- Виктория Леонидовна, когда газета выйдет на безубыточную работу?
- Все дело в том, что предприятие, которое я теперь возглавляю, - это коммунальное хозрасчетное предприятие, в уставе которого предусмотрена безубыточная работа. К этому и должен стремиться руководитель. Кроме того, есть еще очень простая причина, по которой руководитель должен стремиться к безубыточной работе. Безубыточность означает, что на газету есть спрос, значит, газета - достойный информационный продукт. "Слобідський край" - старейшая газета в области, она выходит три раза в неделю и имеет статус официального издания области. Но этим официальным статусом, к сожалению, не пользуется.
- Я даже не знаю, хорошо это или плохо, иметь такой статус. Ведь от этого статуса полосы заполняются судебными объявлениями, интересными не всем читателям...
- Официальный статус - это огромное конкурентное преимущество для любого информационного продукта. Другое дело, что оно используется на 1%, а должно - на 101%. Ведь официальное издание не должно быть обязательно скучным. Официальный статус означает, что газета компетентная, важная для людей и, в частности, должна стать настольной для любого предпринимателя и руководителя предприятия, для работника местного самоуправления и исполнительной власти.
- За счет чего можно добиться такого результата?
- Рецепт прост: точность информации и наличие материалов с экспертным анализом, прогнозами и рекомендациями. Например, подача материала с сессии облсовета - это не просто пересказ принятия проектов решений, а работа на конструктивное формирование общественного мнения. В обязательном порядке при газете должен действовать пресс-центр. Это должна быть авторитетная пресс-площадка.
- Какие еще новшества планируются?
- Я планирую в скорейшем будущем обеспечить сотрудничество с профильными в деле подготовки специалистов для газеты вузами. В первую очередь - с Харьковским национальным университетом им.Каразина (факультет журналистики), Харьковским национальным педагогическим университетом им.Сковороды и Харьковской государственной академией культуры. Газета должна стать постоянной площадкой для стажировки молодых журналистов. Только так мы добьемся преемственности поколений в харьковской журналистике, которая всегда славилась своей школой. Харьковская журналистика - кузница кадров для всей страны. Посмотрите на киевские телеканалы и СМИ: самые яркие их представители - воспитанники харьковской школы журналистики. Но в последнее время мы сдаем эти позиции, этого не должно быть.
- Давайте вернемся к проблемам "Слобідського краю". Какой должна быть эта газета?
- Я считаю, что она должна быть интересной и яркой. Именно в этом случае она сможет вернуть свои позиции в рознице. Розница - это очень четкий показатель востребованности газеты. К тому же газета должна стать высокопрофессиональной.
- Когда вы сказали, что газета будет яркой, вы имели в виду "полноцвет"?
- Вы, наверное, поняли, что я имела в виду качество материалов. Ведь "полноцвет" не является гарантией профессионализма. Развлекательному изданию "полноцвет" желателен, а может быть, и обязателен. А экспертному… Я думаю, что он не является важной характеристикой и основополагающим фактором успеха. В кризисные годы не о красоте нужно думать, а о достойной гонорарной шкале и достойных условиях труда. Сейчас в газете из одиннадцати диктофонов только один - цифровой, три пишущих машинки "Ятрань" на учете состоят… Но, конечно, качество материалов не определяется наличием цифровых диктофонов. Сейчас в штате газеты 31 человек и только 14 из них - творческих профессий, то есть журналистских. Числится оператор компьютерного набора, например. Но выводов я не буду делать, пока не будет проведен полный аудит. И уж в любом случае я не стану обвинять в чем-то бывшего главного редактора Владимира Ревенко, который в кризисное время "отпахал" как мог и удерживал газету.
- Вам предстоит налаживать работу с учредителями газеты. Какие прогнозы в этом направлении?
- Мы планируем так наладить работу, чтобы нашим учредителям - и исполнительной власти, и местному самоуправлению - было интересно сотрудничать с нами.
- Есть ли перспективные планы по тиражам на ближайшее время и на перспективу?
- Сейчас тиражи меньше десяти тысяч, в сентябре 2009 г. тираж составлял менее семи тысяч. А в Харьковской области три миллиона жителей. Получается, что на 500 человек приходится одна газета. Это слишком мало.
- Согласен. Особенно с учетом того, что газета "Главное", например, имеет около 100 тыс. тиража…
- Поэтому я буду стремиться к любому увеличению тиража. Мы будем составлять перспективный план развития газеты сразу на пять лет - на 2010 -2015 гг. Обязательно его согласуем в Харьковской облгосадминистрации и Харьковском облсовете. Будем дорабатывать план, чтобы получить одобрение учредителей, и выполнять его контрольные цифры. И в дальнейшем сверх установленных цифр ни у кого ничего просить не будем.
- На что еще нужно обратить внимание?
- Ни для кого не секрет, что рынок прессы умирает. Этот рынок переходит в электронный формат. Поэтому, кстати, сайт газеты станет полноценным средством информации. Уже сейчас это прекрасный сайт, но он имеет 300 посетителей в день. Это незаслуженно мало. Но почему? Потому что не проводилось его продвижение в интернете. А почему не проводилось продвижение? Потому что денег нет... и так далее.
И все-таки еще раз отмечу, что нигде в мире коммунальные газеты не являются источником получения прибыли. Есть прибыльные издания, а есть издания, которые обеспечивают свою деятельность. Крупные корпорации, которые имеют свои СМИ, в том числе прессу, конечно, дотируют ее. Но кто сказал, что мы не можем организовать деятельность коммунального предприятия так, чтобы оно работало на самообеспечении и при этом обеспечивало достойную зарплату журналистам и возможность получить в свой кадровый пул лучших представителей профессии? Такие возможности есть, и я их вижу. Но мне нужно более подробно ознакомиться с положением дел в газете, провести аудит и выявить, где плюсы, где минусы, какие первоочередные шаги нужно сделать, чтобы трудовой коллектив газеты не чувствовал себя в состоянии хронической тревоги. Поэтому я ничего не могу точнее сказать сейчас.
- Какими могут быть приблизительные показатели безубыточных или условно безубыточных тиражей для газеты?
- Если удастся до 25 тыс. довести тираж к началу 2011 г. - это будет победа. А к 2015 г. нужно довести тираж минимум до 50 тыс.
В.Ревенко: "Я пока что не представляю себя сидящим на лавочке"
- Владимир Григорьевич, на сессии говорилось о том, что ваше увольнение может считаться незаконным?
- Я не думаю, что кто-то будет пытаться оспорить решение сессии. Тем более что я сам подал заявление об увольнении. Но определенная сложность, характерная для многих коммунальных СМИ, есть. "Слобідський край" зарегистрировали как средство массовой информации три учредителя - Харьковский облсовет, Харьковская облгосадминистрация и трудовой коллектив. И в медийных законах написано, что главного редактора газеты назначают ее учредители. Решение о назначении нового редактора было принято только на заседании профильной комиссии облсовета по вопросам коммунальной собственности. Но, кроме этого, газета является еще и коммунальным предприятием, руководителя которого по законодательству назначает только облсовет. В этом сложность.
И поэтому целесообразно было бы внести изменения в устав газеты. Эти изменения были предложены в обращении коллектива газеты. Можно было пойти коллективу навстречу и внести изменения в устав и разделить должности. Назначить руководителя коммунального предприятия, который будет заниматься финансово-хозяйственной деятельностью, и главного редактора, который будет заниматься творческой деятельностью. Ведь совмещение этих обязанностей сильно мешает работать. Человек занимается перегоревшими лампочками, потом идет вычитывать газету (главный редактор обязан это делать и отправлять издание в печать).
- То есть работа сложная, и новому главному редактору вы не завидуете?
- Я завидую, но в том смысле, что она будет делать интересную работу - создавать газету. Это безумно интересно в творческом плане, очень хлопотно, иногда это стрессы, но все равно очень увлекает. Я ей желаю успеха.
- Чем вы планируете заниматься после увольнения с должности главного редактора?
- Я работал в РАТАУ, ТАСС и ряде харьковских СМИ. И пока что не представляю себя сидящим на лавочке. Постараюсь продолжить работу и, может быть, попытаюсь организовать свои собственные медийные проекты. Я еще просчитываю варианты - телевидение, газеты или даже преподавание в вузе на факультете журналистики. Чем старше становишься, тем больше хочется перейти на тренерскую работу.
Знаете, мы часто сталкиваемся с выпускниками факультета журналистики, они у нас проходят практику. И мое мнение, и мнение большинства главных редакторов, что не всегда выпускники, имеющие диплом, готовы работать в газете. Они хорошо подготовлены теоретически, у них много знаний, но не хватает практики. За время учебы они не успевают приобрести навыки, необходимые для работы в редакции в том темпе и с той ответственностью, которая принята в редакции газеты, например, "Слобідський край". Профессия журналиста творческая, но все равно это в каком-то смысле конвейер, поэтому нужно уметь выдерживать темпы. И я думаю, что на факультете журналистики должно быть подразделение, которое занимается только практической подготовкой. Как это делают в мединститутах - когда студенты с первых курсов одевают белые халаты и идут в больницы.