Как можно провести вечер в Харькове на этой неделе, чтобы не сидеть перед телевизором?

"Современный японский дизайн: 100 лучших предметов"

Что? Выставка

Где? Художественный музей

Когда?  С понедельника по субботу

Почем? От 5 до 10 грн.

Мед и деготь. Эта выставка, организованная японскими дипломатами, объехала уже половину России и везде становилась событием. Конечно, не таким массовым, как, например, визит Киркорова, однако по-своему значимым, потому что Япония – место странное, не устающее удивлять своей внезапностью. Для широких масс искусство Японии - это гравюры, оригами и икебана. Правда, это равносильно мнению, что искусство России - это гжель.

О японском дизайне мы почти ничего не знаем - разве что продвинутые модницы и модники вспомнят имена Йоджи Ямамото и Кэнзо Такада. А между тем Япония - это страна не только высокой промышленной культуры, но и самобытного промышленного дизайна (кстати, японские автомобили – не показатель, потому что их дизайн делается в европейских ателье). Выставка, на которой собраны вполне обычные вещи необычного вида, призвана это наглядно показать. То, что на ней есть работы пятидесятилетней давности, не должно останавливать, потому что эти образцы демонстрируют не эволюцию дизайнерской мысли, а тот факт, что по-настоящему красивая вещь не может устареть. Мы же не считаем устаревшими скульптуры Микеланджело или "Ford Mustang" 1964 года.

Для кого? Для тех, кто интересуется дизайном во всех его проявлениях. Видимо, также будет полезно студентам худпрома, которые специализируются на промышленном дизайне.

Кому не стоит? Людям, для которых постер с девушкой месяца из "Playboy" и "Лада Калина" – дизайнерские объекты.

"Offbeat orchestra"

Что? Концерт

Где? Клуб "Болеро"

Когда?  Пятница, 23 августа, 22:00

Почем? От 50 до 100 грн.

Мед и деготь. Эти московские ребята очень органичны. Внешность, музыка, поведение на сцене – все, как говорится, в тему. Только вот тема кисловата: танцевальный электропоп в исполнении мальчуковой группы - этим уже никого не удивишь. Тем более, основной репертуар коллектива - перепевки давно известных зарубежных хитов вроде как на новый лад. Но его и новым назвать сложно, так как в музыкальном плане материал "Offbeat orchestra" малоинтересен. Впрочем, повод удивиться будет: это саксофонист, который является полноценным участником трио и придает звучанию модной нынче винтажности. К плюсам можно отнести и позитивную энергетику, которой будет хоть отбавляй.

Для кого? Для тех, кому в День города идти на площадь слушать Таисию Повалий и Кристину Орбакайте как-то "некультурно". Это с одной стороны. А с другой - для тех, чьи представления о "культурности" лишь немногим выше праздничного действа на площади. Ну и для тех, кто ходит в клубы для потанцевать, а не для послушать.

Кому не стоит? Тем, кому неинтересно два часа слушать ремиксы набивших оскомину хитов, причем ремиксы далеко не самого лучшего качества.

Мария Чайковская

Что? Концерт

Где? Клуб "Pintagon"

Когда? Пятница, 23 августа, 20:00

Почем? 80-100 грн.

Мед и деготь. Девушка с роялем (то есть девушка с клавишными) вряд ли может удивить по определению, поэтому невольно ждешь от подобного сочетания чего-то особенного – голоса, манеры исполнения, необычной подачи... Тем более, история знает примеры девушек с роялями, которые умудрялись покорить музыкальный Олимп, – Тори Амос, например. Но Мария Чайковская, увы, не удивляет ничем. Так себе голосок, так себе исполнение, все так себе. Но в целом – миленько: душещипательные песенки из жизни современной девушки, мечущейся между айфоном, студенческой аудиторией и пафосными кафешками.

Для кого? Для тургеневских барышень или барышень, считающих себя таковыми (что встречается гораздо чаще). А также для молодых и не очень людей, которым посчастливилось иметь такую барышню в качестве подруги или жены. В этом случае Мария Чайковская для "культурного выгула" - самое то. Тем более, концерт ее начинается рано, клуб - в двух шагах от площади и вполне можно успеть еще и на "Дискотеку "Аварию".

Кому не стоит? Людям, которым в силу пола или душевной организации метания тургеневских барышень до лампочки.

"Cuba Jam"

Что? Концерт

Где? Клуб "Корова"

Когда? Суббота, 24 августа, 20:00

Почем? От 125 до 200 грн.

Мед и деготь. Люди, играющие латиноамериканскую музыку в никак не солнечном Санкт-Петербурге, – это не может не настораживать. Однако "Cuba Jam" - это музыка, прежде всего, очень качественная, а стилистически – классическая, если этот термин вообще применим к сальсе. В общем, "Cuba Jam" - это просто образчик аутентичности, что нечасто встречается на постсоветском пространстве, которое исказило не один музыкальный стиль тяжелым духом славянской особости.

Для кого? Конечно, для любителей сальсы. А их в Харькове – немало (это увлечение просочилось даже в нашу редакцию). Кроме того, будет интересно любителям любых латиноамериканских стилей, ведь сальса - это в некотором роде синтезирующий стиль, вобравший в себя все лучшее, что есть в латиноамериканской музыке.

Кому не стоит? Тем, для кого Латинская Америка - это только нищета, революции и военные диктатуры.

"Элизиум: рай не на Земле"

Что? Фильм

Где? Кинотеатры города

Когда? Всю неделю, смотреть расписание сеансов

Почем? Зависит от шикарности заведения и жадности владельцев кинотеатра

Мед и деготь. Этот фильм, заявленный как "социальная фантастика", действительно заставляет задуматься. Правда, нашего зрителя - из тех, конечно, кто склонен размышлять, - это кино заставит задуматься вовсе не о том, о чем хотел режиссер. Нил Бломкамп, известный по "Району №9", и в "Элизиуме" доносит до зрителя очень простую мысль: чересчур глубокое социальное расслоение – это плохо (в "Районе №9" плохим был апартеид). Интересно другое - как именно автор демонстрирует смену порядка вещей. В США - стране, переживающей сейчас не лучшие времена и рост социальной напряженности, - тема восстановления социальной справедливости актуальна как никогда. Это с одной стороны. А с другой – нельзя же американского зрителя подводить к мысли, что эта самая социальная справедливость может быть восстановлена силовым путем. Эдак он возьмет в руки ружье и пойдет громить Уолл-стрит. Такого никакая цезура не пропустит.

Бломкамп нашел выход и использует его и в "Районе №9", и в "Элизиуме". До этой самой справедливости главному герою вроде как нет дела: в предыдущем творении он боролся за возврат себе человеческого облика в буквальном смысле этого слова, в "Элизиуме" - за собственную жизнь после полученной производственной травмы. Никакими думами о судьбах человечества герой не обременен. Правда, позже, чтобы не выпячивать эгоизм главгероя, сценарист (им тоже был Бломкамп) навесил на него еще и озабоченность судьбой больной раком девочки, которую можно вылечить только на орбитальной станции богачей.

Впрочем, "революционная линия" в фильме все же есть, но представлена она малосимпатичными бандитами. Показательно, что после беседы с их лидером, который прямо сказал главгерою, что он может спасти всех, главгерой легко идет на сделку, меняя возможность спасти человечество на шанс спасти собственную шкуру. А спасение человечества, которое, разумеется, все же случилось, органично вплелось в спасение больной девочки. Т.е. если бы не она, то еще вопрос - состоялась бы "революция" или нет.

И "революция", кстати, произошла довольно любопытно: закачали код в компьютер - и оп-ля: все человечество – граждане орбитального рая. Конечно, подобную туфту можно скормить лишь людям, чья страна не переживала вообще никаких революций и которые понятия не имеют, что такое сила гнева народного, какие формы она принимает и чем заканчивается. В общем, Бломкамп с задачей справился на отлично: и внимание на проблему обратил, и зрителей при этом не потревожил, оставив их в привычной матрице – "герой-одиночка спасает человечество". Вот такая она, "социальная фантастика" по-американски.

Кстати, говоря о политкорректности, нельзя не упомянуть любопытный факт: первоначально на главную роль в фильме планировался Эминем – культовый белый рэпер. Но Эминем, вполне в своем духе, предложил режиссеру снимать апокалиптичное будущее в месте, которое действительно для этого идеально подходит, – в Детройте, крупнейшем городе США, превращенном в груду руин и нагромождение трущоб. С этим Бломкамп категорически не согласился, что, в общем-то, понятно: демонстрировать всему миру реальный апокалипсис в лучшей стране земного шара – это было бы уже слишком. В итоге вместо Эминема сыграл Мэтт Деймон, трущобы до горизонта снимали в Мехико, а Элизиум, т.е. "рай не на земле" - в донельзя американском, хотя и канадском Ванкувере.

К безусловным плюсам фильма можно отнести зрелищный визуальный ряд и вполне достойное количество того, что в детстве мы называли "драки". Что до актерской работы, то Деймону просто не повезло с ролью: ничего выдающегося он продемонстрировать не мог, даже если бы захотел. Джоди Фостер было весьма органична – острые черты лица и белые одежды делали ее похожей на Снежную королеву – холодную и уверенную в своей правоте. Отдельно надо отметить работу актера, игравшего главного злодея: его персонаж был куда колоритнее хорошего героя, но это происходит в 9 из 10 голливудских блокбастеров. 

Для кого? Для любителей действия без размышлений. Также кино будет интересно поклонникам кибер-панка. Некоторые критики уже успели сравнить "Элизиум"» с "Джонни мнемоником", снятым по рассказу Уильяма Гибсона. Действительно, есть прямые аналогии - например, компьютерная информация, переносимая в мозге. Правда, то, что было откровением в 1995-м, в 2013-м смотрится уже слегка наивно. Кроме того, есть в "Элизиуме" еще несколько интересных технологических фишек – например, хитро стреляющее оружие. Функциональность этих гаджетов сомнительна, но смотрится эффектно.

Кому не стоит? Людям, склонным к размышлениям и вопросам. Главный из них – почему жители Земли, обеспечивающие своим рабским трудом функционирование орбитального рая, просто не пошлют куда подальше его обитателей? Тем более, визуальное соотношение угнетаемых и угнетателей в фильме таково, что вопрос, с чего это миллионы землян вдруг стали такими покорными, не будет покидать от начала до конца.