От главного политического события сезона – парламентских выборов – нас отделяют уже три недели, и политическая жизнь после острых поствыборных конфликтов потихоньку переходит в спокойное русло. Новоизбранные депутаты готовятся занять свои кресла в Верховной Раде и приводят в порядок текущие дела. Так, регионал Анатолий Гиршфельд передал бразды правления принадлежащей ему промышленной империей – группой "УПЭК" - своей правой руке Андрею Чудновцу. А оппозиционер Арсен Аваков, готовящийся закончить свою итальянскую ссылку, решил оставить "по наследству" своему заму Геннадию Гаевому статус деятеля, прячущегося за границей от преследования украинских правоохранителей.

А те, кто депутатского мандата не получил, все дальше скатываются на обочину политического процесса. Сделавший фальстарт в политике с командой Королевской Андрей Шевченко, похоже, возвращается в футбол, а посаженная в тюрьму Юлия Тимошенко, увы, теряет как влияние на свою собственную политическую силу, так и статус топ-ньюсмейкера страны. Соратники Тимошенко по "Батьківщині" явно вопреки ее мнению отказались от борьбы за признание своей победы в спорных округах и от политических демаршей типа невхождения в новую Раду, предпочтя синицу в руках в виде собственных депутатских значков. Тем самым они поставили своего лидера, которая бросилась в бой с фальсификациями, используя один из немногих доступных ей сейчас методов – голодовку, – в достаточно сложное положение. Ведь продолжать дальше голодовку, длящуюся уже третью неделю, с одной стороны, опасно для жизни, а с другой – бессмысленно ввиду того, что соратники на свободе борьбу уже прекратили. А отказываться от нее – значит, расписываться в собственном бессилии. Что, собственно, и пришлось сделать Тимошенко. Формально экс-премьер заявила, что своих целей голодовкой добилась, однако на самом деле всем понятно, что это не так.

А обиднее всего для Тимошенко то, что риск, которому она себя подвергла, начав голодать, не вызвал особого резонанса. Традиционно поддерживающие ее западные политики и дипломаты не бомбардировали президента Януковича нотами протеста, СМИ не начинали выпуски новостей счетом дней, в течение которых Юлия Владимировна отказывается принимать пищу, не стала голодовка топ-темой и в социальных сетях. Ну, внимание на это, конечно, обращали, но очень вяло. Ведь всем уже стало понятно, что реальный центр принятия решений оппозицией очень далек от харьковской больницы, в которой сейчас находится Тимошенко.

Практически незамеченной, кстати, оказалась и очередная попытка провести в Харькове суд по второму уголовному делу Тимошенко. Как всегда, под судом собрались группы поддержки от власти и от оппозиции, однако, в отличие от первых заседаний, никаких драк и страстей не было. По привычке собрались, постояли и разошлись – обычная рутина. Тем более, было понятно, что Тимошенко в суд не привезут и его, как всегда, будут переносить.

В Харькове наиболее неожиданной новостью на прошлой неделе, пожалуй, стало задержание в Италии вице-президента АО "Инвестора" Геннадия Гаевого, давно объявленного в Украине в розыск по уголовному делу о махинациях с 700 га земли. По этому делу задержаны несколько топ-менеджеров "Инвестора", уже начался суд. Как оказалось, исчезнувший из Харькова Гаевой находился все это время в Италии вместе со своим компаньоном и сам пошел в полицию в городке Фрозиноне, в котором в свое время задержали и Авакова. И точно так же, как и Авакова, итальянский суд отпустил его на свободу до принятия решения об экстрадиции или отказе в ней.

Таким образом, из скрывающегося беглеца Гаевой превратился в человека, имеющего в Италии какой-то статус, пусть пока и довольно шаткий. Кое-какой риск в таком шаге, конечно, есть. Ведь Гаевой, в отличие от Авакова, не политик, то есть говорить о преследовании по политическим мотивам в этом случае тяжелее. Кроме того, если уголовное дело в отношении Авакова украинскими правоохранителями явно высосано из пальца, то с делом "Инвестора" все сложнее.

Его менеджеров обвиняют в присвоении земли по популярной в Украине схеме - путем создания фиктивного общества садоводов с последующей неоднократной перепродажей полученной им бесплатно земли. Таким образом, в частности, "дерибанились" десятки гектаров столичной земли при мэре Леониде Черновецком. Однако доказать подобные преступления достаточно сложно (в том же Киеве так никого и не посадили), да и вряд ли это кто-то будет делать в итальянском суде, принимающем решение об экстрадиции. А защита Гаевого будет подчеркивать, что его преследование связано с тем, что он - друг Авакова, выдавать которого Украине Италия уже отказалась. Так что риск для Гаевого оказаться в ближайшее время в Харькове на скамье подсудимых все же невелик. А отрицательное решение по экстрадиции позволит ему чувствовать себя в Европе свободно.

Как часто у нас бывает, после окончания выборов начались разговоры о повышении коммунальных тарифов. Заместитель директора КП "Харьковводоканал" Владимир Паболков на заседании горсоветовской комиссии заявил, что предприятие добивается повышения тарифов на воду и канализацию уже полтора года. Стоит отметить, что последнее повышение тарифов произошло всего полгода назад, этой весной. Однако было оно незначительным, а коммунальщики хотят залезть в карман потребителей гораздо глубже, поясняя это тем, что действующие тарифы покрывают себестоимость услуг всего наполовину. Правда, какие слагаемые у этой себестоимости, как это обычно бывает, не объяснили.

В общем, если контролирующие органы внемлют желаниям водоканала, то харьковчане за кубометр воды (вместе с платой за канализацию) должны будут заплатить в три раза больше - 11 грн. (6,6 грн. - вода и 4,4 грн. - канализация) вместо нынешних 3,56 грн. Это значит, что для тех, у кого в квартире нет счетчика воды, плата в месяц составит около 120 грн. с человека (стоимость кубометра надо умножить на действующий в Харькове норматив потребления воды, составляющий 11,1 куб.м на человека). То есть семья из четырех человек должна будет заплатить только за холодную воду почти 500 грн., что выглядит как-то совсем уж фантастично.

Как всегда в этом случае, интересно, сколько платят жители других больших городов Украины. Киевлянам вода обходится сейчас дешевле, чем харьковчанам, - 3,2 грн. за кубометр. В Днепропетровске и Донецке плата составляет пять с небольшим гривен, во Львове - 7 грн. Наиболее обездоленными считают себя жители Луганска, тариф для которых - почти 9 грн. Однако и это не предел - в городе Богуслав на Киевщине за кубометр воды требуют аж 17 грн., так что "Харьковводоканалу" есть к чему стремиться.

При этом стоит учитывать, что нормы потребления, по которым рассчитывается плата за воду для значительной части харьковчан, в нашем городе - одни из самых высоких в Украине. Так, в Киеве цена кубометра умножается на 9, а не на 11,1 как у нас, в Донецке - на 8,24. А в европейских городах эти нормы ниже в разы: в Париже и Москве - 6, Лондоне - 5,4, а в Вене - 3,6 куб.м на человека. То есть, по мнению местных коммунальщиков, харьковчанин моется в среднем в три раза чаще, чем житель столицы Австрии. Любопытно, что завышенность нормативов власть признает. Геннадий Кернес еще в 2010 году, будучи и.о. мэра, давал поручение КП "Вода" озаботиться их пересмотром, поскольку по счетчикам харьковчане в среднем использовали по 4, а не 11 кубометров в месяц. Однако процесс с мертвой точки так и не сдвинулся.

Как, похоже, уже забылась и инициатива президента страны Виктора Януковича о единых государственных тарифах. Правда, эта инициатива казалась странной с самого начала - ведь себестоимость доставки воды в городах, "сидящих" на большой воде, и в населенных пунктах, в которые ее доставляют за десятки километров, отличается в разы.

В общем, если тему повышения тарифов затрагивают - то это неспроста, и в ближайшем будущем стоит ожидать конкретных шагов в этом направлении. Конечно, вряд ли Нацкомиссия по регулированию сферы коммунальных услуг, которая утверждает тарифы, пойдет на троекратное их повышение, что понимают и в "Харьковводокананале". Поэтому пытаются максимально завысить расчетные цифры, чтобы после урезания аппетитов осталось как можно больше. Кстати, Нацкомиссия на днях объявила о планах изменить правила расчета тарифов (причем, похоже, под лозунгом стимулирования энергоэффективности их хотят сделать еще запутаннее). Чем не повод приурочить к внедрению новых подходов и простое повышение тарифов?