Билл Гейтс еще в девяностые сказал: "Banks - no, banking - yes", - имея в виду, что со временем на рынок традиционных банковских услуг выйдут не банковские учреждения. Сейчас эти слова начинают воплощаться в жизнь - электронные кошельки и платежные системы, не связанные с банками, завоевывают все больше поклонников. Компания "Киевстар" решила включиться в этот процесс, представив рынку новую услугу.

Об услуге. Факты

Услуга "Мобильные деньги" была запущена летом прошлого года. Ее суть состоит в том, что деньги со счета своего мобильного телефона можно потратить не только на телефонную связь, а на массу других вещей – купить билеты, рассчитаться в интернет-магазине, заплатить за квартиру или провайдеру, погасить штраф в ГАИ, пополнить платежную карту и так далее. Сейчас таких услуг, на которые можно израсходовать деньги со счета, - около 650. Пользователей "Мобильных денег" – более 80 000.

Услуга доступна только абонентам предоплаченной связи. Максимальный единоразовый платеж – 3 000 гривен (с комиссией), в месяц можно потратить не более 10 000 гривен (с комиссией). После оплаты чего-либо на счете должно остаться не меньше 10 гривен.

Как это работает?

Воспользоваться услугой можно с помощью телефона или стационарного компьютера, зайдя на сайт. Из предоставленного списка нужно выбрать желаемую услугу и ввести сумму, которую вы хотите потратить. Каждый платеж подтверждается специальным СМС-паролем, состоящим из букв разного регистра и цифр, он должен быть введен в течение 30 минут. Без введения пароля деньги не списываются. После осуществления платежа на сайте и телефоне появляется сообщение о том, что операция выполнена. История платежей хранится в личном кабинете пользователя, оттуда же в случае необходимости можно распечатать квитанцию.

Расчеты с поставщиками товаров и услуг, которые оплачивает абонент, производит система EasyPay (финансовая компания "Контрактовый дом"). Правила платежной системы зарегистрированы в НБУ. Услуга "Мобильные деньги" для клиентов оператора бесплатная, но сами платежи облагаются комиссией.

Об услуге. Впечатления

Предложив своим клиентам услугу, позволяющую со счета мобильного оплачивать чуть ли не все подряд, оператор попытался вступить в конкуренцию с банками, которые традиционно занимают этот рынок. Причем, что интересно, на старте мобильный оператор имеет даже некоторое преимущество перед финансовыми институтами: у любого оператора гораздо более многочисленная клиентская база, нежели у банка, и часто – больший географический охват.

Зачем на этом рынке принципиально новый игрок? Кому и в каких обстоятельствах может понадобиться услуга оплаты не от банка, а от мобильного оператора? Прежде всего, это удобно, когда нужно совершить срочный платеж, а банковской карты под рукой нет, как и возможности быстро узнать ее реквизиты. Еще один вариант – нежелание по каким-то причинам расходовать средства с карты или же боязнь "светить" ее в интернете.

Однако вопрос, сможет ли услуга "Мобильные деньги" стать полноценным конкурентом аналогичным банковским операциям, пока что однозначно положительного ответа не имеет. Почему – ниже.

Итак, в рамках сотрудничества "Киевстар" предложил нам протестировать услугу "Мобильные деньги". Обязательное условие программы – половину выделенной суммы нужно было потратить на благотворительность (мы перевели ее на нужды одного из православных храмов), вторую половину – на собственное усмотрение.

Из положительных впечатлений:

  • чтобы совершить платеж, не надо никуда идти;
  • интерфейс удобен и интуитивно понятен;
  • операции проводятся быстро;
  • наличие системы паролей позволяет рассчитывать на безопасность, а также дает возможность на промежуточном этапе отказаться от выполнения операции;
  • ппредусмотрена возможность задать регулярный платеж.

Но для того, чтобы стать абсолютно полноценным игроком этого рынка, нужно доработать некоторые моменты. Прежде всего – расширить не столько перечень услуг, сколько перечень возможных "адресатов" внутри той или иной услуги. Если в разделах оплаты интернет-провайдеров или мобильной связи представлены почти исчерпывающие списки операторов, то, например, раздел "Банковские услуги" еще несколько ограничен: перечислить деньги можно на расчетные счета, открытые только в некоторых банках. В идеале, конечно, хотелось бы иметь возможность переводить средства только по номеру счета, ЕГРПОУ и МФО. Разделы развлечений и оплаты коммунальных услуг, особенно для пользователей – харьковчан, тоже  могут быть значительно расширены.

И второй момент, надо которым можно и нужно работать, - комиссия. В принципе, все сделано логично: чем больше сумма транзакции, тем комиссия меньше. Но на некоторых небольших операциях комиссия сейчас может превышать 50% суммы транзакции, что делает такую операцию совершенно неоправданной и заставляет прибегать к ней только в самом крайнем случае.

Однако в целом новый сервис "Киевстара" нельзя не оценить позитивно, как и любой инструмент, который, во-первых, всегда под рукой, а во-вторых – позволяет значительно минимизировать свои временные затраты.