По сравнению с другими будущими кандидатами в президенты Сергей Тигипко находится в гораздо худших условиях. Во-первых, сказывается пятилетнее отсутствие в информационном пространстве Украины, во-вторых – небольшой опыт публичных выступлений (это чувствовалось на пресс-конференции). К тому же у Тигипко нет внятной программы, оформленной в понятные для избирателя посылы. Впрочем, все эти проблемы скорее технические. Долгое отсутствие в информационном пространстве может быть компенсировано продуманной пиар-кампанией, а проблемы с программой и публичностью решаются привлечением грамотных политологов и политтехнологов.
Но даже самые гениальные политтехнологи не сделают из Тигипко президента, по крайней мере, в следующем году. Вряд ли реалист и прагматик Тигипко этого не понимает. Но все же он идет на выборы. Зачем?
Скорее всего, участвуя в президентской гонке, Тигипко преследует совсем другую цель, нежели набрать пару-тройку процентов и пополнить ряды политических неудачников. Вероятно, истинная цель Тигипко - создание собственного политического проекта, о чем он заявил на пресс-конференции. А вот это – серьезная заявка на будущее. Участие в президентских выборах, во-первых, позволит Тигипко громко заявить о себе, компенсировав пять лет молчания, во-вторых – создать под президентские выборы организационные структуры на местах. Люди, которые в них войдут, составят костяк новой политической силы, а она сможет побороться за места в парламенте, имея все шансы на успех.
Приезд Тигипко в Харьков оставил после себя вопрос: кто будет представлять его в нашем регионе? Так уж повелось, что почти каждую центральную политическую силу в Харькове олицетворяет если не денежный мешок, то, по крайней мере, мешочек. БЮТ – Фельдман, "Фронт змін" Яценюка – Давтян… И даже "Свободу" Тягныбока в Харькове представляет пусть и не богатый, но самодостаточный в финансовом плане юрист Швайка. Кто из харьковских бизнесменов захочет вложить свои средства в партийный проект Тигипко? В том, что этот человек найдется, можно не сомневаться, ведь "проект Тигипко" достаточно перспективный и со временем может стать достойной альтернативой все более идеологически аморфным и погрязшим во внутренних распрях регионалам.
Единственная проблема Тигипко, которая наверняка даст о себе знать в ходе привлечения спонсоров и формирования местных организационных структур, - это пять лет молчания и обстоятельства, при которых произошло "выпадение" Тигипко из большой политики. Можно как угодно называть исчезновение Тигипко из страны после "оранжевой революции", но неприятное словечко "бегство", похоже, будет преследовать его всю политическую карьеру. Если Сергей Тигипко сумеет предоставить гарантии того, что он вернулся в политику "всерьез и надолго", то получит серьезную финансовую поддержку и толковых активистов на местах. Если нет, будет довольствоваться малым – скромным финансированием и "партактивом", сформированным из тех, кто оказался не востребован крупными политическими проектами.
Игорный бизнес уже давно вне закона, но страсти вокруг него не утихают. Сначала были разговоры о тысячах безработных, порожденных запретом игорных заведений, теперь игровики заговорили о деньгах. На прошлой неделе стало известно, что сумма исков предпринимателей-игровиков Харьковской области к Государственной налоговой администрации Украины по поводу закрытия их бизнеса составляет 3,5 млн. грн. Поскольку игорные заведения закрыты, в исках игровики требуют вернуть залог за последний квартал действия патента на предоставление услуг в сфере игорного бизнеса, а также текущие налоги за период, когда казино не работали не по своей вине.
Еще в середине недели казалось, что эта затея игровиков обречена на провал. Дело в том, что было непонятно, с кем им судиться. Владельцы игорного бизнеса даже обратились за разъяснениями в Харьковскую юракадемию. Но уже в пятницу, 10 июля, произошло невероятное. Стало известно, что налоговая служба в Харьковской области по состоянию на 10 июля возместила предприятиям игорного бизнеса 750 тыс.грн. аванса за отмененные патенты. Об этом 10 июля на коллегии ГНА в Харьковской области сообщил ее председатель Станислав Денисюк. По его словам, общий объем авансовых платежей, которые предстоит возместить, составляет 8 млн.грн. С чем связана такая "милость" налоговиков по отношению к владельцам игорного бизнеса, непонятно, ведь бесперспективность судебных тяжб за деньги игровиков признавали даже сами владельцы игорных заведений. Да и налоговая успела заявить о том, что механизма возврата выплаченных налогов нет. Оказалось, что и механизм существует, и деньги изыскать можно.
Так что игровикам, с одной стороны, несказанно повезло. А с другой – стремление налоговиков рассчитаться с владельцами игорного бизнеса может свидетельствовать о том, что закон, регулирующий игорный бизнес, появится нескоро, и государство стремится произвести окончательный расчет перед тем, как поставить жирный крест на игорном бизнесе. Еще одна возможная причина неожиданной "доброты" налоговой состоит в том, что лишнее социальное напряжение в преддверии президентских выборов никому не нужно, а потому проще вернуть деньги и пресечь все разговоры о "махновском решении", которым закрыли игорный бизнес.
В пятницу, 10 июля, руководитель областной налоговой Станислав Денисюк заявил, что ряд предприятий группы "Таргет" начал процедуру банкротства. Эта информация уже всплывала в харьковском информационном пространстве в начале недели. Тогда один из интернет-сайтов сообщил, что в июне Хозяйственный суд Харьковской области вынес постановления о начале процедуры банкротства двух предприятий, входящих в состав торговой группы "Таргет", - "ПАП-Сервис" и "Тагит". Признать себя банкротами просили сами фирмы. С момента принятия постановлений суд ввел мораторий на удовлетворение требований кредиторов. Правда, через несколько часов эта информация исчезла с ресурса, рискнувшего ее опубликовать.
Заявление Станислава Денисюка, похоже, расставило все точки над "i", и теперь можно с уверенностью утверждать – "Таргет" банкротится. Правда, вряд ли это означает закрытие супермаркетов, ведь процедура банкротства часто используется как легальный способ "обнулить" свои долговые обязательства. А то, что многие кредиторы при этом оказываются банально "кинутыми"… Ну что ж – такова цена оздоровления ситуации на предприятии-банкроте.
В последние недели ощутимо выросли цены на бензин. В понедельник, 6 июля, народный депутат – харьковчанка Инна Богословская выступила по этому поводу с обличительным заявлением в адрес Антимонопольного комитета Украины. Она потребовала от АМК "разобраться со стремительным ростом цен на заправках Украины". По ее словам, "уже несколько лет вся Украина является заложником нефтетрейдеров. Им нужно больше денег – и цены растут, а все население финансирует это".
В самом Антимонопольном комитете на прошлой неделе заявили, что все не так плохо, и цены на бензин вскоре стабилизируются. Правда, непонятно, когда это произойдет и на какой цифре рост остановится. Председатель Харьковского областного территориального отделения Антимонопольного комитета Украины Виктория Нагний заявила, что одна из причин повышения цен на бензин - слишком высокий ценовой коридор (максимальная и минимальная цены на бензин), который устанавливает экспертный совет при Министерстве топлива и энергетики Украины.
Позиция нефтетрейдеров такова. С мая так называемая "формула", по которой рассчитывалась розничная цена бензина, перестала включать в себя цены украинских нефтеперерабатывающих заводов. Теперь она зависит исключительно от мировых котировок: во всем мире цена бензина растет, и в Украине, соответственно, тоже. Интересно, что формула расчета цены менялась при участии Антимонопольного комитета. Так что если и обвинять в чем-то комитет, то только в этом. Но никак не в том, что он не проводит расследований. Так что Инна Богословская, решив попиариться на проблеме, попала пальцем в небо.
На прошлой неделе между харьковским губернатором Арсеном Аваковым и министром промполитики Владимиром Новицким развернулась нешуточная полемика. Губернатор настаивал, что государство должно помочь Харьковскому тракторному заводу, который временно остановился из-за отсутствия заказов. По словам Авакова, согласно решению правительства, на ХТЗ должны поступить подкрепленные средствами из стабилизационного госфонда заказы на 700 тракторов, но по состоянию на 8 июля поступили заказы на два трактора, но и за них с заводом не рассчитались.
Министр промполитики придерживается другого мнения. Завод - негосударственный, принадлежит российским бизнесменам, а одна из причин проблем ХТЗ со сбытом продукции – именно политика России.
С одной стороны, прав губернатор, ведь на предприятии трудится несколько тысяч харьковчан, которые с остановкой завода временно остались без работы. С другой стороны – прав министр. Почему государство должно помогать с реализацией продукции фактически частному предприятию? И это, кстати, в то время, когда трудности, вызванные кризисом, испытывают государственные заводы. В общем, на ХТЗ имеет место тупиковая ситуация. Это один из десятков тупиков, которые являются следствием первой волны приватизации, когда государство продавало все, что можно было продать, не задумываясь о последствиях.