Самым громким событием прошлой недели, буквально взорвавшим Харьков и вынудившим, бросив все дела, прибыть в наш город генерального прокурора, главу СБУ и министра внутренних дел, стало убийство судьи Фрунзенского райсуда Харькова Владимира Трофимова и его семьи. Случались у нас в последнее время и взрывы, и поджоги, и стрельба на улице, но такого еще не было: в квартире судьи были обнаружены четыре обезглавленных тела.

Шокирующее происшествие вызывает массу вопросов, на которые нет ответов. Не найдены пока даже головы убитых. Кому нужно было убивать судью? Почему это было сделано столь зверски (известно, что сыну судьи голову отрезали, когда он был еще жив)? Куда и зачем дели головы? Случайно ли преступление совершено в день профессионального праздника судей?

Правоохранители уже заявили, что рассматривают две основных версии мотивов убийства: профессиональная деятельность судьи и ограбление (Трофимов был довольно известным коллекционером и держал дома большую нумизматическую коллекцию). Не исключают также, что убийство было выполнено на заказ. "Нумизматическая" версия выглядит слабее – ведь ворам совершенно незачем привлекать лишнее внимание к украденному (похищено ли что-либо из коллекции, сейчас проверяют) массовой резней. Председатель СБУ Игорь Калинин назвал Трофимова одним из ведущих нумизматов Украины, однако вряд ли в коллекции могло быть что-то настолько драгоценное, чтобы алчущий конкурент нанял ради этого киллеров. Не похоже и на то, что воры случайно наткнулись на хозяев и, запаниковав, убили их, – слишком уж профессионально, по оценкам экспертов, были отделены от тел головы.

Так что более вероятно, что мотивы этого преступления следует искать в профессиональной биографии судьи. А она длилась три десятка лет, причем двадцать из них Трофимов возглавлял райсуд. И спектр дел, к которым он имел отношение, широк чрезвычайно. В последние годы Трофимов, правда, работал простым судьей и делами занимался в основном самыми простыми – наиболее резонансным из последних называют условный срок водителю, совершившему ДТП со смертельным исходом, остальное – это разводы, алименты, кредиты… Так что если это месть за какой-то вынесенный (либо не вынесенный) судьей приговор, то корни ее стоит искать глубже. И милиции с прокуратурой придется потрудиться, ведь дел, к которым прямо или косвенно имел отношение Трофимов, тысячи.

Что еще это могло быть? Какие-то разборки? Однако Трофимов не работал председателем суда уже довольно давно. Он оставался авторитетным человеком в профессиональной среде, но сам лично серьезных дел, как уже было сказано, не вел. Коллеги характеризовали судью Трофимова как человека тихого, никаких кричащих признаков богатства, как это зачастую бывает у наших номинально живущих на государственную зарплату служителей Фемиды, за ним не замечали – жил в квартире вместе со взрослым сыном, пользовался общественным транспортом.

Обращает на себя особое внимание, конечно же, и способ убийства. Отрезание голов в украинской преступной практике – явление не самое распространенное. В случае с Георгием Гонгадзе это было сделано для усложнения идентификации тела, однако в деле Трофимова это ни к чему, ведь тела оставили дома. Совсем уж фантастичную версию о том, что тела подменили, а головы отрезали, чтобы это скрыть, вряд ли стоит рассматривать всерьез. Какие еще могут быть версии? Что жертв убили выстрелами в голову, а потом отрезали и забрали их, чтобы не дать идентифицировать оружие? Но зачем убийцам, если они, как заявили правоохранители, тщательно готовились к преступлению, так все усложнять, неужели нельзя было придумать что-нибудь попроще? Преступники (или заказчики преступления) хотели таким образом кого-то еще запугать или кому-то что-то показать? Тогда что? Вопросов пока значительно больше, чем ответов.

И закончилась неделя еще одним резонансным ЧП – в воскресенье в Харькове прогремел очередной взрыв в жилой многоэтажке. Не успели вернуться в свои квартиры жители пострадавшего в сентябре дома на улице Слинько, как еще более серьезное происшествие случилось на ХТЗ. Если в прошлый раз чудом обошлось без жертв, то теперь несколько человек погибли, есть пострадавшие. Обстоятельства этой трагедии станут известны позже.

Основным событием общественно-политической жизни на прошлой неделе стал старт работы парламента нового созыва. Ход и результаты прошедших в конце октября парламентских выборов показали некоторые тенденции, которые так или иначе должны были проявиться в новой Верховной Раде: претензии Партии регионов на тотальный контроль, жесткое противостояние власти и оппозиции, разброд и недоразумения внутри оппозиции, желание радикалов из "Свободы" стать активными парламентскими игроками… В принципе, все это в первые два дня работы парламента мы и увидели.

Для Харькова в начале работы новой Рады была еще одна интрига – вернется ли благополучно из Италии, где он провел больше года, и сможет ли воспользоваться депутатской неприкосновенностью преследуемый украинскими правоохранителями экс-губернатор Харьковщины Арсен Аваков? В принципе, власть при желании могла бы серьезно попортить ему нервы – то ли отказаться признавать депутатом, ссылаясь на то, что он не проживал в Украине, то ли попытаться задержать прямо у трапа самолета, заявив, что депутатская неприкосновенность до принятия присяги нардепа не действует. Ничего такого не произошло: харьковский суд отменил санкцию на задержание ввиду избрания Авакова народным депутатом, и он спокойно занял свое кресло в зале заседаний Верховной Рады. То ли для власть имущих он слишком мелкая сошка, чтобы порождать из-за него очередной громкий скандал, то ли по этому поводу имелись какие-то договоренности.

Остается, правда, еще один способ испортить жизнь Авакову – прокуратура может подать в парламент представление о лишении его неприкосновенности. Однако верится в это с трудом. Прецедентов таких в истории украинского парламента было крайне мало (более того, неоднократно люди попадали в парламентское кресло прямо из СИЗО и потом спокойно работали депутатами, не опасаясь продолжения уголовного преследования). Да и генпрокурор Виктор Пшонка высказался на эту тему по просьбе журналистов крайне туманно, по сути, подтвердив лишь, что такая возможность у прокуратуры имеется, но не сказав ничего насчет того, собирается ли она ею воспользоваться.

Вернувшись на родину, Аваков уже успел заявить, что жить он будет в столице, однако планирует вести активную деятельность и в Харькове. В частности, он собирается восстанавливать работу партийной организации "Батьківщини" и возвращать отнятые у него бизнес- и медиаактивы (телеканалы А/ТВК и "Фора", а также служба новостей "АТН", имевшая собственную вещательную лицензию, перестали выходить еще в прошлом году, позже "Фора" в эфир вернулась, но уже под руководством совсем других людей). Что касается "аваковских" телеканалов, то с воплощением желаний Авакова явно есть проблемы. С документами у них (в том числе и относительно собственности) бардак, судебные тяжбы по этому поводу идут уже второй год и могут затянуться еще неизвестно на сколько. И непонятно, на что тут может повлиять личное присутствие Авакова, пусть даже и с депутатским мандатом. Ну а то, что к Авакову вдруг вернутся потерянные им предприятия – вариант еще более фантастический. Дела партийные – тоже непростой вопрос, ведь по большому счету сейчас "Батьківщину" в Харькове представляют в основном только сотрудники фонда Авакова.

На прошлой неделе партия потеряла руководителя фракции в горсовете – экс-бизнес-партнер Авакова Андрей Руденко перешел в команду власти (предполагается, что он возглавит одну из райадминистраций области). Ничего удивительного в этом нет – черная кошка пробежала между Аваковым и Руденко довольно давно. Руденко долгое время возглавлял входивший в бизнес-империю Авакова хлебокомбинат "Салтовский" и, по слухам, когда у экс-губернатора начались серьезные проблемы, рассчитывал сохранить контроль над заводом за собой. Однако Аваков предпочел продать предприятие "донецким", чем подтолкнул Руденко в объятия его давнего оппонента – мэра Харькова Геннадия Кернеса (видео, на котором Кернес выписывает Руденко смачный пинок, когда-то стало хитом интернета). Так что забот по восстановлению партийной структуры у Авакова будет немало. Тем более что огорченное возвращением опального экс-губернатора местное харьковское руководство явно попытается вставить ему палки в колеса. Так что политическая жизнь в городе, в последнее время протекавшая довольно уныло, должна стать веселее.

Вернемся к парламентским будням. Два главных момента, обративших на себя внимание в первые дни работы новой Рады, – это парламентские драки и избрание нового руководства. "Боевыми действиями" в стенах парламента в Украине, в принципе, никого не удивишь: в этом зале видели уже всякое – и дымовые шашки, и порванные пиджаки, и серьезные увечья. Однако новая Верховная Рада сразу показала претензии на статус рекордсмена по потасовкам – на прошлой неделе они происходили по любому поводу. Первые столкновения начались из-за появления "тушек" (политические аналитики еще до выборов начали делать ставки на то, от кого первого побегут депутаты – в итоге не повезло Арсению Яценюку, который потерял двух "бойцов" еще до начала работы парламента). Дальше депутаты бросались друг на друга и из-за формирования фракций, и из-за языка, и из-за личного голосования. До серьезных увечий пока не дошло (сильнее всех пострадал пока депутат от “Батьківщини", которого под парламентской трибуной побили ногами), но то ли еще будет… Особенно старается "оправдать надежды" избирателей "Свобода", за которую много кто голосовал, чтобы "она там им всем показала". Что касается харьковчан, то в парламентских боевых действиях традиционно активно проявил себя участник "боевой группы" Партии регионов в прошлом созыве Дмитрий Шенцев. Потолкались немного у парламентской трибуны и несколько новичков от регионалов – Евгений Мураев, Владимир Мисик. Честь оппозиции с кулаками защищал свободовец Игорь Швайка.

Главной интригой новой Рады было заявленное Партией регионов формирование самостоятельного, без участия коммунистов, парламентского большинства. Как стало видно по результатам голосований, пока у регионалов принимать решения без помощи Компартии не получается, хотя работа по привлечению в ряды фракции правящей партии самовыдвиженцев (а также наименее стойких представителей других партий) была проведена титаническая. Записались туда не только депутаты, проводившие свои кампании под нейтральными флагами, но и люди, выигравшие выборы под радикально оппозиционными и направленными непосредственно против Партии регионов лозунгами. И никого особо не удивляет, что регионалами стали, например, Александр Волков, спекулировавший в ходе избирательной кампании дружбой с Тимошенко, или Владислав Атрошенко, заявлявший в своих предвыборных роликах: "Заставим "донецких" уважать Украину". Что ж, говорить на тему морали в украинской политике, похоже, вообще бесполезно.

Право руководить Верховной Радой доверили одному из основателей Партии регионов Владимиру Рыбаку, казалось бы, уже списанному на почетную политическую пенсию. Хотя сначала называлась другая кандидатура от власти на пост спикера – министра юстиции Александра Лавриновича. Однако, похоже, что в преддверии президентских выборов 2015 г. действующий глава государства Виктор Янукович начинает панически бояться всех более-менее молодых и амбициозных руководителей, которые потенциально способны на собственную политическую игру. Только этим можно объяснить то, что Верховную Раду возглавил 66-летний Рыбак, а премьер-министром вновь стал 65-летний Николай Азаров (а не менее, вроде бы, преданный лично Януковичу, но подозрительно молодой глава Нацбанка Сергей Арбузов). Учитывая, что сам Янукович также уже достиг пенсионного возраста, то получается какое-то полное торжество геронтократии, которого никогда ранее не было в истории Украины и которое скорее напоминает ситуацию в руководстве СССР времен застоя. Янукович, правда, на Брежнева пока совсем не похож – он выглядит сейчас более свежим и подтянутым, чем лет 20 назад, и имеет амбиции оставить за собой президентское кресло. Именно из-за этих амбиций он и поставил на ключевые должности классических пенсионеров Рыбака и Азарова, которые гарантированно будут исполнителями воли президента.

В руководстве парламента кресло первого зама спикера традиционно отдали союзникам регионалов - коммунистам (партфункционера Адама Мартынюка на этом посту заменил один из основных спонсоров партии, экс-руководитель таможни Игорь Калетник), а отведенное оппозиции место второго зама довольно неожиданно отошло представителю "Свободы" Руслану Кошулинскому. Однако ничего сенсационного в этом нет: "Свобода" решила взять имиджевую должность вице-спикера (очередь "порулить" Верховной Радой до него не доходит практически никогда), а "Батьківщина" и УДАР предпочли получить больше руководящих должностей в парламентских комитетах, с помощью которых иногда можно реально повлиять на работу парламента, только и всего.

А вот с распределением должностей в новом Кабмине старого-нового премьера Азарова пока еще ничего не ясно. В пятницу взорвалась первая "бомба" - громко хлопнул дверью экс-первый заместитель премьера Валерий Хорошковский. Сам он заявил, что считает Азарова неспособным проводить реформы и не хочет с ним работать, оппоненты же рассказали, что пост в новом правительстве Хорошковскому никто и не предлагал. Таким образом, подтверждаются прогнозы о том, что "газовая" группа внутри Партии регионов пост первого вице-премьера теряет, а достанется он представителю наиболее влиятельной сейчас группировки – "семьи". Впрочем, на этом интересности в формировании исполнительной власти не закончатся. Некоторые министры из старого правительства свои посты сохранят, но ожидаются и сюрпризы. И не только в Кабмине – изменения коснутся всей вертикали власти, которую попытаются усилить в преддверии тех же президентских выборов. Кое-кто перейдет на работу из регионов в Киев, появятся новые лица (или несколько подзабытые старые), причем как в руководстве областей, так и во многих районных администрациях. Причем произойдет все это уже в ближайшее время.