Он работал в команде Михаила Добкина и Геннадия Кернеса. Но после того как заявил о намерении идти на выборы мэра, отношения между бывшими соратниками перешли в плоскость публичного конфликта. О давлении политических конкурентов, о планах на избирательную кампанию и своих шансах - в интервью президента общественной организации "Харківські сузір'я" Андрея Белогрищенко.

– Андрей Иванович, недавно вы выступили с обращением, в котором обвинили действующую городскую власть в том, что она организовала вам информационную блокаду, конкретно - в том, что "власти перекрыли возможность размещать плакаты с фото Белогрищенко на билбордах и сити-лайтах, в метро и на транспорте". 3 сентября вы провели пресс-конференцию (ее материалы размещены на сайте - "SQ") в нашем агентстве, на которой обратились к харьковчанам с просьбой помочь прорвать "блокаду Белогрищенко" и предложили вознаграждение в 10 тыс. грн. тому, кто сможет договориться о размещении вашей рекламы. Кто-то откликнулся, кто-то заработал эти 10 тысяч?

– Вы знаете, мы получили довольно много откликов. Люди звонили и приходили в приемную "Харьковских созвездий", выражали свою поддержку, спрашивали, чем могут помочь. Пришли несколько молодых ребят, и хотя они не могли содействовать в размещении наружной рекламы, но сказали, что хотят вступить в организацию и участвовать в нашей работе. Так что ряды наших единомышленников пополняются. А что касается денежного вознаграждения - его пока не получил никто: еще никому не удалось договориться о размещении нашей рекламы. Приведу один пример: девушка написала мне на персональный сайт, что нашла агентство, у которого есть свои рекламные щиты в городе и области, и что это агентство готово разместить наши баннеры на своих площадях, но… только за пределами города. Как ей объяснили, в городе они не принимают политическую рекламу, просто "не хотят участвовать в политике". Вот так вот. Получается одно и то же рекламное агентство в Харьковской области в политике участвует, а в самом Харькове не участвует. Вот и задумайтесь: почему так происходит?

– У вас есть ответ на этот вопрос?

– Я думаю, что сегодняшняя власть видит во мне конкурента и поэтому оказывает давление на людей, работающих в рекламе. Они вынуждены отказываться от выгодного клиента, если хотят сохранить бизнес. Еще вот на что хочу обратить ваше внимание: сегодня Харькову нечем платить за троллейбусы и трамваи, которые были взяты в лизинг. Недавно львовская фирма, которая предоставила транспорт, даже заявила, что троллейбусы и трамваи у нас могут отобрать. К тому же в "Горэлектротрансе" постоянно задерживают выплату зарплаты. Так неужели предприятию помешали бы деньги, пусть и не такие большие, полученные от размещения плакатов Белогрищенко? Аналогичная ситуация и с нашим метрополитеном. А ведь в городах Европы и во многих городах России финансирование общественного транспорта складывается из трех если не равных, то сопоставимых долей: субсидии из госбюджета, плата от пассажиров и доход от рекламы. А наша харьковская власть уповает на Киев, но денег из госбюджета на погашение долгов по лизинговым платежам добиться не может, хотя много рассуждает о том, что центральная власть поддерживает "регионалов" на местах. Но это уже тема другого разговора.

– Но один билборд с вашим фото можно увидеть на въезде в Харьков, с Киевской трассы…

– Да, есть и еще пара в Харькове. Эти рекламные щиты принадлежат одному из моих соратников, члену нашей организации. Это идейный человек, и давить на него административными и финансовыми методами бесполезно.

– Вы упоминали о единомышленниках, которые вас поддерживают. Кто это?

– Это люди разнообразных взглядов, с которыми мы много спорим по самым разным вопросам. Но все согласны с одним: Харьков должен перестать быть городом, в котором одни харьковчане - те, которым удалось пробиться во власть, - ломают через колено всех остальных харьковчан. Мы все за то, чтобы Харьков стал городом, в котором власть действует так, как хочет большинство харьковчан, а в спорных случаях советуется со всеми жителями города и не жалеет на это ни времени, ни денег.

– Руководитель городского отделения партии "Единый центр" (ЕЦ) Сергей Жук заявил, что эта партия поддержит вашу кандидатуру на пост мэра Харькова. Пойдете на выборы как кандидат от ЕЦ?

– Немного подождите и все узнаете. Мы сейчас ведем переговоры с рядом политических сил и рассчитываем заручиться поддержкой не только "Единого центра".

– В интервью нашему информагентству губернатор Михаил Добкин сказал о вас следующее: "Белогрищенко работал у нас. Мы его сначала убрали с руководящей должности, после того как выяснили, что он пытался обложить поборами предпринимателей, выдавая лицензии. А потом, видя вообще всю его бесполезность, просто уволили. Этот человек – не наш проект, он не технический кандидат Кернеса, как говорили в городе".

– Во-первых, я работал не "у них", а на службе у территориальной громады. Слава Богу, "они" еще не "прихватизировали" весь Харьков, хотя похоже, усиленно к этому стремятся. Я работал на харьковчан, которые на самом деле и нанимают власть. Только очевидно, что сама власть об этом позабыла. Во-вторых, интересную ситуацию описал Михаил Маркович. Представьте себе: чиновник "облагает поборами предпринимателей", а его просто пожурили и потом назначили заместителем директора Департамента экономики и коммунального имущества (до этого я возглавлял управление предпринимательства и инвестиций потребительского рынка). Где это видано? И в каком виде тогда предстает весь Харьковский горсовет, если ситуация, описанная Михаилом Добкиным, возможна?

- А как или чем объясняете его слова вы?

- Думаю, очевидно, что эти слова вызваны и объясняются только моим решением участвовать в выборах, и реальных фактов за ними нет. И насчет бесполезности Михаил Маркович откровенно лукавит. Почему же мне тогда многократно предлагали различные должности в исполкоме горсовета, причем такие предложения поступали не раз после того, как я уволился из исполкома? Были звонки от Геннадия Адольфовича, приходили от него люди, уговаривали вернуться. После всех этих звонков и предложений работы мне такое слышать просто удивительно. Ну а то, что я не технический кандидат, уже, наверное, всем понятно. Я это доказал и своими действиями, и четкой позицией по ряду принципиальных вопросов.

– Почему же вы все-таки решили уйти из исполкома?

– Я привык работать в тех сферах, в которых хорошо разбираюсь, там, где я профессионал, в сферах, где я действительно полезен харьковчанам. Это, в первую очередь, экономика и коммунальное хозяйство. Работать "куда пошлют" - сегодня здесь, завтра там, лишь бы любой ценой остаться во власти, сохранить пост, – это не для меня. Мне предлагали перейти на другую должность, причем озвучивали несколько вариантов, но работать не по специальности я не хотел. Кроме того, к моему большому сожалению, наметился ряд ошибок в экономической сфере и в сфере коммунального хозяйства. Были допущены серьезные просчеты по некоторым направлениям. Поэтому я предложил свою программу действий, сказал, что если мне дадут ее реализовать, то на таких условиях я готов работать. И работать очень много. Понимания у Геннадия Кернеса найти не удалось, мне еще раз настойчиво предложили: или переходите на другой пост, или ваша должность будет сокращена. Я принял решение уйти, после чего активно занялся политикой, чтобы таким образом получить возможность исправить ситуацию в городе.

- За счет чего вы рассчитываете одолеть конкурентов на выборах в мэры?

– Действительно, и Арсен Аваков, и Геннадий Кернес, которые заявили о намерениях баллотироваться на пост городского головы, достаточно известны в Харькове. Но известность сама по себе – это не всегда плюс. Надо понимать: а что это за известность? Хорошая она или плохая? Есть известные строители и устроители городов и государств, а есть известные преступники, известные мошенники, известные мироеды… Часто можно услышать, что у Кернеса и Авакова очень высокий антирейтинг. За этим словом кроется простой смысл: большинство харьковчан этим политикам не доверяет, они себя дискредитировали в глазах избирателей. Подчеркиваю: я не даю никаких оценок, а просто привожу факт, с которым согласно большинство экспертов. Это если говорить об уязвимых местах оппонентов. Кроме того, я иду во власть, чтобы представлять и отстаивать интересы харьковчан. Все мои решения будут приниматься, только если их будут поддерживать горожане. Ведь рецепт эффективного самоуправления прост: необходимо, чтобы во власть пришли люди, выполняющие волю большинства, а не навязывающие большинству волю меньшинства. А пока что у нас все происходит с точностью до наоборот.

– Вы планируете и дальше использовать в агитации свою благотворительную деятельность?

– Я ее и раньше не использовал, не планирую этого и впредь. Тем более, это не "моя благотворительность", хочу особо это подчеркнуть, а благотворительность организации "Харьковские созвездия". Я говорю о благотворительности только тогда, когда меня об этом спрашивают, вот как вы сейчас.

Наоборот, когда от нас, например, требуют назвать имена больных, которым мы помогли, – мы этого не делаем. Рассказывать о людях, которых мы поддержали, недопустимо по меркам медицинской и обычной человеческой этики. Другое дело – рассказать о проблеме, которая беспокоит людей, и тем самым привлечь к ней внимание общества. Уверен, что это – одна из задач каждой благотворительной организации.

А вот, например, о своих творческих конкурсах и их победителях мы стараемся сообщать как можно более широко. И имена называем. Потому что мы хотим, чтобы интересные творческие личности получали от общества награду не только в виде призов или иных материальных бонусов, но и в виде популярности - они того достойны!

И вот что еще интересно. С одной стороны, нас обвиняют в том, что мы мало выступаем и не доносим свою позицию до харьковчан. С другой – что выступаем слишком много. Я, конечно, понимаю, что пресса не враг: просто журналист в силу профессии должен все подвергать сомнению, во всем искать скрытый смысл. Честной и правдивой прессе я всегда готов детально и подробно объяснить любой мой шаг.

- Своим ответом вы как бы подразумеваете, что есть и нечестная, неправдивая…

- Да, есть, уже появилась, как и люди, которые умышленно будут каждый мой шаг трактовать негативно. Мало информации о Белогрищенко – виноват Белогрищенко. Много информации о Белогрищенко – тоже виноват Белогрищенко. Но я к этому отношусь спокойно. Выборы на то и выборы. А в Украине еще ни одна кампания не проходила без использования против кандидатов грязных приемов.