На прошлой неделе закончили свою работу сразу два высших органа власти страны – Кабинет министров Николая Азарова и Верховная Рада VI созыва. Премьер подал президенту заявление об отставке в связи с избранием народным депутатом. Янукович принял отставку главы правительства, что автоматически означало и отставку всего кабинета. Интрига, кого же президент предложит в премьеры, сохранялась не очень долго. Эксперты называли две основные кандидатуры – все того же проверенного временем безамбициозного Николая Азарова или же молодого и близкого к "семье" председателя Нацбанка Сергея Арбузова. В воскресенье Янукович внес в парламент кандидатуру Азарова. С точки зрения управления государством этот выбор особой роли не играет – он лишь служит своего рода лакмусовой бумажкой, демонстрирующей нынешние настроения президента. А "новый-старый" премьер Николай Янович, который уже побил рекорд пребывания в должности главы правительства, по всей видимости, будет назначен ответственным (то есть виноватым) за все те потрясения, которые еще переживет страна до президентских выборов.
Стала историей и Верховная Рада VI созыва: парламентарии спели гимн, сфотографировались на память и разошлись, освободив кресла для своих преемников, которые должны собраться на первое заседание уже в эту среду, 12 декабря. Видимо, в ознаменование конца каденции уходящие народные депутаты ударно потрудились. В их активе – минимум два резонансных решения: закон о персональном голосовании и главный финансовый документ страны – государственный бюджет на 2013-й год.
Государственный бюджет был принят во вторник с поистине кавалеристским наскоком - сразу в первом и втором чтении и без рассмотрения поправок. При этом время, выделенное депутатам на подачу замечаний, было строго ограничено, а из опрошенных "SQ" депутатов практически никто окончательного варианта бюджета не читал, потому что он предоставлен не был. То есть функция парламента в очередной раз свелась к тому, чтобы не анализировать или дорабатывать документ, а просто послушно одобрить и завизировать инициативу, спущенную сверху.
"Антикризисный" бюджет 2013 года планирует доходы на уровне 361 миллиарда гривен, что на 3% меньше, чем в госбюджете-2012, расходы снижены на 1% – до 410 миллиардов. Дефицит госбюджета – 50 миллиардов, и это аж на 30% больше, чем в этом году. Прогнозный рост ВВП – 3,4%, уровень инфляции – 4,8%, цена на российский газ - 421 доллар за тысячу кубометров.
Эксперты называют заложенные в бюджете цифры слишком оптимистичными. Например, вызывает серьезные сомнения показатель роста ВВП, который в условиях сокращения промышленного производства, фиксируемого в этом году, выглядит завышенным. Насколько реален прогнозный уровень инфляции зависит от большого количества очень "рискованных" факторов – например, удастся ли власти удержать курс гривны и не повысить цены на жилищно-коммунальные услуги, как того требует МВФ. Доходы от приватизации в следующем году заложены в размере почти 11 миллиардов, хотя в этом году по данной статье получено только около 6 миллиардов, и это – приблизительно 60% плана.
Из крупнейших расходов бюджета – больше 80 миллиардов будет выделено Пенсионному фонду, дефицит которого продолжает расти, и 40 миллиардов составят субвенции местным бюджетам на социальные выплаты. Кроме того, Госагентство автомобильных дорог получит 16,5 миллиардов (и еще 8 будет потрачено на погашение долга, взятого для Укравтодора), МВД – 15 миллиардов, Минэнергоуголь – 12, Минздрав – 9, Генпрокуратура – 3 (но в целом расходы на нее увеличены на 20%). Традиционно дотируемым остается "Нефтегаз Украины" - правительство намерено увеличить его капитал на 8 миллиардов путем выпуска ОВГЗ.
Но это все цифры, которые мало интересны широкому обывателю. Подход к касающимся всех социальным расходам в госбюджете-2013 тоже выбран явно антикризисный. Прожиточный минимум и минимальная зарплата в следующем году будут повышаться дважды – с 1 января и с 1 декабря. Прожиточный минимум с 1 января составит 1108 грн., с 1 декабря - 1176 грн., минимальная зарплата - 1147 грн. и 1218 грн. соответственно. В уходящем году социальные стандарты повышали аж пять раз, и сама собой напрашивается мысль, что такую щедрость и регулярность можно объяснить парламентскими выборами.
И еще один момент. В госбюджете не указана точная сумма, которая выделяется на компенсацию обесценившихся сбережений вкладчиков Сбербанка: эта статья объединена с расходами на обслуживание госдолга. Это значит, что вопрос вкладов Сбербанка будет решаться ситуативно, скорее всего - исходя из политической целесообразности.
Что получит из госбюджета Харьков? В документе изначально заложены 55 миллионов на наши дороги, 30 миллионов – ставшему государственным оперному театру, 20 – на ликвидацию последствий взрывов в Лозовой. Кроме того, 155 миллионов получит Харьковская обладминистрация на осуществление исполнительной власти, и это больше, чем выделят любому другому региону Украины. Самый огорчивший момент принятого госбюджета – в нем нет денег на харьковское метро, и это попахивает катастрофой. В этом году государство тоже не выделило на строительство метрополитена ни копейки, и как следствие сроки открытия станции "Победа" перенесли, а с марта работы там не ведутся. Сейчас, в декабре, котлован уже находится в аварийном состоянии, и чтобы не допустить его обрушения, нужно 23 миллиона, которых нет. Если в следующем году денег тоже не будет, ситуация может сложиться крайне плачевно. Правда, это, похоже, ничуть не смущает мэрию, которая продолжает строить очень оптимистичные планы о развитии харьковского метрополитена. На прошлой неделе, к примеру, была сказано, что метро в сторону аэропорта начнут строить уже в следующем году, а станцию "Одесская" закончат в 2015-м. Хочется верить, что подобные обнадеживающие прогнозы имеют под собой хоть какие-то основания.
Закрывая тему бюджета, можно отметить, что даже если в нем изначально есть что-то удручающее, это еще не повод кричать "Катастрофа!" и прогнозировать самое пессимистичное развитие событий. Государственный бюджет – это не истина в последней инстанции, не подлежащая корректировкам, а, так сказать, декларация о намерениях, документ, обрисовывающий вектор развития страны. В нем многое может поменяться, в том числе – в лучшую сторону. Другое дело, что в текущих экономических условиях, когда мир готовится к очередному финансовому кризису, а Украина не может договориться ни с МВФ о кредитовании, ни с Россией о снижении цены на газ, при этом сокращая валютные резервы, не совсем понятно, за счет чего возможно какое-либо улучшение.
Закон, который обязывает депутатов голосовать только лично, ждали очень давно: практика голосования пачкой карточек по взмаху руки Чечетова, которой прославилась Рада VI созыва, стала одной из причин острого кризиса парламентаризма в Украине. Этот документ трактовали как своего рода "подлянку", которую отбывшие свое депутаты устроят последователям. Поговаривали, что еще большей "подлянкой" может стать отмена депутатской неприкосновенности, но на такой радикальный и вопиюще наглый шаг этот парламент не решился – возможно, потому, что половина его представителей на этой неделе снова придет в сессионный зал.
Принятый закон о голосовании, действительно, определяет, что регистрация депутата перед заседанием парламента и голосование на нем должны проводиться исключительно лично и таким образом, который делает невозможным осуществление этих процедур другим лицом. Вот эта косноязычная приписка, повторяющаяся в документе несколько раз, собственно и является той вроде как "революционной" поправкой, которая на самом деле оставляет этот документ чисто фиктивным. Дело в том, что, во-первых, нигде в законе не прописан механизм того, как сделать голосование или регистрацию другим лицом невозможной. А во-вторых, и это главное, документ не предполагает никаких санкций за нарушение введенных норм. То есть как добиться этого самого персонального голосования и что будет тому, кто использует чью-то карточку, - непонятно совершенно. Это означает, что парламент в очередной раз принял абсолютно неработоспособный закон, который никак не сможет изменить ситуацию в сессионном зале. Есть в нем, правда, еще одна норма, к которой наверняка будут апеллировать очень часто: согласно ей, депутат не должен препятствовать рассмотрению вопросов повестки дня, в том числе путем блокирования трибуны (а это – излюбленное средство парламентской работы оппозиции). Можно не сомневаться, что провластное большинство не преминет при случае сослаться на эту норму, и в итоге закон будет применяться ситуативно. В итоге то, что должно было сгладить кризис парламентаризма, только усугубит его.
Из харьковских событий прошлой недели хотелось бы вспомнить одно – массовую драку в студгородке. Во вторник на Целиноградской подрались по разным оценкам от 50 до 70 человек – таджики и туркмены, студенты мединститута. Один человек погиб – 24-летний гражданин Туркменистана. По данным Дзержинского райотдела, его бил по голове 19-летний таджик. Причиной конфликта вроде бы стала девушка. По официальной информации молодые люди выясняли, с кем она будет встречаться. По неофициальной – студент-таджик отпустил девушке-туркменке какой-то сомнительный комплимент, и соотечественник решил за нее заступиться. Милиция открыла уголовное производство по признакам преступления, предусмотренного ч.2 ст.121 Уголовного кодекса (умышленные тяжкие телесные повреждения, повлекшие смерть потерпевшего).
Что можно сказать о произошедшем? Это дикость. По крайней мере, в нашей стране подобное, к счастью, остается редчайшим случаем, который воспринимается как нечто из ряда вон выходящее. Но выходцы из Средней Азии – это ментально несколько другие люди, и исключительно "мужское", силовое решение вопросов, особенно касающихся женщин, для них не столь шокирующее. В советские времена всех иностранных студентов, грубо говоря, курировали в разных инстанциях - начиная от деканатов и заканчивая КГБ. Конечно, это имело и политические причины, но профилактический эффект в виде понимания того, чего делать не стоит и нельзя, тоже достигался. Практикуется ли подобное сейчас – неизвестно. В прошлом году в вузах Харькова обучалось больше 16 тысяч иностранных студентов (при этом больше всего – именно из Туркменистана, почти 6 тысяч). И коль вузы берут на учебу иностранцев, стремясь улучшить свое материальное положение, они должны их контролировать. Как, кстати, и СБУ. И то, что случилось в студгородке на Алексеевке, не должно оставаться безнаказанным. Конечно, непосредственно убийца, скорее всего, получит реальный тюремный срок. Но и остальным участникам драки нужно дать понять, что подобное – недопустимо. Методы могут быть разными – вплоть до депортации. В конце концов, коль предотвратить кровавый инцидент не удалось, из него должны быть извлечены уроки.