Первой стюардессой в мире считается американка Эллен Черч Маршал, которая приступила к работе 15 мая 1930 года. Она сопровождала 11 пассажиров на линии Сан-Франциско - Шайенн. В обязанности Эллен, кроме прочих заданий, входило заводить часы в кабине пилотов, уничтожать мух после взлета, не разрешать пассажирам выбрасывать окурки в иллюминатор и, если понадобится, начистить им обувь. В то далекое время пассажиры очень нервничали, отрываясь от земли, и стюардесса должна была помочь им справиться со стрессом, а поэтому - чаще улыбаться.
С тех пор в инструкциях бортпроводников многое изменилось, но задача улыбаться пассажирам осталась. Бортпроводницы по-прежнему стройны, вежливы и любезны. Эта профессия окутана ореолом романтики, и фильм с Ренатой Литвиновой, название которого вынесено в заголовок, только усилил его. Итог - многие девушки задумываются о том, как стать бортпроводницей.
Где учиться
В Украине есть государственная структура, которая отвечает за подготовку бортпроводников. Это своего рода профессионально-техническое училище называется ГП "Главный учебный и сертификационный центр гражданской авиации Украины" (Киев, пр. Воздухофлотский, 76). В центре сразу же пресекли попытку называть стюардесс стюардессами: официально профессия именуется "бортпроводник". Есть два пути получить ее: поступить на курсы центра гражданской авиации или обратиться в авиакомпании, которые периодически открывают вакансии.
На курсы центра гражданской авиации принимают и парней, и девушек в возрасте от 18 лет. Приезжим слушателям могут предоставить общежитие - за 200 гривен в сутки без питания. Стоимость обучения заметно варьируется в зависимости от набора предметов. Минимальный набор включает общие дисциплины и краткий курс английского языка. При желании можно дополнительно заказать расширенный курс английского. В целом подготовка проходит в три этапа: теоретическое изучение необходимых стюардессе дисциплин, а также тренажерная и аварийно-спасательная подготовка. При этом общее количество часов обучения разнится в зависимости от типа самолета. Если слушатель не посещает больше 25% занятий, его отчисляют.
"У нас нет к слушателям требований по здоровью. Тем не менее, мы рекомендуем проходить медкомиссию определенного уровня, чтобы человек не терял зря время - ведь его могут отсеять в авиакомпании, куда без медосмотра на работу не примут. Слушатель должен знать, на каком воздушном судне будет летать, в какой компании хочет работать. Мы изучаем самолет только теоретически, после чего слушатель должен налетать 30 часов на самолете с инструктором. Затем на основании нашего документа о прохождении теории и документа о налете часов слушатель может получить свидетельство бортпроводника", - отметили в центре.
Обучение в центре длится месяц-полтора, обычно - шесть дней в неделю. Основной контингент – конечно, девушки, но парни обращаются тоже. "Наш центр также готовит летчиков. Так вот сейчас идет интересный процесс: все больше парней интересуются работой бортпроводника и все больше девушек – работой пилота. Что касается бортпроводников, то, например, в 2012 г. мы не подготовили ни одной группы. В этом году, возможно, начнет работу одна группа. Обычно в группе 8-10 человек. Скорее всего, девушки и парни, которые хотят работать в небе, обращаются непосредственно в авиакомпании, а те уже выбирают центры теоретической подготовки для них", - отметили в центре.
Как устроиться на работу
Периодически о наборе бортпроводников объявляют авиакомпании. Нечасто, но подобные вакансии можно найти на сайтах по поиску работы. Стюардессы уходят в декрет, на пенсию, уезжают работать за рубеж, так что возможность найти работу бортпроводницы есть. Но - нужно соответствовать определенным вполне конкретным требованиям.
Базовые требования к кандидатам
- возраст - от 19 лет;
- минимальный рост: для девушек – 165 см, для парней - 170 см;
- высшее образование (иногда достаточно неоконченного высшего);
- свободное владение письменным и устным английским языком;
- умение плавать;
- возможность добраться до базового аэропорта за 1 час во время смены;
- наличие загранпаспорта;
- татуаж и пирсинг допускаются, но не должны быть в зоне видимости (кроме сережек – по одной в каждом ухе);
- зрение в пределах -/+ 4;
- стандартный показатель "рост минус вес" должен превышать 105.
Идеальный кандидат должен обладать:
- отличными коммуникационными способностями;
- опытом работы в сфере клиентского обслуживания и навыками продаж;
- готовностью к посменной работе;
- способностью работать в стрессовых ситуациях;
- умением работать в команде.
Обязанности: пожарник, няня, офицер безопасности и хостес
Авиакомпании требуют: стюардесса обязана делать "все от нее зависящее, чтобы обеспечить безопасность перелета". Она должна быть приветливой, понимающей пассажиров, уметь общаться и вести себя с людьми и при этом безукоризненно выглядеть: обязательны уложенные в парикмахерской волосы, макияж и маникюр.
Кроме того, бортпроводницы следят за порядком в салоне самолета и туалетах, но если нужна серьезная уборка, компании обычно вызывают специальную службу. В рамках аварийно-спасательной подготовки будущие бортпроводники изучают навыки тушения пожаров – и если что, стюардесса должна включиться в борьбу с огнем. Обязательный курс психологии предполагает, что бортпроводники умеют обращаться с детьми и смогут их успокоить, если они расшалятся или испугаются. Так что главная сложность профессии стюардессы в том, что девушка должна быть как минимум пожарником, няней, офицером безопасности, хостес – и все в одном человеке.
Зарплата
Что касается зарплаты, то в авиакомпаниях на этот вопрос конкретного ответа не дают, отмечая только, что зарплата вполне приличная. По некоторым данным, начинающие стюардессы зарабатывают в месяц около 700 долларов. Более опытные кадры вполне могут рассчитывать на тысячу долларов и больше. Не стоит сбрасывать со счетов и возможность найти работу за границей. Обычно в Украине вакансии бортпроводников через рекрутинговые агентства предлагают либо украинские чартерные авиакомпании, либо арабские авиалинии. Доход при работе у этих перевозчиков может достигать трех тысяч долларов.