был слышен издали.
Сейчас там тишь да гладь - на крупнейшей в Украине свиноферме не осталось ни одной свиньи. Областная власть призывает не делать из этого трагедии - мол, мясо предприятие все равно производило плохое, его даже госрезерв не брал. А вместо этих неправильных свиней новый инвестор, имя которого пока тщательно скрывают, разведет не меньшее количество животных иностранных пород по современным технологиям. Однако возникают некоторые сомнения. Во-первых, свиней вырезали еще до того, как были завершены переговоры с новым инвестором. Да и мясо пущенного под нож поголовья вряд ли было настолько плохим - не утилизировали же его, в конце концов, а спокойно направили в торговлю либо на колбасы. И насколько хороша будет, если она будет, эта новая современная свинина, тоже еще неизвестно: то, насколько натуральный продукт могут дать современные технологии в животноводстве, - тема для отдельного разговора.
Лихорадить агрокомбинат начало уже давно - последние годы предприятие перетасовывало руководство, уменьшало и восстанавливало поголовье хрюшек, накапливало долги. Бывший хозяин "Слобожанского", народный депутат Виталий Данилов, явно больше интересовался развитием футбольного бизнеса (он возглавил Украинскую премьер-лигу), чем свиноводчеством. В результате некоторое время комбинат находился в орбите интересов группы "СКМ" Рината Ахметова - "Слобожанский" оказался крупным должником принадлежащего Ахметову Первого украинского международного банка. В СМИ даже называли "СКМ" новым владельцем агрокомбината. Однако в холдинге этот факт отрицали и желания серьезно заняться выращиванием свиней на Харьковщине не проявили.
Теперь, по слухам, восстанавливать "Слобожанский" собираются россияне. "Необходимо полностью обновить все - начиная от оборудования и заканчивая породами выращиваемых свиней. Я очень надеюсь, что новый собственник, который должен появиться в ближайшее время, будет иметь достаточно средств и опыта для того, чтобы сделать из агрокомбината успешное предприятие, каким он и был", - заявил губернатор Михаил Добкин."Это прекрасный инвестор. В этом году он планирует инвестировать 50 млн.долл. в реконструкцию свинокомплекса, чтобы уже в августе разместить там 5 тыс. датских свиноматок. В планах - в 2013 г. иметь там 70 тыс. свиней. А в дальнейшем агрокомбинат будет наращивать поголовье до 100 тыс. свиней", - излучает оптимизм вице-губернатор по сельскому хозяйству Виталий Алексейчук. Теперь главное, чтобы столь радужные перспективы предприятия воплотились в жизнь: ведь то, что было, уже сломано, а новое создавать значительно тяжелее.