Бизнесмены во власти - это хорошо или плохо? Сможет ли успешный предприниматель стать эффективным чиновником? Эти вопросы терзали меня во время интервью с новым вице-губернатором по экономике Юрием Сапроновым. Контраст между его словами и привычками и словами и привычками "типичного" чиновника разителен. Представьте себе - чиновничий кабинет, где ничего не менялось с 80-х...  В кабинете - огромный советский стол, на тумбочках возле него - десяток древних телефонных аппаратов... На столе - впечатляющих размеров "Apple". Рядом - коробка сигар и несколько пачек "Парламента". Юрий Сапронов переворачивает один из обитых коричневым дерматином стульев. Снизу - штамп "ХОК КПУ". Говорит - чувствую себя, как в музее.

- Компьютер - это первое, что вы с собой привезли в новый кабинет?

- Сначала привез lap-top, чтобы можно было работать быстрее, а уже потом подключили компьютер. Я не привык работать в такой обстановке и стараюсь быстро создать себе нормальные условия, ведь провожу в этом кабинете много времени - раньше половины одинннадцатого вечера почти никогда не ухожу.

- Какая у вас команда? Какие управления облгосадминистрации вам достались?

- У меня в подчинении два главных управления - управление экономики, внутри которого 6 управлений, и управление внешних связей.

- Руководителей этих управлений вы сменили или они остались?..

- Управлением экономики руководил Анатолий Леонидович Дуленко, который начинал работать еще с Евгением Петровичем Кушнаревым. Анатолий Леонидович уволен по собственному желанию, и.о. начальника управления назначен Сергей Владимирович Авершин. Парню 29 лет. До этого он был первым заместителем начальника управления ЖКХ - того, что теперь в подчинении Валентина Дулуба. Сейчас идет процесс перевода и назначения Авершина и начальников управлений, идет формальная процедура согласования. Авершина я уже представил коллективу управления, он зашел в кабинет и руководит.

- Кто будут его замы?

- Думаю, что все кадровые решения, которые Сергей примет, на 99% будут одобрены мной и председателем ХОГА. Ключевая фигура после Сергея Владимировича – это его первый заместитель (замом господина Дуленко был господин Райнин – он тоже уволен). Я думаю, в ближайшее время Сергей Авершин подберет первого зама.

- А кто руководит управлением внешних связей?

- Виктор Коваленко, который руководил Главным управлением (ГУ) внешнеэкономической деятельности и евроинтеграции, тоже уволен. Я знаю, кто будет назначен вместо него, но этот человек приступит к работе где-то 1 июня, потому что он должен пройти соответствующую процедуру - это человек не из государственной службы. Сейчас и.о. начальника ГУ внешних связей работает Игорь Матюшенко, который был одним из заместителей Коваленко.

Михаил Маркович (Добкин, председатель ХОГА - авт.) сказал, и первые две недели моей работы это подтвердили, что в кадровую политику, которую я провожу в своих управлениях, не будет вмешиваться никто.

- Сколько всего у вас подчиненных?

- В ГУ экономики – 93 человека, в Главном управлении внешнеэкономических связей – 32 человека.

- Какое ваше главное впечатление от первых двух недель работы?

- То, что эти две недели я прихожу на работу в 7.30 и раньше 22.30 еще ни разу не ушел. Потихоньку забываю, как выглядят жена и дети.

- И что,  так всегда будет?

- Я не думаю, что так будет всегда, но сейчас… Думаю, еще 2-3 месяца я каждый день буду работать в таком режиме. Потом, может быть, воскресенье станет выходным. Нужно наладить систему работы. Не хочу говорить, что до меня тут никто не работал, но многого не хватало. Главное в моей должности - быть менеджером. А что такое экономика в полном смысле этого слова, я очень хорошо знаю. Я себя считаю все-таки топ-менеджером и реально понимаю, что кроме того, что кадры решают все, какое-то время я должен работать по 14-15 часов в сутки, что сейчас и делаю. У меня был один выходной день - на Пасху. Я не думал, что в 46 лет смогу работать по 14 часов. Ну ничего, значит, у меня сейчас нормальная физическая форма.

- А все замы губернатора тоже так работают?

- Конечно. Может, кто-то приходит не в 7.30, а в 8.00 (рабочий день - с 9.00 до 18.00),   но я не видел, чтобы кто-то отсюда ушел раньше 21.00, даже Бабаев (Владимир Бабаев -первый вице-губернатор, единственный из заместителей бывшего губернатора, оставшийся работать в новой команде - авт.). Все осознают свою ответственность и то, что нельзя упустить уникальный шанс, который появился благодаря созданию вертикальной структуры власти. Людей нельзя разочаровать. Нужно работать без политических лозунгов, без ярлыков "свой-чужой", без партийных флагов. У нас флаг один – государственный флаг Украины.

- Вы уверены в том, что все назначения сейчас происходят по профессиональному признаку, а не политическому?

- Могу высказаться в рамках своих профессиональных полномочий о моей зоне ответственности: в нее входит экономический блок, связанный с промышленностью, транспортом, евроинтеграцией, Евро-2012. Для меня основные критерии работы – целесообразность по отношению к государству и Харьковской области, компетентность, профессионализм. Все. Критериев отбора на работу, на государственную службу, на мой взгляд, должно быть два: это понимание проблем государства и региона и умение работать.

- А опыт? Есть ли он у 29-летнего начальника управления экономики?

- Есть банальная, но верная  фраза:  надо доверять молодым. Понимаете, мне очень не хочется, чтобы на государственной службе была тенденция, которая имела место при прошлом правительстве. Это как у нас в науке:  когда уважаемый академик, которому за 80 лет, причем таких много, должен проголосовать в Академии наук, его туда привозят в инвалидной коляске. Да, эти люди действительно очень много сделали для страны, для региона. Но где же молодежь? Где те 30-летние, которые в 27, в 28 уже написали кандидатскую, те, которым если дать работу, в 40 лет станут докторами наук? Кто не умел и не умеет работать, тот сейчас поливает нас грязью. Я очень жестко к этому отношусь - это политические лозунги и все. Но я понимаю, что так будет, пока мы не покажем результат своей работы, причем достаточно быстро. Я надеюсь, что он будет в ближайшее время.

- Это будут какие-то цифры?

- Конечно, показатели экономического роста.

- Вы выступаете за создание свободных экономических зон, в том числе на территории Харьковской области. Зачем они нужны?

- Очень важно это разъяснить. Когда речь идет о свободных экономических зонах, многие вспоминают, как это было в 1999-2000 гг. Например, свободная экономическая зона (СЭЗ) "Донецк", после анализа работы которой стало понятно, что это была большая черная дыра для налоговой. Нет, сейчас будет не так. Будет введена одна из разновидностей СЭЗ - специальный режим инвестиционной деятельности (СРИД) или точечный режим инвестиционной деятельности. Закон 1999 г. работает и сейчас, и на самом деле в него стоит внести лишь небольшую корректировку: нужно вернуть ст.7 этого закона – льготы и ст.8 – гарантии. И самое главное - утвердить те коды видов экономической деятельности (КВЭД), которые будут работать в том или ином регионе. Когда мы говорим о Харьковской области, речь не идет о КВЭДах с 1 по 25 (пищевая промышленность, обрабатывающая промышленность). Нам не надо завозить свинину, окорочка и т.д. Для нашего региона речь идет о КВЭДах, которые касаются исключительно самолетостроения, ВПК, тяжелого и энергетического машиностроения. Харьков – это уникальная научно-производственная среда, это лучшая отраслевая наука в Украине, в Харькове есть взаимодействие прикладной, фундаментальной и академической науки. Но лучших специалистов мы сегодня готовим – и надо давать себе в этом отчет – для Запада. 80% из них, возможно, даже больше, уезжает на Запад. Лучшие оставшиеся тоже работают на западные компании - втихаря, не платя никаких налогов, благо, через интернет можно решать любые задачи, которые тебе ставит западная компания.

- Вы говорите о программистах?

- Не только о программистах, на только об IT–технологиях, но и о многом другом. Я не говорю, что мы когда-нибудь станем такими, как штат Массачусетс, в котором 80% ВВП штата дает Бостон. Но мы должны помнить, что в США где-то 20 лет назад разработки по тефлоновому покрытию и оптическому волокну были проведены по заказу не частных компаний, а Министерства обороны США. Сейчас тефлон и оптоволокно - везде.  Именно для таких целей и будет введен СРИД, в том числе для военно-промышленного комплекса - завода имени Малышева и смежников,  которым нужен крупный государственный заказ.

- Речь будет идти о льготах для предприятий или отдельных  проектов?

- И то, и другое.

- А льготы будут теми же, что были в первоначальном законе о СРИД?

- К этому вопросу государство должно подходить очень взвешено: рассматривать конкретный проект, и под конкретный проект предоставлять льготы - либо по НДС, либо по ввозной пошлине, либо по налогу на прибыль. Должны быть разные виды СЭЗ - СРИД, точечный режим инвестиционной деятельности, технопарки. Сейчас очень тяжелый период. Когда я встречался с Сергеем Тигипко - вице-премьером, который курирует экономический блок, - мы говорили на эту тему. Мы обсуждали его ближайшую поездку в США, во время которой речь будет идти об очередном кредите в 5 млрд. долларов от МВФ. И он  говорит: "Я не знаю, каким образом убедить МВФ, ведь он категорически против любых СЭЗ". Нужно убедить МВФ, что в этом вопросе есть государственный интерес Украины, и только с этой точки зрения мы должны разговаривать. Нужно напомнить, что в 2000 г., когда похожая ситуация сложилась в Польше и МВФ активно кредитовал Польшу, на ее территории было создано около сорока зон со СРИД. Если взять более ранний период истории, когда шло становление на высокотехнологичные рельсы экономики Гонконга и отдельных штатов США, МВФ их тоже активно кредитовал, и параллельно там вводились СРИД и точечные режимы инвестиционной деятельности. Но в Харьковском регионе, еще раз повторяю, мы говорим исключительно о ВПК и машиностроении, в частности, тяжелом и энергетическом машиностроении  - "Турбоатом", "Электротяжмаш" - и об авиазаводе.

- А о приборостроении?

- Вы о заводе Шевченко говорите? Там очень сложная ситуация. На многих предприятиях (я буду говорить в общем, без примеров)  в последние годы реализовывалась система, когда лучшие специалисты выводились в частные предприятия, созданные рядом с каким-то заводом или даже на его территории. Эти лучшие специалисты переходили работать на частные предприятия, находясь при этом еще на какой-то почасовке на заводе. Основные финансовые потоки шли через это предприятие. Мы сейчас активно разбираемся в эффективности такого рода конфигурации, и, скорее всего, подавляющее большинство таких действий будет пресечено, причем жестко. Потому что это - завуалированная коррупция.

- Опыт работы Украины с СЭЗ свидетельствует, что они все-таки помогли экономике страны или только привели к злоупотреблениям?

- Злоупотреблений было достаточно много. Но все дело в людях, которые хотят или не хотят этим заниматься. Например, надо разбираться с возвратом НДС, и этим сейчас активно занимается правительство. Одно дело, когда завозится "эксклюзивная высокотехнологичная" программа аж на двух CD-дисках стоимостью 10 млн.долл. или  100 млн.долл., и потом требуется с нее возврат НДС. Все вроде бы в рамках закона. Кто проверит, что там на этих двух дисках? Две игровые программы или вообще ничего нет? Потом договариваются об откатах, о возврате НДС. Это одна ситуация. А другое дело, когда речь идет о группе предприятий "УПЭК", где есть реально высокотехнологичное оборудование, без которого будущего в нашем регионе нет. Возврат возврату рознь. По этой причине при прошлом правительстве из Украины ушла одна крупная американская торговая сеть, у которой долги по возврату НДС были порядка 1 млрд.грн. Если мы будет заниматься подобного рода выбиванием потенциальных инвесторов, то кто к нам придет, кто с нами будет работать?

Не нужно лишних регуляторных актов. В Конституции США было всего 10 поправок. А дальше работает честный таможенник, честный судья и честный полицейский. Больше ничего не надо делать.

- А кто будет оценивать проекты и планы предприятий, если они захотят участвовать в СРИД?

- Когда я разговаривал с Сергеем Тигипко, он спрашивал: "Как ты видишь – что нужно делать в регионе?" Я говорю - я увидел, что экономический блок Харьковской облгосадминистрации – это статистика и большая канцелярия, которая не успевает отписываться министерствам, ведомствам. Глубокого анализа, работы над экономической целесообразностью, экономическим прогнозированием практически нет, несмотря на то, что в штате - 93 человека. Я считаю, что первое,  что нужно сделать, - это провести анализ существующей ситуации, потом - региональная программа, потом - стратегия на 2010 – 2020 гг. Мы собрали ученых. Я думаю, что учебное пособие по стратегическому развитию Харьковской области на 2010-2020 гг. в рамках программы президента "Украина для людей" будет  выпущено максимум до 1 июля.

В группе разработчиков этого пособия - много ученых, ректоров, банкиров, предпринимателей, промышленников. Дальше мы обязательно сделаем экономический атлас районов Харьковской области, разместим его в интернете и будем обновлять в режиме он-лайн. К разработке стратегии я хочу привлечь кого-нибудь из крупных консалтеров. Сергей Леонидович (Тигипко - авт.) посмотрел на меня: «Кого?» Я говорю: "В мире есть 4 известных консалтера - это группы Маккинзи, Карни, Роланда Бергера и Бейни". Я так понимаю, Сергей Леонидович меня тестировал (улыбается). Говорит: "Да, Маккинзи уже занимается. Они пишут программу развития для Украины". Через полтора месяца эта программа будет готова. Почему Маккинзи? Да, это большие деньги - я даже не могу оценить, сколько государству будет стоить такая программа. Но, во-первых, я совершенно уверен, что это будут внебюджетные деньги, а во-вторых, есть принципиальная разница в том, кто напишет программу экономического развития Харьковской области - Сапронов, Пономаренко и Бакиров или группа Маккинзи. Для инвесторов это важно.

Самое главное, что сейчас создан Комитет по экономическим реформам в Украине и, соответственно, региональный комитет по экономическим реформам. Уже прошло его первое организационное заседание в ХОГА.

- А СЭЗ (СРИД) будут учтены в стратегии развития Украины?

- Давайте мы не будем зацикливаться на СЭЗ. Мы сделаем все возможное, чтобы получить специальный режим под конкретные проекты, которые будут работать на экономику региона, усилят его экономический потенциал. Мы подали все необходимые документы, и, кроме Сергея Тигипко, их видел Николай Азаров. Я не могу сказать, когда будет принято решение - через две недели, через месяц или через два месяца. Но то, что оно  будет принято, – факт.

- Есть ли в Кабмине противники СЭЗ (СРИД)?

- Я не думаю. Вопрос находится в процессе обсуждения. Каждый регион должен доказывать экономическую целесообразность этого мероприятия. Для Харьковского региона цель введения СРИД - создание продукта с высокой добавленной стоимостью на основе инновационно-инвестиционных технологий. Мы в ближайшее время дадим определение экономической модели для этой задачи. Но не надо говорить только о крупных предприятиях, не надо забывать, что есть еще предприниматель. Дух предпринимательства   нужно возрождать. Предприниматель – это человек, который трудоустроится сам и, по статистике, создаст еще 3–4 рабочих места. Малый и средний бизнес - это основа американской и европейской экономики. А здесь, на региональном уровне, можно решить достаточно много вопросов - надо просто прекратить "кошмарить" бизнес, надо заставить его работать по правилам, платить налоги. Совокупный налог для предпринимателей какого-то рода деятельности - это  40%. Чтобы уйти от налогов, надо 20% или 30% кому-то отдать. Но не в бюджет государства! Что выберет бизнесмен? Конечно, он выберет 20-30%,  которые пойдут не государству. Украина имеет более 200 видов предпринимательской деятельности, которые лицензируются. Сингапур имеет 4, США - 12. У нас уникальная страна. Нужно наводить порядок.  

- Тигипко, будучи кандидатом в президенты, обещал, что одним из его первых решений будет сокращение числа контролирующих органов с 80, если не ошибаюсь, до 15-20. Он планирует это инициировать в должности вице-премьера?

- Да, конечно, это обсуждается. В первую очередь об этом говорит президент. Более того, нужно не только этим сокращением заниматься. Вы не представляете, до каких масштабов раздут государственный аппарат! За последние 5 лет он увеличился фактически в 2 раза. Сегодня стоит задача сокращения расходов на госаппарат на первом этапе на 20% - это порядка 1,5 млрд.грн. в год. То есть сегодня есть  290 тыс. сотрудников госаппарата, и будет сокращено около 50 тыс. Примеров возможности  экономии очень много. Мы начинаем этим заниматься. К примеру,  у чиновников очень много междугородних разговоров - с Киевом, с другими регионами. Но есть же IP-телефония, ставьте скайп на каждом рабочем месте. У всех уже есть компьютеры и нормальный интернет. Это  один маленький пример, а их можно привести десятки. Еще раз говорю: мы будем работать эффективно, а не эффектно, с фейерверками, с телепередачами, с мостами и т.д. Это первое мое интервью в этой должности, и мне не хотелось бы по три раза в неделю их давать. Мне надо наладить эффективную работу экономического блока. Во главе угла я ставлю совершенно понятные и простые принципы: постановка задачи, обратная связь и контроль.

- Контролировать будете жестко?

- Да. Жалеть не буду никого.

- Вы сказали, что задан курс на сокращение. В своих управлениях тоже будете сокращать штат?

- Да, буду сокращать. Уже дал задание. Внутри управлений уже идет полное переформатирование.

- Но наверняка функции и структура управлений обладминистраций жестко регламентируются...

- Внутри структуры? Внутри структуры я могу рисовать любые квадратики. Один из них будет называться "Отдел экономического мониторинга". Я соберу туда 25–30-летних ребят со знанием английского языка, у них будут самые современные и самые мощные компьютеры, они выпишут лучшие журналы по экономике на русском, украинском и английском языках. Они в ближайшее время положат мне на стол расписание всех экономических форумов и семинаров, которые проходят в Украине, в странах СНГ, ближнем, возможно, и дальнем зарубежье, будут ездить туда…

- За чей счет?

- Найдем деньги. Каждый получит задание на командировку от меня лично. Приедет, обобщит, отчитается и расскажет. Он оттуда должен привезти все ноу-хау, все новые идеи  в области экономики. А дальше мы решим, применимы ли они для Харьковского региона. Задача одна: ГУ экономики должно стать высокодоходной структурой для бюджета Харьковской области. Оно должно заниматься не только статистикой, а качественным экономическим прогнозированием – как на фондовом рынке.

- А как вы сможете повлиять на предприятия, на бизнес? Как сможете заставить их заниматься чем-то одним либо другим?

- Если это государственное предприятие, то его нужно максимально загрузить. Мы обязаны найти новые проекты, доказать государству, что на заводе Малышева должен быть крупный государственный заказ и оно должно быть загружено не на 30%, а на 90%. "Турбоатом", который работает достаточно эффективно, загружен на 50%. "Электротяжмаш" работает эффективно, и динамика положительная, но загрузка - 40–50%. Мы должны отстоять государственные интересы Украины и региона в конкурентной борьбе с другими производителями. Мы должны помочь, в том числе политическим лоббизмом, государственным лоббизмом (это делается во всем мире)  получить контракты и крупные заказы на эти предприятия. Если это неэффективный директор, мы должны разобраться и поменять руководство. Мы должны разобраться со всеми частными предприятиями, которые находятся возле государственного. У нас есть все полномочия. У нас есть договоренность, что решения председателя ХОГА такого рода будут поддержаны в любом министерстве. Главное одно - экономическая целесообразность. При тех деньгах, которые есть сегодня в казначействе (а там ноль!), при тех обязательствах, которые даны предыдущим правительством, при тех долгах, которые сегодня есть... Когда к власти пришло правительство Тимошенко, совокупный долг на одного человека, включая младенцев, составлял в районе 5 тыс.грн., сегодня он составляет  более 8 тыс. грн.

- Может, это из-за колебаний  курса доллара?

- Нет, минуточку. Возьмем основной экономический показатель Харьковского региона. Объем реализации продукции промышленности в 2007 г. был 30 млрд.грн., 37 млрд.грн. в 2008-м и 40 млрд.грн. в 2009 г. Вроде бы рост, но вот здесь надо учитывать реальную инфляцию. Вот здесь надо помнить, что тогда курс был 5 грн. за доллар, а сейчас - 8. Цифрами можно играть как угодно. Когда госпожа Тимошенко подписала газовый контракт, она сказала: "Все, я договорилась, все хорошо". А сегодня при той формуле, которую она согласовала, Украина должна во втором квартале платить за газ 340 долл. за 1 тыс.куб.м. А Германия почему-то платит 260 долл., хотя от Украины до Германии еще 2 тыс. км транспортировки. Грубо говоря, еще 60 долл. О чем она договорилась? Бюджет уже фактически готов, туда надо вставить цену газа. И сейчас тяжелейшие переговоры с руководством России ведет премьер-министр Азаров.

Во главе угла должны стоять государственные интересы Украины. Нас убеждали в течение 5 лет, что не нужен нам газотранспортный консорциум, придет Россия, отберет трубу и т.д. На этот консорциум надо было соглашаться 5 лет назад. Труба оставалась бы в собственности Украины по тому решению, но был бы консорциум – Европа, Россия и Украина. Консорциум по управлению, по модернизации, по эксплуатации. В собственности все равно осталась украинская труба. Если мы будем и дальше таким образом соблюдать государственные интересы Украины, эта труба скоро превратится в те трубы, которые остались от советской системы орошения сельскохозяйственных земель...

- Чего вы ожидаете от госбюджета для Харьковской области?

- Бюджет будет очень жестким, очень экономным. Наверное, непопулярным, но это будет реальный бюджет. Людям надо объяснять необходимость этого. Если вы достаете кошелек, там у вас лежит 400 грн., а вы реально понимаете, что до зарплаты вам надо 1 тыс.грн., вы же отдаете себе отчет в том, что нужно делать? Что-то не купить, остановить ремонт,  который вы ведете. Но у нас же все было по-другому. Посмотрите основные налоговые показатели Харьковской области: в первом  квартале этого года у нас была задача собрать 2,26 млрд.грн. налогов, фактически собрано 2,34 млрд. То есть областная налоговая перевыполнила план. Пожалуйста, прогнозы. Предприятия области в первом полугодии прошлого года уплатили 114 млн.грн. авансовых взносов из налога на прибыль, во втором – 75 млн.грн. В 1 квартале текущего года авансом уже уплачено 117 млн.грн., что не даст возможности поступления в бюджет во 2-м  квартале текущего года. Налог на прибыль, акцизы, арендные платежи собирались наперед. Сейчас пришла к власти команда В.Януковича, все сейчас работают на поступления в бюджет, но если бы прошлое правительство хотя бы не оставило нам вот этих обязательств. Собирали наперед – зачем? А сейчас, кроме экономического спада, будет реальное снижение налоговых поступлений...

- А сейчас налоговая не занимается сбором авансовых платежей?

- Пока не могу сказать, у меня цифры по итогам прошлого года и 1 квартала этого года.

- Как вы считаете, когда будет принят областной бюджет?

- Я думаю, на следующий день, максимум, через день после принятия государственного бюджета будет принят бюджет Харьковской области. Он, по сути, готов. Дефицит бюджета достаточно большой. А принятия госбюджета мы ожидаем в районе 20 апреля.

- Вы говорили, что собираетесь серьезно заняться повышением инвестиционной привлекательности региона. Каким образом? 

- На мой взгляд, необходимо несколько простых вещей. Первое – это инвестиционный центр: он должен быть возрожден, реформирован.

- Это орган, в котором инвестор может получить информацию?

- В этом органе должен быть портфель проектов Харьковского региона, которые могут быть интересны инвестору. Должен быть реализован принцип единого окна для инвестора. Ведь 20 лет назад инвестору нужно было пройти согласование у Департамента градостроительства и архитектуры, чтобы получить землю с сетями, а сейчас, кроме этого департамента, нужно пройти до 20 согласований, чтобы оформить землю и начать строительство на ней. Конечно, инвесторы бывают разные…

- Вы говорите об иностранных инвесторах или об отечественных?

- Об иностранных, конечно. И то, что я собираюсь сделать в ближайшее время, – это встретиться с десяткой самых крупных инвесторов в Харьковской области.  Начну, естественно, с "Филипп Моррис Украина", обязательно встречусь с первым человеком, приглашу его и скажу, прежде всего, большое спасибо за то, что они выбрали именно Харьковскую область для строительства своей фабрики. За то, что они являются крупнейшим налогоплательщиком в Харьковском регионе. И спрошу, чем я могу им помочь. И буду слушать, буду записывать и буду этим заниматься.

Нового инвестора, который сюда придет, первым за руку возьму лично. Инвесторы бывают разные – индустриальные, финансовые.  По индустриальным инвесторам, наверное, сложнее, потому что инновационные технологии невозможны без дешевых денег, без дешевых кредитов на покупку, в первую очередь, высокотехнологичного оборудования. А вот с финансовыми инвесторами можно и нужно работать, потому что первое и самое главное в Харьковской области и Украине в целом – это великолепная земля и огромные просторы. И для того чтобы увеличить и внутреннее потребление, нужно заниматься производством полного цикла, full processing. Это переработка сельскохозяйственной продукции, это сушилки, элеваторы, мельницы... Я точно знаю, что Российская Федерация, в частности, два крупных банка – Сбербанк и Внешторгбанк – хотят войти в Украину с достаточно большими деньгами.

Не надо смотреть на кого-то далекого – на Америку, например. Надо смотреть на тех, кто достаточно близко: Россия, Прибалтика, Скандинавия. Потому что если мы говорим о сельском хозяйстве, то валовый доход с одного га должен быть в районе 100 долл. У нас в Харьковской области порядка 2 млн. га земли.  Мы сейчас разбираемся с землей - вся ли она разобрана кем-то, платится ли с нее аренда и как платится. Земля должна отдаваться в аренду эффективному собственнику. Если значительная часть земли уже разобрана какими-то инвесторами, то надо провести анализ и понять, под какие инвестпроекты она бралась, почему они не работают. Есть еще земли запаса, причем у нас их тоже достаточно много, и после анализа надо будет передавать эти земли эффективному собственнику. Например, в Валковском районе есть компания с иностранными инвестициями, которая  обрабатывает порядка 30 тыс.га земли, и это новые рабочие места, технологии. Есть очень много инвесторов, которым это интересно. Но пока законодательно не будут решены вопросы  продажи земли, аренды земли, в том числе длительной аренды - на 49 лет, сюда не придут, например, арабы, у которых продовольственная безопасность стоит сегодня очень остро. Чтобы они пришли, надо показать правила, и они вложат достаточно большие деньги. Они будут вывозить продукцию, а у нас останутся инвестиции, налоги, рабочие места. Более того, это же интересует Индию и Китай.

- Примеры таких инвестиций в Украине уже есть?

- Китайцы и индусы сейчас работают в этом направлении - чтобы решить проблемы своих продовольственных  программ. Они смотрят на Румынию, Украину и Россию.

- А что выращивать будут?

- Они хотят выращивать все. Они хотят вывозить пшеницу, свинину, говядину, птицу и т.д. И как раз с этими инвесторами достаточно интересно работать, потому что они хотят сюда прийти не просто ради быстрого бизнеса, а желают построить различные сельскохозяйственные  мощности, и продукцию, которую они соберут и переработают, хотят вывезти к себе. Ведь можно вырастить и не знать, куда деть, как переработать, куда продать. И в этом случае решаются все эти вопросы.

- А как же отечественные сельхозпроизводители, вопросы нашей продовольственной безопасности?

- Подождите, мы сейчас говорим о тех землях, которые сегодня не востребованы, не обрабатываются. Таких земель в Харьковской области  где-то 200–300 тыс.га.

- То, о чем вы говорите, требует огромных ресурсов и много времени.  Хватит ли сил все эти идеи реализовать? Скажем, когда будет создан инвестиционный центр?

- Я только две недели на этой должности. Но я это создам.

- Кому будет подчиняться инвестцентр - облгосадминистрации?

- Мы говорим об инвесторах Харьковской области. Но у нас с городом очень тесные и хорошие взаимоотношения - я не вижу в этом вопросе вообще никаких проблем. То есть можно не разделять – город, область... Это все Харьковский регион. Нет уже политических планов, есть сумасшедшая ответственность. За все решения, за развитие, за положительную динамику, за потенциал мы будем нести ответственность вплоть до освобождения этих кабинетов, причем очень быстро. И каждый член новой команды М.Добкина, который находится в этом здании, прекрасно это понимает.

- Возвращаясь к теме СРИД. Не проще ли вместо закона о спецпрежиме пролоббировать закон, который ослабляет налоговое давление для конкретной отрасли? Вы вообще собираетесь сотрудничать с народными депутатами?

- Одно другого не исключает. Собираюсь сотрудничать, безусловно, и интересы Харьковской области будем пытаться лоббировать. Сейчас гораздо легче разговаривать, ведь в министерствах - профессионалы.

- Вы говорили, что осенью будут какие-то результаты, ощутимые в цифрах и фактах… Какие, например?

- Думаю, будут. У нас есть проблема с транспортными льготами. Харьков и Харьковская область получила в прошлом году менее 30% субвенции, которой должны были компенсировать перевоз льготного контингента. А остальную сумму за счет чего покрыли? За счет местных бюджетов. За счет того, что не развивается "Горэлектротранс", не развивается пригородное сообщение. Разваливается материально-техническая база всех этих предприятий. Нет заказов, люди не получают зарплату. Тот же завод Шевченко с 2008 г. имеет сегодня порядка 15 млн.грн. задолженности по зарплате. Кто тут чем занимался? Если директор неэффективен, то почему он работает? Если рядом есть какие-то сомнительные предприятия – почему они там возникли? Почему финансовые потоки уходят не государству, а в частные структуры? Это называется неэффективный менеджмент. И не надо ничего тут придумывать, надо просто все делать по закону. Каждый человек, который сидит в этом здании, как и я, прочитал закон о государственной службе, закон о коррупции и др. важные государственные нормативные акты. Вы что думаете, меня кто-то сможет купить здесь в кабинете? Никогда! И остальных вице-губернаторов, поверьте, никто не сможет купить. Были случаи, когда бизнесмены (без имен) говорили: у меня есть проект. Приходили, а там нет ничего, никакого проекта! Так это коррупция, а не проект, поэтому - извини, дорогой, но ты никогда не будешь прокладкой между экономическим управлением облгосадминистрации и каким-то заводом и предприятием.

- А такие люди приходили уже, прямо в течение последних двух недель?

- Конечно, приходили. Коррупции никогда не будет, по крайней мере, в экономическом блоке, за который я отвечаю. Будет поддержка того инвестора, который работает над созданием новых рабочих мест. Будет увеличение платежей в бюджет. И все – меня не интересует больше ничего. Да, это для меня новая работа. Но это своеобразный вызов.