9 апреля Харьковский национальный университет внутренних дел (ХНУВД) вновь возглавил его основатель – Александр Бандурка. Генерал-полковника милиции представлять не надо: четырежды депутат Верховной Рады, заслуженный юрист, доктор юридических наук, профессор, автор более 140 научных работ. А.Бандурка - разностороння личность, с ним можно говорить на разные темы. Но мы выбрали главную - милицейскую.
- Александр Маркович! Где Вы были последние годы? Как так получилось, что Университет внутренних дел остался без Вас?
- 10 ноября 2005 г. я ждал нового министра внутренних дел Юрия Луценко у себя в кабинете на втором этаже университета. Было договорено, что он прибудет к 15.00. В назначенное время министр не приехал. Тогда я позвонил тогдашнему начальнику областного УВД Игорю Репешко с вопросом: "Где же министр?" А в ответ услышал: "Министр пошел обедать". Обед - это, конечно, святое дело, но у меня ведь тоже есть свой график работы.
Надо сказать, что к тому времени я уже принял решение уйти с должности. Поэтому очистил кабинет, сейф, оставил ключи секретарю, сел в свой личный автомобиль и поехал праздновать два праздника: день рождения своей старшей внучки и День советской милиции, в которой я вырос.
Еще год после этого я оставался народным депутатом и занимал должность первого заместителя председателя парламентского комитета законодательного обеспечения правоохранительной деятельности. А параллельно стал опекать Киевский международный университет, который за четыре года мы вывели на международный уровень. Сначала был первым проректором по науке, после - председателем наблюдательного совета. В ранге советника и наставника этого университета принимал участие в работе зарубежных международных правоохранительных и правозащитных организаций (Международная организация миграции, Международная организация труда, ОБСЕ), привлекался как эксперт в горячие точки, бывал во многих странах мира. Более того, мое первое образование - экономическое - позволило мне поработать и первым вице-президентом банка "Грант".
В общем, без дела не сидел. Кроме того, за последнее время я стал членом Союза писателей России, что было крайне сложно, поскольку в этой организации очень придирчиво подходят к формированию своих рядов. А еще раньше, в 2002 г., меня приняли в Национальный союз писателей Украины. За последние годы удалось выпустить целый ряд монографий, которые опубликованы как в нашей стране, так и в России, в частности, в Москве, Ростове-на-Дону, Воронеже. Спросите - почему предпочтение отдал России? Они хорошо гонорары платят (смеется).
- О чем монографии?
- Одни на заказ, скажем, о безопасности детей и взрослых, о психологии толпы, материалы, посвященные теме преступности в литературе и искусстве. Есть в моем творческом арсенале и литература, написанная исключительно для души: "Світ очима українця", "Судьба распорядилась"- это о моей службе. Среди работ - как художественно-публицистическая, так и научно-криминологическая литература. К примеру, книга о безопасности детей рассчитана на родителей, воспитателей и педагогов: как вырастить ребенка здоровым и уберечь его от преступного влияния и посягательств, начиная от момента рождения и до его становления. Удивительно популярная вышла книга. Не ожидал, что она получит такой общественный резонанс.
- Выходит, что поводом для Вашего ухода с ректорской должности стал приход к власти Юрия Луценко?
- Да, конечно. Я был доверенным лицом кандидата в президенты Виктора Януковича на выборах 2004-2005 г. Тогда в моем избирательном округе, куда входили Дергачевский и Харьковский районы, В.Янукович набрал 83% голосов. Естественно, для новой власти я был инородным телом. Прежде всего, абсолютно не воспринимал ее подходов к решению социальных вопросов – мы разные люди. И потом я слишком самодостаточный человек для того, чтобы кому-то прислуживаться. Поэтому если мне не нравится обстановка, если я не могу ничего изменить, то лучше ее проигнорировать, что я и сделал.
- Сейчас Вы советник губернатора Михаила Добкина. 27 апреля ученый совет ХНУВД принял решение, что М. Добкин возглавит наблюдательный совет университета.
- Да, Михаил Маркович назначил меня советником по правовым вопросам и членом коллегии Харьковской облгосадминистрации. Михаил Маркович – выпускник нашего университета. Сказать, что он мой ученик – пожалуй, преувеличение, однако научным руководителем его диссертации я был. Мы с ним много лет работаем вместе. Как помощник народного депутата, как депутат городского совета, как Народный депутат Украины и как харьковский городской голова, он проявил свои организаторские качества, твердый характер, уважение к людям, целеустремленность, и думаю, что мне выпала большая честь работать именно с таким будущим Украины.
-Сейчас Вы принадлежите к какой-либо политической силе?
- Нет, не принадлежу. Есть закон, согласно которому работники правоохранительных органов не могут быть членами каких-либо политических партий или политорганизаций. И сколько бы ни говорил Ю.Луценко о "деполитизации", "департизации" органов внутренних дел, если он сам является руководителем партии "Народная самооборона", естественно, на него будут ориентироваться все его подчиненные и ближайшее окружение. Поэтому когда Ю.Луценко на посту министра утверждал "Мы вне партий" - это большое лукавство, ведь "Народная самооборона" - часть фракции НУ-НС! Считаю эти высказывания натуральной демагогией. А я соблюдаю закон.
- Что изменилось в ХНУВД за то время, пока вас здесь не было, каковы ваши планы как руководителя вуза? В одном из интервью вы сказали, что за 4 дня вашей "новой старой" работы в качестве ректора Вам удалось вернуть в вуз около 20 квалифицированных преподавателей…
- Я не хотел бы быть судьей своим предшественникам, но сделаю сравнение. Я 10 лет был начальником управления внутренних дел Харьковской области. А после меня сменилось шестнадцать руководителей! В университете внутренних дел я тоже отработал 10 лет - до 2005 г., и здесь только за последние пять лет уже сменилось три ректора!
В любом деле нужна стабильность, здоровый консерватизм. Именно в этом случае формируются традиции, научная школа, система воспитания, какие-то ценности. А если идет бесконечная свистопляска со сменой руководителей, подчиненных, тогда мы ничего не сможем говорить о прогрессе, движении вперед.
Я считаю, что моя главная задача сегодня: возродить университетский дух и корпоративность, тот морально-психологический климат, когда все между собой партнеры - ректор и преподаватель, преподаватель и курсант, аспирант и профессор. Только в этом случае будет формироваться единство взглядов и мышления. У Павла Тычины есть такие замечательные слова: „Чуття єдиної родини”- именно так, а не иначе. Хочется возродить славу университета как флагмана большой науки.
Университет стоит на двух опорах: наука и обучение. Естественно, обучение не отделяется от воспитания. Мы можем обучить сыщика, следователя, криминалиста, но если он не будет воспитан соответствующим образом: исполнять закон, уважать людей, быть рыцарем чести и долга, толку не будет.
Статистика утверждает, что органы внутренних дел удовлетворяют лишь 30% обращений граждан. Между тем, любой человек, который пришел к нам за помощью, должен уйти довольным. Ему, может, не удовлетворили запрос, но разъяснили закон и рассказали, как решить его проблему. А вот теперь мы переходим к самому главному. Как вы считаете, чем отличается милиционер от полицейского? Наш правоохранитель ищет, кого наказать: кто нарушил, кто превысил, кто перешел на красный свет, а полицейский смотрит кому помочь, кого защитить.
- Если конкретно, что реально может сделать ХНУВД для того, чтобы переломить устоявшиеся подходы? Увеличить число университетских воспитанников?
- Нет, с количеством у нас все в порядке, надо говорить о качестве. Мы способны хорошо научить, а значит, создать специалиста, который может снять отпечатки пальцев, составлять протокол осмотра места происшествия, но когда он приходит в милицию на практику, его надо там еще сохранить, потому что текучесть, жернова нашей действительности, перемалывает их, и они потом уходят в прокуратуру, суд, налоговую, таможенную службу или бизнес. Поэтому сегодня на повестке дня стоит вопрос о стабильности кадров.
Отныне, начиная с первого курса, наши курсанты проходят практику в органах внутренних дел. Это патрулирование по городу, охрана порядка во время футбольных матчей на стадионе, дежурство в райотделах… На нас ложится большая ответственность и нагрузка по празднованию Дня победы: сотни наших курсантов участвуют в многочисленных мероприятиях в разных точках города. Как раз из таких элементов и будет формироваться их служба в будущем.
- И все таки, как Вы будете менять подходы в подготовке работников милиции, насколько это реально?
- При подготовке американского полицейского очень большое внимание уделяется обучению общения с людьми: подростками, пенсионерами, домохозяйками, водителями, дебоширами. Вот это умение работать непосредственно с людьми - у нас это слабое место, у нас не хватает для этого времени. Мы хотим за 4-5 лет обучить всему. А получается следующее. Чтобы стать юристом, надо изучить 56 дисциплин: уголовное право- 410 часов, уголовный процесс- 420, криминалистика - 410 часов. В итоге - 1200 с лишним часов мы обучаем студента, как разоблачить, упечь, наказать человека. Между тем, на криминологию - науку, которая изучает, как предупредить преступление, отводится 40 часов. Отсюда и проблемы.
Мы будем пересматривать учебные программы. Конечно, за один день это не делается. Но на мой взгляд все же главная задача правозащитника - защищать, а не наказывать.
- Как коснутся ХНУВД новые правила поступления в украинские вузы? Какие особенности вступительной компании-2010 предложите вы, как вуз?
- Условия приема, конечно, еще будут уточняться, но даже то, что министр образования Дмитрий Табачник уже сделал - прогресс. В последнее время вузы были отстранены от участия в подборе своего контингента студентов: приходил выпускник, сдавал в двадцатку вузов сертификаты и куда-то поступал. Чемпионом в прошлом году был один мальчишка, который сдал документы в 64 университета, и в восемь был зачислен, а потом долго не мог выбрать - где ему учится.
Сейчас кроме сертификата будет учитываться еще средний балл аттестата. Труд всех учителей средней школы учитывается и понуждает ребенка к общей широкой подготовке, а не только по одной-двум дисциплинам. Кроме того, граница, которую устанавливало раньше внешнее независимое оценивания знаний, отправило за борт порядка сорока тысяч выпускников! И эти дети ехали учиться в российские или другие заграничные вузы, где ограничений на образование нет.
Сейчас это отменено и те сорок тысяч "потерянных" выпускников школ сегодня имеют возможность поступать. Для нашего университета очень важным фактором отбора абитуриентов является физическая и психологическая подготовка. Поэтому, оформляя к нам документы, поступающие проходят психофизиологическое обследование – анкетирование, тестирование, и сдают экзамен по физподготовке. Конечно, здесь есть свои проблемы: из десяти девять наших юношей нездоровы. При приеме мы учитываем, что с кем-то надо будет дополнительно работать, стараясь применять индивидуальный подход к каждому ребенку.
- Можете сравнить первых и нынешних выпускников ХНУВД? Что общего, что отличается?
- В физическом плане значительно отличаются. Естественно, в худшую сторону. Вот сегодня в центре нашего города, и не только, аптеки на каждом углу. Все население покупает таблетки, растворы, настойки. А все ли ходят в спортивные секции, залы? Попробуйте их найти. Раньше эти секции были при каждом ЖЭКе в обязательном порядке, а в штатах ЖКО были тренеры по работе с детьми. Сегодня этого нет: все платное.
- Но ведь студенты университета внутренних дел всегда показывали высокие спортивные достижения…
- Да, несколько дней назад вручали награды чемпионов мира по тайскому боксу целой плеяде молодых спортсменов … Но, надо сказать, за последнее время распалось много наших уникальных команд - например, футбольная, которая неоднократно была чемпионом мира по футзалу. Развалилась баскетбольная команда, которая играла в Высшей лиге и была призером.
Но спортивная слава университета будет возрождена. Я уже встретился с начальником кафедры физической подготовки и с тренерами, я сам это дело в молодости любил, и думаю, что спорт - очень хорошее подспорье, как в воспитании, так и в обучении.
- Какой должна быть милиция будущего? Что необходимо изменить в системе подготовки кадров для милиции, на Ваш взгляд?
- Правоохранительная деятельность очень многогранна. Поэтому человек, носящий милицейские погоны, должен отвечать всем требованиям многообразия направлений нашей работы. Главное в правоохранителе - интеллект. Милиционер должен быть современным, культурным человеком.
Второе – милиционер обязан быть профессионалом в своем деле. И третье - любить и уважать людей. Если работник внутренних дел сам воспитывался в обстановке грубости, насилия, неуважения, он потом все это будет переносить в общество - ту среду, в которой будет работать. Поэтому сегодня очень важно возродить в обществе правовое и морально-психологическое воспитание. Должны звучать громкие, но необходимые слова о любви к родине, патриотизме, верности долгу, присяге.
Есть еще одно качество, вернее, условие, при котором милиция сможет себя уважать. Работник правоохранительных органов должен быть обеспеченным человеком. Его зарплата должна быть адекватна тем требованиям, которые предъявляются к нему как к сотруднику. Быт милиционера должен быть устроен, он должен быть обеспечен квартирой, одеждой и его семья должна быть сыта.
Какие планы университета на ближайшее время?
- Самое ближайшее будущее - 15 мая, когда мы будем проводить день открытых дверей. Будем принимать юношей и девушек из всей страны. Надо сказать, что за последние пять лет произошла некоторая "хуторизация" вузов Украины, когда кадры готовят только для одного региона и поступают только дети из этой местности. Это приводит к тому, что формируются какие-то местные стандарты обучения, местные программы - нет единого государственного подхода. И начинается обособленность, когда дети из Львова не учатся в вузах Донецка. Считаю, что в группах ХНУВД должны быть представители всех областей. За 5 лет они подружатся, полюбятся, поженятся, разъедутся по областям и будут знать, что у них есть друзья в Донецке, Львове, Закарпатье... Ведь они все одинаковые, ничем не отличаются.