Вот и все. Евро-2012 в Харькове можно считать завершившимся. Собственно чемпионат Европы еще в самом разгаре, и все основные баталии на футбольных полях - впереди, однако к Харькову это будет иметь лишь опосредованное отношение. Теперь за Евро мы будем следить по телевизору либо в фан-зоне на площади Свободы, которая остается, в принципе, единственным продолжающим работу объектом чемпионата. Не будет больше десятков самолетов в день в харьковском аэропорту, не будет волнений, связанных с организацией матчей на "Металлисте", не будет голландских лагерей и шествий. Так что уже можно подводить первые итоги.

Главным впечатлением от Евро в Харькове стали именно голландские болельщики. Да, были здесь и флегматичные немцы, и симпатичные датчане, и неспокойные россияне, и гости из многих других стран со всех континентов. Но жребий сделал харьковский стадион "Металлист" "домашним" именно для голландской сборной, и город на 10 дней окрасился в оранжевый. Голландские фанаты в цветах своей национальной сборной все эти дни пили пиво, бродили по саду Шевченко, жарили барбекю на Журавлевке, танцевали на дискотеках и братались с местным населением (особенно с девушками). И проделывали все это спокойные по жизни и зажигательные на массовых мероприятиях голландцы так, что в других городах Харькову просто завидовали. Чего стоят одни марши из центра к "Металлисту", которые теперь по праву можно добавлять в список харьковских легенд.

Теперь о том, как, собственно, Харьков справился с проведением Евро. Если опустить недочеты-недострои подготовительного этапа, о которых мы уже неоднократно говорили, то все прошло, в принципе, нормально. Кое-что вызывало вопросы, однако обошлось без ЧП. Стадион и базы – это объекты, о качестве подготовки которых волновались меньше всего. Они и не подвели – нареканий не было. Дороги наоборот были среди самых проблемных моментов. Никто, конечно же, наши дороги не похвалил, однако и транспортного коллапса не случилось. В значительной степени из-за того, что прибывшие болельщики вообще мало передвигались на автотранспорте по Харькову и за его пределами – прилетали они преимущественно самолетами и никуда особо не ездили. В связи с этим очень сомнительна необходимость подготовленных к Евро паркингов. Не всегда логичными казались перекрытия дорог. Например, что дало для безопасности фан-зоны перекрытие проспекта Правды (от Сумской до Тринклера) – непонятно совершенно, а вот неудобства для харьковских водителей это создало существенные.

Транспортная система Харькова, как оказалось, вполне может справиться с увеличившимся на пару десятков тысяч потоком пассажиров. Особенно харьковчан радовало невиданное до того обилие поездов в метро, маршруток и трамваев-троллейбусов в вечернее время. Вот так бы и после Евро. Некоторый транспорт, правда, ходил почти пустой – его потенциальные пассажиры, скорее всего, просто не надеялись встретить его в такое время. Зачем вот только было закрывать в дни матчей на целые сутки станции метро "Спортивная" и "Метростроителей"? Какое отношение может иметь человек, спешащий с утра на работу, к безопасности проведения вечернего матча? Да и в день матча Украина-Швеция с метро как-то нехорошо получилось: большинству посетителей фан-зоны пришлось искать альтернативные возможности добраться домой. Такое впечатление, что именно об украинских болельщиках позаботились меньше всего.

С авиационным и железнодорожным сообщением тоже все было более-менее. Аэропорт мы теперь имеем "на вырост" - с обычным количеством самолетов он будет выглядеть как-то уныло. Немцы, правда, работу аэропорта раскритиковали: трехчасовую задержку вылета самолета с женами футболистов сборной Германии немецкое издание назвало "хаосом в аэропорту". Однако для Харькова, никогда раньше и близко не сталкивавшегося с таким количеством рейсов, это скорее можно считать мелкой неурядицей. Были проблемы и у железнодорожников - знаменитые поезда "Hyundai" опять пытались сломаться, однако до ЧП не дошло.

Расселить всех желающих гостей тоже удалось – ведь ждали их все-таки побольше. Отели в дни матчей были заполнены, в межматчевые дни – так себе, а теперь их хозяевам придется думать, чем завлекать клиентов в будущем. Уж явно не космическими ценами, шокирующими даже небедных европейцев. Квартиры иностранные гости Евро снимали мало, в основном – апартаменты в центре. От голода и жажды болельщики Евро тоже вроде бы не страдали – в местах скопления людей едой и напитками запаслись. Не подумали, правда, о нормальном питании организаторы фан-зоны: на просмотре матчей и культурной программы люди там проводили помногу времени, а поесть можно было в основном чипсы. Не очень радовали и длинные очереди в биотуалеты возле фан-зоны в саду Шевченко – можно было организовать это как-то получше.

Финансовые итоги Евро-2012 подводить пока рано, однако очевидно, что доходы от него вряд ли окупят затраты: прогнозируемого когда-то миллиона или даже больше туристов мы, что уже стало понятно, не дождались. В Харьков в основном наведались те, кто имел билеты на стадион, - то есть не более чем несколько десятков тысяч болельщиков. УЕФА и его партнеры, конечно, не в минусе – билеты, хоть и не на 100%, но распродавались, фан-зоны работали, официальная сувенирная продукция тоже пользовалась спросом, хотя, возможно, и меньшим, чем ожидалось. О том, что "отбить" затраты сможет государство и стратегические инвесторы, речь изначально не шла. В сферах торговли, услуг и развлечений кто-то смог подзаработать на иностранцах, а чьи-то ожидания не оправдались.

Не связанные с футболом события в эти дни, в принципе, вызывают довольно-таки незначительный интерес и общественный резонанс. Ну, приехал в Харьков премьер-министр Николай Азаров. Чего-то там открыл, кого-то чем-то наградил, кого-то похвалил, рассказал о каких-то светлых перспективах. С шествием голландских фанов это ни в какое сравнение не идет. Ну, пристроил губернатор Михаил Добкин на новую работу одного из своих замов – Виталия Алексейчука, – дабы не смущать общественность и инициаторов админреформы их большим количеством. Алексейчук, что интересно, занял место Владимира Кацубы в кресле руководителя Дергачевской райадминистрации, который, как говорят, теперь всецело отдался нелегкому делу похода за депутатским мандатом. Ведь Евро - это, конечно, хорошо, но выборы все ближе.

И будущие кандидаты об этом не забывают. В первую очередь, представители Партии регионов – старта оппозиционных и прочих претендентов мы практически еще не видели. Формально, конечно, никто еще не утвержден кандидатом и у партии власти. Однако нужно быть очень наивным, чтобы посчитать случайностью то, что на встречи городского головы Геннадия Кернеса с жителями Новых домов ходит нардеп Ирина Горина, а вот ее коллега по парламенту Валерий Писаренко к этим мероприятиям абсолютно равнодушен, но проявляет нешуточную активность во всем, что связано с Павловым полем и Алексеевкой. Хотя кое-что еще может и переиграться: за места под солнцем в Партии регионов ведется нешуточная подковерная борьба, и не факт, что по всем округам пойдут те, кто их заранее "прикармливал". Например, округ, включающий в себя Чугуевщину, по слухам, появившимся еще на ранних стадиях подготовки к выборам, хотели отдать претенденту с донецкой пропиской. Позже внутрипартийные источники стали называть имя нардепа Дмитрия Шенцева, что вполне согласовывалось с поздравлениями с различными праздниками от его имени, развешанными на билбордах в Чугуеве и окрестностях. Однако по последним слухам Шенцев может получить проходное место в партийном списке, а по мажоритарке все-таки пойдет "донецкий", имеющий на Чугуевщине экономические интересы. Так что в отношении кандидатов от Партии регионов еще могут быть сюрпризы.

Оппозиция своих претендентов пока прячет (а по некоторым округам они, похоже, еще и не определены), однако к выборам тоже понемногу готовится. На прошлой неделе было объявлено о формировании организационной структуры объединенной оппозиции ("Батьківщини" и "Фронта змін") на Харьковщине. Символом (формально – руководителем) избирательной кампании назначен экс-губернатор Арсен Аваков, ожидающий в Италии решения по делу о его экстрадиции в Украину. Однако даже при наличии современных средств коммуникации он вряд ли будет руководить организационным процессом, находясь за границей. Скорее можно говорить в значительной степени лишь о финансовом участии и моральной поддержке.

А руководить избирательным штабом оппозиции будет Виталий Немилостивый, что стало, конечно, интересным ходом. И, на первый взгляд, неплохим – в оставшейся команде Авакова достаточно яркой и подготовленной личности, способной качественно руководить штабом, особо не видно, а руководителю харьковского "Фронта змін" Александру Давтяну брать огонь на себя как-то не с руки, исходя хотя бы из давней дружбы с кое-кем из руководства регионалов. В связи с этим назначение человека, так сказать, из Киева (последнее место работы Немилостивого - первый заместитель министра промышленной политики, эту должность он занимал вплоть до расформирования министерства), но который при этом является харьковчанином и прекрасно ориентируется в местных реалиях (в Харькове он известен как бывший директор завода им.Малышева и целого ряда предприятий поменьше), выглядит логично.

Однако есть и несколько "но", от которых может зависеть успешность работы харьковского штаба при Немилостивом. Во-первых, его называют человеком Давида Жвании (говорят, что именно благодаря Жвании он не потерял кресло в министерстве при смене власти: Давид Важаевич тогда пошел на сотрудничество с Партией регионов, за что был изгнан из "Нашей Украины – Народной самообороны"). А каким будет место Жвании в объединенной оппозиции и будет ли оно вообще – пока непонятно. С одной стороны, у него есть поддержка Николая Мартыненко - ближайшего соратника нынешнего лидера оппозиции Яценюка, с другой – многие не могут простить ему сотрудничества с регионалами. Во-вторых, у Виталия Немилостивого вполне могут найтись скелеты в шкафу или просто "тонкие места", на которые сможет надавить власть. Скандалы за время его работы в бизнесе, промышленности и госструктурах бывали - чего стоит лишь громкий конфликт в 2009 году с депутатом-бютовцем (впоследствии сменившим политические пристрастия) Валерием Камчатным, обвинившим Немилостивого в желании обанкротить завод им. Малышева. Кроме того, оппозицию в Харькове сложно назвать монолитной, и способен ли Немилостивый стать объединяющей фигурой – также пока большой вопрос.