Рекордные для этой зимы морозы, пришедшие в Харьков на прошлой неделе, почти заморозили общественно-политическую жизнь в регионе. Столичные политзвезды, испугавшись превратностей погоды, отменяли пропагандистские поездки в замерзшую столицу Слобожанщины. Ни поддерживать, ни освистывать качановскую пленницу под стенами колонии никого никаким калачом было не заманить. Власти всецело отдались благому делу обогрева бомжей и борьбы с обычными для холодов локальными коммунальными катастрофами: слава Богу, никакого Алчевска, все по мелочи - то одно село без газа, то четыре без электричества, то в городе порвет водопроводные трубы…

Однако во вторник убаюканное стужей информационное пространство взорвали правоохранители, которые с большим рвением взялись за расследование дел, связанных с экс-губернатором Арсеном Аваковым. Неожиданностью скорее стал не сам факт перехода Авакова в разряд обвиняемых и преследуемых, а то, насколько быстро и с размахом все было проделано. С утра был проведен обыск в квартире на Салтовке - по месту прописки Авакова, в обед - в центре, по месту его проживания до начала, как выразился сам экс-губернатор, зарубежной "командировки", длящейся уже несколько месяцев. А под вечер А.Авакову был присвоен статус обвиняемого в деле о 55-ти гектарах земли в Песочине, было издано постановление о заключении под стражу. Экс-губернатор сразу же был объявлен в международный розыск.

В развитии этой ситуации особо интересно было, насколько жестко отреагируют на виртуальный арест, а реально - на изгнание нынешнего председателя облорганизации "Батьківщини" лидеры оппозиции. Сочтут ли они нужным грудью стать на защиту Авакова и приравнять его дело к судам над Тимошенко и Луценко? Настолько ли он для них важен? Поддержка оказалась достаточно весомой. Буквально на следующий день Юлию Тимошенко в харьковской колонии в качестве ее защитника посетил лидер парламентской фракции "Батьківщини" Андрей Кожемякин. Он не только сам выразил поддержку Авакову, но и принес послание Тимошенко, в котором сказано, что она однозначно считает причиной преследования экс-губернатора его членство в "Батьківщині". Кроме того, Кожемякин вместе с лидером "Нашей Украины - Народной самообороны" Николаем Мартыненко от имени оппозиционных фракций попросили Интерпол Авакова не искать (кстати, пока что его досье в рубрике разыскиваемых не появилось). А дочь Тимошенко Евгения на слушаниях в комитете по международным отношениям американского Сената, говоря о преследованиях соратников Тимошенко, вспомнила и о деле лидера харьковской облорганизации "Батьківщини".

И в этом всем есть логика. Соратников у Юлии Тимошенко, а тем более -платежеспособных соратников (ввиду неизбежной необходимости серьезных затрат на предстоящих парламентских выборах), осталось не так много, чтобы ими можно было разбрасываться. А то, с каким упорством нынешняя власть ведет борьбу с Аваковым (хотя лично против него это и первое уголовное дело, обвинения по разным аспектам его чиновничьей и бизнес-деятельности можно считать уже, наверное, на десятки), легко позволяет причислить уголовное преследование экс-губернатора к политически мотивированным. Тем более что дело возбуждено по пресловутой ст. 365 Уголовного кодекса (превышение власти и служебных полномочий). Статье, по которой осудили Тимошенко, судят Луценко, которую настойчиво пытается декриминализировать оппозиция и к расплывчатым формулировкам которой не предъявляли претензий только очень ленивые международные организации. Так что не стоит особо удивляться, если в очередном заграничном воззвании к украинским властям к списку "узников совести", составленному в Совете Европы, - Тимошенко, Луценко, Иващенко - добавится и фамилия Авакова. Даже несмотря на то, что, в отличие от экс-премьера и двух ее бывших министров, томящихся в заключении и имеющих серьезные проблемы со здоровьем, Арсен Борисович здоров и вполне неплохо проводит время в "Риме, Лондоне, Варшаве и Вильнюсе". "Впрочем, за последние несколько недель я побывал и во многих других чудесных городах", - рассказал экс-губернатор, видимо, желая опровергнуть устоявшееся мнение о том, что он постоянно живет в Италии.

Как это ни парадоксально, последние события делают более реальными казавшиеся еще недавно очень сомнительными шансы Арсена Авакова оказаться после выборов в парламентском кресле. Привязка "дела Авакова" к уголовным делам лидеров оппозиции – это, конечно, еще очень далеко от прекращения уголовного преследования. Но возможность "группового успеха" все же на порядок выше, чем шанс доказать свою правоту в одиночку. А если решение проблем затянется и лидер облорганизации "Батьківщини" по причине своего отсутствия в Украине не сможет заняться выборами по мажоритарке, вряд ли это его огорчит – куда спокойнее проходить в парламент по партийному списку. То, что Авакову место в списке "Батьківщини" гарантировано, подтвердил Кожемякин. "Я считаю, что Арсен Аваков будет народным депутатом вопреки попыткам сегодняшней власти сделать так, чтобы он не появился в наших списках", - подчеркнул он в Харькове.

Политические аспекты как-то совсем заслонили собственно уголовное основание преследования экс-губернатора. А дело это, если коротко, выглядит так: одна фирма захотела построить под Харьковом на землях сельхозназначения логистический центр. Аваков своим распоряжением сначала изменил назначение земель, а потом это распоряжение отменил, поскольку перевод земли из сельскохозяйственной в промышленную – компетенция Кабмина. Несмотря на это, через несколько месяцев появляется госакт на эту землю как землю промышленности, подписанный Аваковым и начальником Госкомзема. Вопросов это, конечно же, вызывает много. И как мог появиться акт, основанный на отмененном распоряжении, и почему вообще госакт подписал председатель обладминистрации, а не руководитель районного уровня? Говорят, вроде бы существовало решение суда, обязывающее выдать фирме этот акт, а тогдашний председатель Харьковской райгосадминистрации Александр Нечипоренко отказался акт подписывать, однако подробностей этой истории никто особо не рассказывает. Сторона Авакова предпочитает отмалчиваться. Его соратники заявили только, что они пока не видели этого акта и, может быть, он вообще фальшивый. В любом случае, интересно, какую линию защиты выберут адвокаты экс-губернатора, ведь одними заявлениями о политическом характере дела суд (если таковой, конечно, будет) не выиграешь.

Любопытна также и история возникновения этого дела, показывающая, как старательно оппоненты Авакова искали на него компромат. Подозрительный акт на землю выявили в Госкомземе в ходе инвентаризации документов за 2010 г. А найденный при этом акт датирован годом ранее, так что копать чиновникам приходилось глубоко.

И, заканчивая с Аваковым, хочется обратить внимание еще на один факт. В своем интервью на прошлой неделе экс-губернатор подтвердил то, о чем давно говорили в Харькове: его бизнес-холдинг "Инвестор" продал (а частично просто потерял) почти все свои активы в Украине. Так что об Арсене Авакове как о харьковском олигархе можно уже говорить только в прошедшем времени. Не сообщал, правда, о смене собственников банк "Базис", однако дела в нем идут не особо хорошо. За прошлый год банк задекларировал 56 млн.грн. убытков, а годом ранее имел 208 тыс. грн. прибыли (забавно сравнить эти результаты с результатами банка "Золотые ворота", не чужого нынешним харьковским властям: у него как раз все наоборот – миллион прибыли в прошлом году против 22-х миллионов убытков годом ранее). Остались еще у экс-губернатора и его медиаактивы. Однако о существовании канала "А/ТВК" все уже понемногу начали забывать, как и об АТН как телевизионном продукте. А пару новостных интернет-сайтов да газету "Главное" вряд ли можно считать серьезным медиаоружием.

Говоря о новостях всеукраинского масштаба, хотелось бы отметить событие, продемонстрировавшее существование в стране другой, неформальной оппозиции. Не той, политической, которая, честно говоря, надоела всем не меньше, чем власть, и отличие которой от власти зачастую состоит всего лишь в нюансах. Для этой, другой, оппозиции не интересны выборы, политические расклады, должности. Она анархична, но все же способна в случае необходимости объединять усилия. Она аполитична и хочет просто жить так, как ей нравится, - смотреть фильмы, мультики и общаться в соцсетях. Когда одной из этих возможностей ее хотя бы частично попытались лишить - начался бунт. Через несколько часов после закрытия под вполне пристойным предлогом борьбы с пиратством популярного файлообменника ex.ua, с которого значительная часть украинского интернет-сообщества привыкла качать кино, в отместку начались хакерские атаки на сайты госорганов. В них приняли участие десятки профессионалов и тысячи простых пользователей. На протяжении двух дней периодически не работали сайты президента, Кабмина, МВД, СБУ, других ведомств, Партии регионов... На третий день запрет на работу файлообменника сняли.

Конечно, из этого не стоит делать каких-либо далеко идущих выводов. Не стоит думать, что эти выпады испугали власть. Но кое-чему, возможно, они ее научили. Тому, что даже если собственники файлообменника фактически потворствуют не уважающим чужую интеллектуальную собственность пиратам (уголовное дело было возбуждено по жалобе фирмы "Adobe" на размещение на ex.ua неустановленными лицами нелицензионного программного обеспечения) – это еще не повод его запрещать. Ведь массу фактов нарушений авторских прав можно накопать, например в соцсетях. Но если из-за этого попробовать закрыть "Facebook" или "В контакте", то малозаметные обычно зачатки гражданского общества в Украине дадут о себе знать очень громко.