Ситуация с электричками на Белгород, которая, казалось, себя исчерпала, на прошлой неделе получила неожиданное развитие. Напомним, по инициативе российской стороны с 10 августа были отменены все электропоезда по маршруту Харьков-Белгород.
В качестве компенсации Южная железная дорога предложила пассажирам поезд повышенной комфортности в соседний приграничный регион и пригласила журналистов на отправление первого рейса. Однако триумфального отъезда от платформы не случилось. Недовольные люди вышли на рельсы и не дали составу даже тронуться. К протестующим приходили и руководители ЮЖД, и милиция (в конце концов, блокирование железнодорожных путей – это уголовная ответственность), и представители власти. Эффекта все эти взывания к разуму не возымели, и в сердцах начальники железной дороги заявили об отмене и этого нового комфортного поезда до Белгорода, и аналогичного состава "Князь Владимир", который идет в Харьков из Белгорода.
Потом опять говорили о возобновлении переговоров с российской стороной. Вице-губернатор Андрей Моченков в пятницу поздно вечером рассказал, что есть три варианта решения проблемы. Основные - восстановить движение в прежнем формате или же использовать в качестве стыковочного пункта Казачью Лопань с украинской стороны либо Наумовку с российской. Третий вариант просто поражал воображение: на электричках пассажиры могли добираться до тех же Казачьей или Наумовки, потом еще ехать сколько-то на автобусе и в завершение путешествия предлагался пеший переход границы. Интересно, в какой-нибудь европейской стране практикуется пеший переход через границу в точках с достаточно интенсивным пассажиропотоком?.. Не говоря уже о том, каких организационных и материальных затрат требует подобная схема и какие эмоции она могла бы вызвать у пассажиров…
Слава Богу, до сомнительной экзотики не дошло. В субботу стало известно, что пассажиры смогут доезжать на электричках до приграничных станций, там пересаживаться опять-таки на электрички и двигаться дальше в соседнюю страну. Расписание составлено, поезда готовы. Составы повышенной комфортности тоже остаются - и украинского формирования, и российский "Князь Владимир".
Понятно, что общественный протест был вызван не фактом отмены транспорта (в конце концов, предлагался альтернативный вариант проезда по железной дороге, да и маршруток с автобусами бегает на Белгород немало), а фактом отмены практически бесплатного транспорта. Доехать на электричке до Белгорода стоило около 20 гривен (при этом пенсионеры до границы ехали бесплатно). Цена проезда на предложенном ЮЖД поезде повышенной комфортности – 68 гривен, другом пассажирском поезде – 75 – 100 гривен, на автобусе – приблизительно 40 гривен, маршрутке – от 60 до 80. Среди пассажиров отмененных электричек – немало пенсионеров, поэтому логично, что гонять три пары составов с мизерной ценой проезда и полными вагонами льготного контингента железным дорогам откровенно невыгодно.
Однако в итоге стоимость проезда не очень и изменилась: доехать до Наумовки из Харькова можно будет за 5,5 грн., из Белгорода до Казачьей Лопании – за 58 рублей, то есть около 16 гривен. В сумме получается приблизительно то же, что и было. Но появилась пересадка, и она-то людей и раздражает. Дело в том, что основные пассажиры отмененных электричек на Белгород – это не простые жители приграничных регионов, вынужденные вот уже 20 лет ездить к родственникам пусть совсем недалеко, но в другую страну. Основные пассажиры тех составов – это "предприниматели из 90-х", челночники, которые в огромных клетчатых сумках везут самые разнообразные товары. В Харькове им помогали загрузить баулы в вагон, а в Белгороде – разгрузить. Один человек просто физически не сможет перенести столько "скарба" из одного поезда в другой, поэтому пересадка в приграничной деревне совершенно не входит в "бизнес-планы" таких людей. А это значит, что протесты и призывы вернуть беспересадочные составы могут продолжаться.
На прошлой неделе Центральная избирательная комиссия продолжала регистрировать кандидатов в депутаты. Избирком ожидаемо отказал в регистрации Юлии Тимошенко и Юрия Луценко, первого и пятого номеров в списке объединенной оппозиции. Их соратники, конечно, оспорили это решение в суде и суд, конечно, проиграли. Положа руку на сердце, вряд ли у оппозиции были какие-то иллюзии по поводу возможной регистрации Тимошенко и Луценко: их включение в список – это своего рода ритуал, необходимый обряд. Закон прямо и недвусмысленно говорит, что непогашенная судимость – это препятствие для баллотирования.
Экс-губернатора Арсена Авакова, который сейчас находится в Италии и является фигурантом уголовного дела, ЦИК зарегистрировала, хотя в таком исходе еще несколько дней назад тоже можно было сомневаться. В связи с Аваковым был вопрос по поводу того, что уже около года он не живет в Украине, и это могло лидеру местной "Батьківщини" помешать. Однако официально, через соответствующие документирования в МИДе, Аваков на ПМЖ за границу точно не уезжал, поэтому Центризбирком не может отказать ему в регистрации. Но эксперты отмечают, что регистрация кандидата и избрание депутатом – это две разные вещи. Отказать в регистрации ЦИК может, если кандидат официально выехал в какую-то страну и живет там. А вот избранным может быть только тот гражданин, которые последние пять лет постоянно (больше шести месяцев в год) проживает на территории Украины. То есть если у ЦИК появятся доказательства того, что Аваков больше шести месяцев в какой-то год из последних пяти лет проживал не в Украине, то получится, что он не может быть избран депутатом. Кроме того, принимать присягу депутата можно только лично, и как сложится для Арсена Борисовича ситуация, окажись он на украинской земле, - можно только гадать. Однако пока избирательная кампания складывается для него успешно: он попал в проходную часть списка, причем не просто в проходную, а в верхнюю. Зная, какая драка была в оппозиции за эти заветные строчки и сколько в итоге осталось обиженных, можно не сомневаться: позиция Авакова в списке – знак доверия к нему со стороны партийной верхушки. Несмотря на гулявший в обществе скепсис, Центризбирком его зарегистрировал, а значит, еще один этап позади.
Почти в каждом мажоритарном округе Харьковской области зарегистрировались самовыдвиженцы. Есть среди них личности очень известные – например, Степан Гавриш, есть известные в определенных кругах – юрист Федор Вениславский, экс-чиновник Андрей Белогрищенко или активист-общественник Павел Тищенко, а есть и вовсе незнакомые фамилии… Что сподвигло последних ступить на однозначно нервный и неблагодарный путь кандидата в депутаты – загадка. Любопытно появление в 173-м округе (Червонозаводский и часть Коминтерновского района) самовыдвиженца Александра Денисенко. По этому же округу от Партии регионов баллотируется Анатолий Денисенко, да и оба зарегистрированных Денисенко работают в строительной отрасли… Все это наводит на подозрения, что самовыдвиженец с такой фамилией появился в округе не просто так.
И последнее о кандидатах. Сайт ЦИК содержит не только биографическую информацию о них, но и короткие программы потенциальных народных избранников. Даже беглое ознакомление с ними демонстрирует, в каком деградированном состоянии находится украинская политика. Программа кандидата – это чаще всего набор лозунгов, часто – противоречащих друг другу, еще чаще – невыполнимых, иногда – откровенно глупых, иногда – просто смешных. Эти программы писались из расчета, что никто из избирателей никогда не будет их читать, более того, многие из них и раньше, похоже, никто не читал, даже корректор… И это – очередное доказательство того, что наш плебисцит – это не состязание идей, а состязание картинок, то есть лиц кандидатов, а наш выбор – вовсе не интеллектуальный, а скорее по принципу "нравится – не нравится".
На прошлой неделе в долгоиграющей очень громкой ситуации с законом о языках был поставлен удивительно тихий финальный аккорд. В четверг президент Виктор Янукович документ подписал, так и не отправив его на экспертизу или доработку, как грозился раньше, а в пятницу закон уже напечатали в "Голосе Украины" и он вступил в силу. То, что начиналось как шумный скандал, провокация и манипуляция с драками и обвинениями, закончилось тихо и без пыли, под шумок начала избирательной кампании, неожиданностей в партийных списках и отвлечения внимания на олимпийские страсти.
Что мы имеем в итоге? В итоге мы имеем не совсем работоспособный закон, закрепляющий свободное использование на территории Украины почти 20 региональных языков, к которым отнесены русский, белорусский, болгарский, армянский, гагаузский, идиш, крымскотатарский, молдавский, немецкий, новогреческий, польский, ромский, румынский, словацкий, венгерский, русинский, караимский и крымчацкий. "Свободное использование" означает, что на региональном языке и страничка в паспорте может появиться, и судопроизводство может вестись, и даже депутат Верховной Рады может выйти на трибуну и заговорить, к примеру, по-немецки. Правда, для этого тот или иной язык должен иметь статус регионального на определенной территории, то есть не менее 10% населения, проживающего там, должны быть его носителями. Соответствующее решение принимает местный совет, а инициировать его могут представители национальных меньшинств. Эти люди должны создать инициативные группы, разработать подписные листы, собрать 10% подписей – и передать их местному органу власти. Как это будет организовано на практике, особенно касательно всех языков, кроме русского, носителей которого в Украине действительно великое множество, причем в самых разных слоях населения, - совершенно непонятно. Сложно представить себе крымских татар или цыган, собирающих подписи, не говоря уже о том, что административно-территориальные границы регионов, на которые распространяется власть того или иного местного совета, и ареолы расселения разных меньшинств далеко не всегда совпадают. О том, что применение этого закона потребует значительного финансирования, тоже сказано уже немало. Тем не менее, очевидное несовершенство документа не смутило ни его инициаторов, ни парламентариев, ни гаранта. Это наводит на мысль, что не так важно было содержание закона, как сам факт его принятия, который просто стал соответствующим сигналом "своему" избирателю.
Что еще мы имеем? Еще мы имеем президента, который фактически оказался причастен к этой авантюрной манипуляции общественным мнением, презрел прекрасную возможность пресечь эту ситуацию и зарекомендовать себя как готового к компромиссам, политически дистанцированного главу государства. Не подпиши Янукович закон, отправь он его на доработку – электоральные приобретения, скорее всего, были бы те же (нужный посыл русскоязычный избиратель все равно получил), а вот электоральных потерь из-за топорности разыгранной комбинации можно было и избежать. Плюс президент продемонстрировал бы свою взвешенность и конструктивный подход к ситуации. К сожалению, этого не случилось.
Еще есть оппозиция, как обычно не сумевшая добиться своего, а к финалу действа и переставшая пытаться что-либо предпринимать. Дело тут, похоже, в полностью поглотившей оппозиционеров озабоченности стартом избирательной кампании. Неспособность вести последовательную, системную, масштабную работу сразу по нескольким фронтам уже стало «фирменным стилем» нынешних противников регионалов. Вместо такой работы они предпочитают зацикливаться с наскучившими речами на чем-то одном.
И еще есть откровенно удивительная реакция на события вокруг закона о языках в Харькове. В тот день, когда президент документ подписал, был организован митинг "в поддержку закона". Акцию противников на площади, которая ни шатко ни валко идет второй месяц (участвуют в ней 10 человек, которые собрали 50 подписей – это, конечно, очень внушительно), на следующий день после подписания закона запретили. И тогда же организовали «народные гуляния», где, по задумке авторов, ликующий народ, видимо, "с чувством глубокого удовлетворения", должен был приветствовать жизнь с узаконенным двуязычием… Понятно, что эти мероприятия проводились не для людей (хотя закон принимали именно для них), а для себя – точнее, для партийной верхушки. Однако и на этот самый народ, пожалуй, иногда оглядываться стоит. Вряд ли сильная власть должна вызывать слегка насмешливую улыбку, оторопь или снисхождение – а воспринять эти общественные мероприятия как-то иначе было непросто. Харьков не будет присоединяться к митингующим против закона о языках, потому что большинство горожан всю жизнь говорят по-русски. Зачем разгонять этих десятерых человек, если их количество – наглядное доказательство непопулярности исповедуемой ими позиции?.. Но Харьков не будет ничего устраивать и в поддержку закона о языках, причем по той же причине - большинство горожан всю жизнь говорят по-русски, и никто не мешает им этого делать. Поэтому акции, представленные как народные инициативы, выглядели несколько нелепо…