Политолог, директор центра прикладных политических исследований "Пента" Владимир Фесенко рассказал "SQ" об основных политических тенденциях прошлого года, прогнозах на новый год, факторе влияния оппозиции и деле Арсена Авакова.


- Владимир Вячеславович, какие политические события прошлого года, на ваш взгляд, можно назвать самыми знаковыми, способными повлиять на ситуацию в стране в наступившем году?

 

- Если говорить о связи между прошлым годом и наступившим, я бы отметил дело Юлии Тимошенко. Сам судебный процесс, арест и осуждение - это цепочка событий, которая в значительной мере предопределила политическую драматургию прошлого года и, несомненно, стала главным внутриполитическим событием. Конечно же, она будет влиять на развитие событий в будущем году - как во внутренней, так и во внешней политике.

Хотя во внутренней политике, мне кажется, нагрузка дела Тимошенко несколько снизится. То есть влияние будет несколько меньше, хотя оно останется и периодически будет возбуждаться. Например, после возможного решения Европейского суда по правам человека.

Второе важное событие - это принятие закона о выборах народных депутатов. Этот закон заложил правовые и политические основы выборов, вернул старую избирательную систему (смешанную), хотя и с некоторыми нюансами. Например, вновь можно будет баллотироваться одновременно как по округам, так и по партийным спискам, в отличие от местных выборов, будут самовыдвиженцы, и ряд других моментов.

Новый избирательный закон определяет институциональную структуру будущих выборов и возвращение мажоритарной составляющей, в том числе института самовыдвиженцев. Конечно же, это очень серьезно повлияет на политическую структуру будущей Верховной Рады, и, конечно, на саму драматургию выборов - между собой будут соревноваться не только партии (по партийным спискам и по округам), но и появится пресловутая "третья сила" - вот этой "третьей силой" будут кандидаты-мажоритарщики, не принадлежащие к политическим партиям, или, правильнее будет сказать, к двум противоборствующим лагерям - власти и оппозиции.


- Как вы думаете, каковы шансы, что менее чем за год до выборов в Украине появятся серьезные политические игроки, помимо двух ведущих партий власти и оппозиции?

 

- Теоретически возможны некие неожиданности, потому что сегодня значительная часть избирателей еще не определилась со своим выбором. По данным разных социологических опросов, к категории неопределившихся принадлежит от 10% до 15% граждан. Примерно такое же количество избирателей, по данным опросов, настроены голосовать против всех. Но, как правило, те избиратели, которые категорически против всех политиков и политических сил, не приходят на выборы. Тем более сейчас, когда в избирательном бюллетене не будет соответствующей графы "не поддерживаю ни одну из политических сил", наиболее вероятен исход, что эти избиратели в основной своей массе не будут голосовать. Но какая-то их часть все-таки определится и проголосует.

Возможно, конечно же, что если какая-то из ныне малоизвестных партий очень активно себя заявит, если допустим (хоть и это и маловероятно) мажоритарщики, которые не принадлежат ни к какой политической силе, скоординируются между собой и выступят от какой-то малоизвестной политической силы, то они могут преподнести сюрприз.

Я напомню, что на местных выборах в целом ряде регионов праздновали победу партии, абсолютно неизвестные на общенациональном уровне. Как пример приведу партию "Совесть Украины", которая выиграла выборы в городские советы в Виннице и Полтаве. Благодаря чему? Винница опиралась на авторитет действующего мэра, который был переизбран (один из самых популярных мэров в стране - Владимир Гройсман), а в Полтаве эта партия поддерживала кандидата в мэры, который в итоге выиграл выборы, Александра Мамая. Это очень показательный пример. И если вдруг десяток-полтора сильных авторитетных мажоритарщиков между собой объединятся и выступят от одной политической силы, то кто его знает…


- Поговорим о рейтингах политических сил. Начнем с "партии власти", которая показала падение рейтинга доверия избирателей. Продолжится ли снижение рейтинга Партии регионов?

 

- Это традиционная тенденция, можно сказать, закономерность украинской политики: любая "партия власти" через год-два пребывания у власти начинает терять свой рейтинг. Это было практически у всех. При Кучме не было президентской "партии власти", скорее были премьерские или президентско-административные, было несколько претендентов на эту роль, и все, в принципе, теряли в своем рейтинге. А что касается более новых "партий власти", то и "Наша Украина", и Блок Юлии Тимошенко тоже не избежали этой тенденции, хотя и в разных формах. Но Партия регионов, конечно же, столкнулась с последствиями кризиса, и с последствиями не очень популярных решений, причем рейтинг они теряли не только и не столько из-за реформ, решающую лепту в снижении рейтинга, по данным многих социологических служб, внесло повышение коммунальных тарифов.

И если в этом году сохранится высокая цена на газ со всеми вытекающими последствиями, то для Партии регионов главной задачей будет имеющийся рейтинг сохранить. В лучшем случае, может быть, за счет каких-то социальных программ, потому что большого бюджетного ресурса для увеличения зарплат и пенсий сегодня нет, поэтому задача максимум - несколько процентов прибавить к нынешнему рейтингу, а так - сохранить уже существующий.

Потеряли, разумеется, и другие партии, которые относятся к лагерю власти. Это и "Сильная Украина", но пока мы не знаем, будет ли она участвовать в парламентских выборах или все-таки сольется с Партией регионов. Рейтинг снизился, но шансы зацепиться за 5%-ный барьер пока остаются. Что касается партии Владимира Литвина, то у "народников" практически нет никаких шансов преодолеть барьер, они тоже потеряли в прошлом году существенно, и, скорее всего, будут делать ставку на мажоритарные округа.

А вот коммунисты, которые формально относятся к парламентскому большинству и многими экспертами считаются союзниками Партии регионов, все активнее играют роль такой себе полуоппозиции. И они, кстати говоря, получили определенные дивиденды от снижения рейтинга Партии регионов - несколько процентов, которые потеряла "партия власти", оказались в копилке коммунистов, и их рейтинг во второй половине прошлого года несколько вырос. Коммунисты теперь достаточно уверенно преодолевают 5%-ный барьер. Посмотрим, что будет в этом году, но очень похоже, что коммунисты будут пользоваться сложностями положения правящей партии и попытаются отвоевать часть электората Партии регионов, особенно в восточных и южных регионах страны.


- Как по вашему повлиял на рейтинг оппозиционных сил арест лидера "Батьківщини" Юлии Тимошенко? И каких результатов на выборах 2012 г. стоит ожидать оппозиции в случае освобождения или наоборот - дальнейшего заключения Тимошенко?

 

- Рискну предположить, что если Юлию Владимировну под давлением Европейского суда по правам человека и освободят, то таким образом, чтобы она не успела принять прямого участия в избирательной гонке. Если освобождение состоится уже в ходе самих выборов, то, конечно же, какое-то время ей понадобится для физического и морального восстановления. Все-таки даже при нынешних комфортных условиях пребывания в тюрьме (то, что нам показывают, во всяком случае) мы видим сложности с состоянием ее здоровья, да и думаю, что она сама прекрасно понимает, что не может появиться перед избирателями со следами пребывания в заключении, надо восстановиться.

Думаю, что Юлия Тимошенко прямого участия в выборах все-таки не примет. А вот ее политическая сила, если ничего принципиально не изменится в развитии политической ситуации в стране, конечно же, может претендовать на роль одного из победителей выборов, в том числе за счет инерции рейтинга Ю.Тимошенко. Шумиха и резонанс вокруг дела Тимошенко сохраняют достаточно высокий оппозиционный статус "Батьківщини". Хотя внутри самой "Батьківщини" мы видим массу проблем, и я не исключаю, что электорат "Батьківщини" может стать предметом серьезной внутренней борьбы - борьбы внутри оппозиционного лагеря. Опять таки простой пример. Из "Батьківщини" практически выбросили, вытеснили Наталью Королевскую. И часть членов фракции БЮТ, и даже членов самой партии, по сути, перешли на сторону Королевской. У меня есть сомнения, что удастся этой партии нарастить свой рейтинг до того уровня, чтобы преодолеть 5%-ный барьер, это крайне сложно. Но они могут попытаться отвоевать часть рейтинга "Батьківщини". К тому же, они будут претендовать на несколько мандатов в мажоритарных округах .


- Что вы можете сказать о шансах на преодоление 5% барьера более мелких оппозиционных сил?

 

- Естественно, будут бороться за общий оппозиционный электорат и за частичку электората Блока Юлии Тимошенко другие ведущие оппозиционные силы. Это и "Фронт змін", рейтинг которого за прошлый год вырос. Ненамного, но вырос. Вырос, причем заметно, рейтинг партии Виталия Кличко "Удар". И у них тоже, на мой взгляд, неплохие шансы на преодоление барьера. Чуть сложнее ситуация у "Свободы". У украинских националистов в прошлом году рейтинг замер на месте, я бы даже сказал просел. Соответственно, "свободовцам" будет не так просто преодолеть барьер. На сегодня они близки к его преодолению, но основательных шансов на его преодоление пока нет.

Но так или иначе - три а может и четыре оппозиционных силы могут преодолеть избирательный барьер. У оппозиции есть определенные шансы на то, чтобы усилить свое влияние в будущем составе Верховной Рады, хотя для этого придется основательно потрудиться. Они, естественно, надеются на то, что снижение рейтинга Партии регионов сыграет им на руку, но произойдет это не автоматически. Для того, чтобы завоевать свое большинство, им надо побороться за мандаты в мажоритарных округах. А там пока у них ситуация не самая блестящая, сильных мажоритарщиков очень мало у всех ведущих оппозиционных сил. На сегодняшний день оппозиция может рассчитывать на победу мажоритарщиков прежде всего в галицких областях, может быть, в половине округов в Киеве и в нескольких округах центральной Украины. И, пожалуй, все. Но этого мало для получения парламентского большинства.


Главный оппозиционер Харькова - Арсен Аваков – несколько месяцев находится за пределами Украины. Сейчас появляется уголовное дело, где фигурирует фамилия экс-губернатора. На ваш взгляд, является ли это попыткой избавится от сильного политического игрока?

 

- Формально основа в виде каких-либо нарушений может быть, и на самом деле любой губернатор и любой мэр в Украине находится под риском уголовных дел как в момент пребывания на посту, так и после ухода с должности. Это плата за пребывание у власти и за то неопределенное правовое поле, в котором приходится действовать многим местным руководителям. Я просто напомню простой пример, известный харьковчанам. Против того же Евгения Кушнарева возбуждали дела не столько за его призывы на Северодонецком съезде, сколько за формальные нарушения при использовании бюджетных средств на посту губернатора.

Это формальности, а реальной причиной является то, что Аваков может бороться за депутатский мандат по одному из мажоритарных округов в Харькове. Его результат на выборах мэра, в принципе, дает основание побороться за мандат депутата-мажоритарщика. Но для этого надо находиться в городе, вести активную избирательную кампанию.


- Возможно, это уголовное дело - сигнал, что вступать в избирательную борьбу не стоит?

 

- В данном случае, я думаю, речь идет не о каких-то прямых рисках или угрозах. Я думаю, что влияние бывшего губернатора Харьковской области в Харькове не является таковым, чтобы нести какую-то угрозу для нынешней харьковской власти. Здесь речь идет, скорее всего, о потенциальных рисках, о его присутствии в городе или попытке инициировать активную деятельность в одном из харьковских округов (потенциальных округов, потому что мы границ пока не знаем, но легко определить, где за Авакова активнее всего голосовали, там он и будет выдвигаться). Но вне Харькова серьезно бороться за мажоритарный мандат ему будет крайне и крайне сложно. Думаю, на это и делают ставку. Кстати говоря, одной из причин его поражения на местных выборах стало то, что он нередко вел избирательную кампанию за пределами города и страны. А так выборы не выигрываются.

Есть еще одно важно обстоятельство, которое может помочь оппозиции - это то, что Юлия Тимошенко отбывает заключение в Харькове. И это обстоятельство, конечно же, будет способствовать тому, что в Харькове будет очень много визитеров - и международных, и из оппозиционных политических сил, и они будут пиариться на факторе Юлии Тимошенко, будут светиться возле колонии, где она пребывает. А это, конечно же, будет вносить дополнительное напряжение и дополнительную активность в харьковскую политическую жизнь.


- Во время телефонного включения на телеканале "ТВі" Арсен Аваков заявил, что на мажоритарных округах в Харькове и области облорганизация "Батьківщини" будет выдвигать новых кандидатов. Есть ли на ваш взгляд у оппозиции для этого кадровый запас, и насколько оправдана "свежая кровь" в этой политической борьбе?

 

- Для того, чтобы рассчитывать на победу в мажоритарном округе, надо иметь достаточно известного кандидата, и, самое главное, ресурсно обеспеченного кандидата, который может потратить на избирательную кампанию достаточно большое количество средств - по нынешним меркам это минимум полмиллиона, но и этого может быть мало. Опыт выборов прошлых лет, может быть, даже, 2002 года, и в мажоритарных округах на местных выборах показывает, что средства потребуются очень серьезные.

Есть ли средства у оппозиционных кандидатов? Думаю, что у Арсена Авакова есть, но их тоже надо аккумулировать, использовать в легальных формах и т.д., потому что в условиях противодействия административного ресурса здесь могут быть проблемы. Можно вспомнить, что у оппозиции есть свои сильные кандидаты, в том числе и в Харькове - Алексея Логвиненко можно вспомнить. Я пока не знаю, будет ли он баллотироваться по мажоритарному округу, в принципе, большинство оппозиционеров понимают все сложности и риски участия в выборах именно по мажоритарным округам и скорее склонны бороться за мандат в партийном списке. Но все-таки партийная дисциплина и интересы оппозиционных партий заставят их идти в округа. Другое дело, что не всегда с большими шансами на успех. Конечно же, в пользу того или иного кандидата может сыграть партийный фактор. Вот например на мажоритарных округах во Львове во время местных выборов очень часто выигрывали малоизвестные кандидаты, потому что они шли от "Свободы". Я не думаю, что в Харькове оппозиционные силы пользуются такой большой популярностью, что партийный бренд предопределит победу кандидатов на выборах. Но сенсации могут быть, и, скорее всего, они будут по кандидатам-самовыдвиженцам. И сенсации могут быть как по городу, так и по сельским округам.


- Как вы думаете, когда в Украине появится спрос на партии с четкой идеологией, а не на партии одного лидера?

 

- Если говорить о факторе идеологии, то его влияние сейчас очень неоднозначно. Весь мир, не только Украина, переживает кризис идеологии, влияние идеологии снижается и в Европе. Неоднозначно ее влияние и в молодых демократиях, таких, как Украина. И в нашем случае речь идет о квазиидеологии. Ну например, на этих выборах, скорее всего, будут дебатировать на тему геополитического выбора Украины - европейский или евразийский выбор. Нам россияне будут предлагать участие в Евразийском союзе, и я не исключаю, что многие кандидаты, особенно на востоке Украины, будут подыгрывать вот этому путинскому призыву, играть на этой идее союза с Россией среди части русскоязычных избирателей.

Оппозиция, скорее всего, будет позиционировать себя как последовательную проевропейскую силу. Причем тут будет очень большая конкуренция. Ну и конечно будут дебаты вокруг темы новых политических сил. Демонстрировать свою новизну будет тоже целый ряд политических сил, причем как оппозиционных, так и тех партий, которые сознательно будут уходить от отождествления себя как с властью, так и с нынешней оппозицией. По данным социологии, 40% избирателей сейчас не доверяют ни власти, ни оппозиции. И вот в этой нише попробуют себя поискать как многие кандидаты-мажоритарщики, так и некоторые политические силы.