До парламентских выборов осталось всего три недели, а кандидаты в большинстве харьковских мажоритарных округов продолжают вести себя предельно скромно. Они не мелькают в телевизоре, не выкупают полос в газетах, не дают пресс-конференций, их лица не смотрят на нас с билбордов, в городе мало палаток с их именами, где раздавали бы агитпродукцию с восхвалением достоинств кандидатов и их обещаниями сделать жизнь избирателей лучше. Не видать и "чернухи" в адрес конкурентов, на что как на позитивный факт любит обращать внимание губернатор Михаил Добкин.
Причины этого, правда, вряд ли можно назвать столь уж радостными: дело ведь не во внезапно появившейся высокой политической культуре, а в банальном отсутствии средств, вкладываемых кандидатами в избирательную кампанию, и, как следствие, в отсутствии конкуренции. Абсолютное большинство кандидатов, коих на харьковских округах, напомним, от пяти до тринадцати, не имеют для публичной борьбы и работы с избирателями ни денег, ни желания (а значит, и шансов на победу). А представители власти (они же – наиболее вероятные победители в каждом из округов), имеющие и деньги, и возможности, считают вышеперечисленные методы предвыборной агитации излишними, поскольку и так уверены в результате.
Вот и получается, что не очень интересующийся политикой человек, проезжая через Харьков, может подумать, что выборы у нас будут проходить, как и в последние годы, исключительно по пропорциональной системе. Ведь если не присматриваться к фотографиям провластных кандидатов в киосках "Кулиничей", магазинах и учреждениях, то в глаза бросится исключительно партийная реклама. В других регионах это не так: в каждом из шести областных центров Северной, Центральной и Западной Украины, в которых пришлось побывать в последнее время, на улицах явно видна предвыборная борьба в мажоритарных округах. Как в Чернигове, так и в Черновцах как минимум пара кандидатов на округ активно расхваливает себя и раздает обещания с уличных рекламных носителей. А в Луцке этой "мажоритарной" рекламы так много, что она совершенно затмила собой рекламу партийную. Кстати, по партийным билбордам явно видно, в каком регионе какая партия рассчитывает на победный результат. Чем дальше продвигаешься от Харькова на запад, тем меньше становится Партии регионов и Королевской, совсем пропадает Компартия. Зато намного больше рассказывает, что "они не пройдут", "Батьківщина", активнее борется с коррупцией Кличко, значительно чаще видно "Свободу" и "Нашу Украину".
Возвращаясь к харьковским мажоритарным реалиям, хочется отметить, что при обилии не ведущих никакой предвыборной работы кандидатов никто не спешит снимать свои кандидатуры. В семи округах Харькова пока потеряны лишь четверо бойцов, а в семи округах области – вообще ни одного. Кое-где в Украине ситуация другая: например, в округе в Кривом Роге уже снялись 11 из 16 кандидатов, однако это скорее исключение, чем тенденция. То ли мелкие кандидаты не интересны "тяжеловесам" и они не хотят "стимулировать" их снятия с гонки, то ли все откладывается на последнюю дозволенную неделю (сниматься с выборов можно не позже, чем за 12 дней до голосования). Продолжаются, например, переговоры о снятии кандидатов между Объединенной оппозицией и "УДАРом". На Харьковщине кандидаты от "УДАРа" ни на что не рассчитывают и никакой работы не вели, поэтому могли бы, в принципе, уйти совершенно безболезненно. Однако переговоры между называющими себя союзниками политсилами уже настолько затянулись, что это начинает напоминать "Каневскую четверку" президентских выборов 1999 года. Тогда, напомним, четыре кандидата второго эшелона торжественно поклялись поддержать самого успешного и снять в его пользу свои кандидатуры, однако амбиции взяли верх, и закончилось это ничем.
Стоит отметить, что полный штиль царит все же не во всех округах Харькова. Расставил свои палатки по Дзержинскому району кандидат от оппозиции Балута. В соседнем Киевском районе пытается активничать его облитый зеленкой коллега Кирш. Однако по-настоящему развеять скуку смог бывший топ-регионал, а ныне самовыдвиженец в 173-м округе (Червонозаводский и часть Коминтерновского района Харькова) Салыгин. Василий Викторович подошел к избирательной кампании с размахом и используя старые, проверенные методы – ролики о прекрасном семьянине и многодетном отце, стишки о кандидате, агитаторов… Особо порадовали объявления, в которых избирателей приглашали получить агитматериалы о кандидате на флэшке. Такая вот форма "заинтересовать" более молодой электорат, который на гречку не ведется. Шансы на победу у Салыгина сомнительны, однако есть надежда, что он порадует в оставшиеся три недели еще чем-то креативно-веселым и сделает избирательную кампанию менее скучной. Нравится креатив Салыгина, правда, не всем: губернатор Добкин не устает отпускать нелицеприятные замечания в его адрес. А зря – пример Салыгина можно было бы использовать как иллюстрацию демократичности предвыборной кампании на Харьковщине для всевозможных наблюдателей, ведь кроме него и показать-то в этом плане особо некого.
А единственным округом в Харьковской области, где развернулась действительно жесткая борьба со всеми ее атрибутами – черным пиаром, взаимными обвинениями в нечестной борьбе, заявлениями и контрзаявлениями, нервными реакциями штабов и т.п., – стал округ с центром в Чугуеве. Здесь конкуренцию регионалу Шенцеву составляет экс-депутат по этому округу, самовыдвиженец Гавриш. Сначала в Партии регионов заявляли, что Гавриш – это вообще не конкурент, что на него никто особо не обращает внимания, а его слова о каком-то препятствовании ведению избирательной кампании – просто способ привлечь внимание. Но мало-помалу страсти накалялись, и сейчас борьба между штабами идет нешуточная. Последние громкие заявления: Гавриш обвинил конкурентов в выпуске газеты с "чернухой" на него (сам он говорит, что там нет ни слова правды, редактор газеты – что ни слова лжи), а милицию – в том, что она не хочет с этим бороться. В ответ Шенцев заявил, что Гавриш хотел выпустить газету с черным пиаром против него и предлагал одной общественной организации большие деньги, чтобы она взяла ответственность за это на себя. Продолжение явно последует.
Одной из обсуждаемых тем на прошлой неделе стало покушение на лидера армянской общины Харькова Оганесяна. Информация от правоохранительных органов по этому поводу столь противоречива, что понять, что же произошло на самом деле, практически невозможно. Варианты разнообразны – от того, что Оганесяна просто пытались избить, до подготовки заказного убийства. Единственное, что можно сказать, – все, слава Богу, живы и здоровы. Однако тенденции настораживают. 90-е вроде бы давно позади, а криминальные разборки в их стиле происходят в Харькове с пугающей регулярностью. Последнее громкое преступление случилось меньше месяца назад – тогда бизнесмена (также, кстати, кавказского происхождения) застрелили прямо возле дома средь бела дня. Учитывая то, что вся страна сейчас взбудоражена киевским расстрелом охранников супермаркета "Караван", хотелось бы получать от милиции более четкую информацию о резонансных преступлениях. По поводу одного из них, покушения на экс-прокурора области Василия Синчука, милиция на днях обнародовала видео с изображением нападавшего. Учитывая, что покушение произошло уже больше чем полгода назад, и это видео явно давно в распоряжении правоохранителей, факт его обнародования, наверное, свидетельствует об отсутствии прогресса в расследовании преступления – опознать преступника милиции не удалось.
А еще внимание к себе на прошлой неделе приковывала Верховная Рада. Создается впечатление, что почувствовавшие приближение окончания каденции нардепы перестали заботиться о своем имидже и принимают все, что захотят. Увы, хочется им почему-то в значительной степени принимать решения сомнительные и скандальные. Не успел отшуметь скандал с уголовным преследованием за клевету (стараниями журналистской общественности закон был отменен), как депутаты наступили на новые грабли, то есть взялись за еще одну сомнительную тему – борьбу с пропагандой гомосексуализма.
Непонятно, то ли парламентское большинство посчитало, что это удачный ход в предвыборной кампании (гомофобов среди избирателей больше, чем гомосексуалистов и сочувствующих), то ли депутаты специально ставят перед собой задачу как можно больше позлить европейское демократическое сообщество, то ли, как предположила скандальный адвокат Татьяна Монтян, они все там латентные гомосексуалисты. Заявления, что все это – забота о детях, на нежной психике которых может фатально сказаться зрелище гей-парада, выглядят абсурдными. Если этот законопроект пройдет второе чтение, то человек, заявивший на ток-шоу на телевидении, что он "голубой" и гордится этим, будет попадать под уголовное преследование. А если при этом у него еще обнаружат гей-журнал, то точно "впаяют" три года. То, что такая политика – это полная "азиатщина" и еще один гвоздь в гроб евроинтеграционных устремлений, народных избранников явно не волнует.
Под шумок приняли нардепы и другие спорные законы, последствия которых мы на себе еще почувствуем. Например, неоднозначный и давно откладываемый закон о биометрических паспортах. Его эфемерный плюс – возможное введение безвизового режима с Европой. Однако он касается иностранного паспорта, а в довесок нам предложили еще и внутренние паспорта, в которые будет вноситься значительно больше данных о человеке, чем сейчас. Кроме того, предполагается создание глобальной базы данных о жителях Украины. Нетрудно представить, какие это дает возможности для злоупотреблений и глобального контроля над людьми.