Трамвай с ул.Пушкинской в Харькове уберут. Такое решение 29 мая на своем заседании приняла техническая комиссия горсовета. Традиционно возглавлял комиссию первый заместитель мэра Александр Кривцов, присутствовали почти все директора городских коммунальных предприятий. Их выступления напоминали тщательно отрежессированный спектакль, а фраза "Трамвай необходимо убрать" звучала на заседании так часто, что заставляла вспомнить римского политика Катона Старшего с его исторической репликой "Карфаген должен быть разрушен".

Конечно, решение комиссии носит рекомендательный характер, и судьбу трамвая окончательно определит исполком горсовета. Однако уже очевидно, что исполком примет аналогичное решение: во-первых, эксперты сделали свой вывод, не прислушаться к которому городская власть не может, а во-вторых, на заседании комиссии и на заседании исполкома сидят фактически одни и те же люди.

Вообще, вопрос о том, жить или умереть трамваю на улице Пушкинской, - это вопрос технический, экономический и даже политический. И в каждом из этих аспектов есть много непонятных моментов.

Региональные "борцы за народное счастье" (правозащитники, инициативная группа "Прорвемся!", общественное объединение "Народный фронт") 25 мая на своем митинге обвинили городскую власть в "беспределе" и потребовали провести общественные слушания по вопросу сохранения все того же трамвая. Тем не менее, на заседание техкомиссии горсовета, где этот вопрос обсуждался, никто из правозащитников не пришел. Казалось бы, если трамвай на Пушкинской им так дорог, почему бы не прийти и не выступить в его защиту? Можно, конечно, предположить, что борцов за трамвай на заседание не пустили (в чем лично я сомневаюсь). Тогда почему бы в этот день не устроить акцию протеста под стенами горсовета и не заклеймить позором перед камерами "антинародную власть": мол, смотрите, харьковчане, мы очень хотели рассказать вам, почему трамвай нужен, а нам не дали этого сделать... А может, этот трамвай не настолько дорог правозащитникам, если на акциях о нем говорят "в комплексе" - вместе с требованиями вернуть депозиты и прекратить застройку парка Артема?

Очевидно, слова "трамвай на Пушкинской" еще будут звучать на митингах различных общественных организаций и возможно даже политических сил - но только до тех пор, пока вся эта история будет вызывать чье-то негодование. Городская власть применяет очень эффективную тактику, чтобы заставить харьковчан смириться даже с самыми неприятными нововведениями: долго, часто месяцами горожанам через СМИ объясняется, почему что-либо нужно. И это работает. Так было, в частности, с тарифом на проезд в метро: перед повышением была проведена целая информационная кампания. Сейчас о стоимости проезда в метро мало кто говорит с возмущением - все привыкли и спокойно платят 1,5 грн. за жетончик.

На самом заседании техкомиссии горсовета прозвучало много интересного. Оказывается, трамвай на ул.Пушкинской систематически разрушает инженерные сети, над которыми проходит (водопровод, канализация, тепловые сети). Бетонная подушка, находящаяся под рельсами, должна эти сети защищать, но, во-первых, разрушается сама, во-вторых, делает невозможным доступ к сетям, которые нуждаются в ремонте. Трубопроводы технически изношены, перекрытия теплотрасс имеют несовместимые с эксплуатационными нормами характеристики, канализационные трубы разрушаются. Это происходит оттого, что: во-первых, тяжелый трамвай (вес без пассажиров - 12 т) разрушает сети динамическими нагрузками, во-вторых, производит электрохимическую коррозию. Кроме того, штукатурка со старых домов на Пушкинской осыпается и может кого-то прибить. Важно и то, что сохранение трамвая стоило бы городу огромных денег. Все это понятно и логично. Однако возникают вопросы.

Если ситуация с сетями на Пушкинской такая плачевная, то как же обстоят дела в других районах Харькова и особенно там, где проходят трамвайные маршруты?

Если наши тяжелые трамваи вызывают вибрацию, которая приводит к разрушению домов и сетей, почему не попытаться использовать более легкие трамваи (как это делается в Европе) и прокладывать маршруты по технологии "бесшумных рельсов", которая исключает вибрацию? Ведь собирают же в Харькове собственные трамваи, а прокладка рельсов по новой технологии хоть и стоит дороже, но зато окупится, так как сети не придется ремонтировать каждые пять лет.

По логике технической комиссии горсовета простейшее решение множества проблем - убрать трамвай с Пушкинской совсем. Это значит, что когда возникнет вопрос изношенности коммуникаций в других районах Харькова, под другими трамвайными маршрутами (а этот вопрос обязательно возникнет), будет принято аналогичное решение. Ведь прецедент уже создан.

А вот мнение профессора Харьковского государственного университета строительства и архитектуры Валерия Гука: "Во многих городах мира восстанавливают общественный транспорт, в частности, трамвай. Например, в Иерусалиме (Израиль), Лондоне (Великобритания) и Париже (Франция). Только трамвай строят нового типа, в Иерусалиме, например, - условно скоростной трамвай. В строительстве применяются новые технологии и путь, который не разрушает дорожное покрытие". Кто не прав?

В завершение - два мнения, без комментариев:

"Если на ул.Пушкинской в Харькове уберут трамвайную линию, она станет сильно загазованной", - заявил "SQ" 7 мая Валерий Гук. По его словам, вариант со снятием трамвайной линии означает, что улица будет магистральной и по ней пойдет поток автотранспорта в двух направлениях. Поток будет даже интенсивнее, чем сейчас по ул.Сумской.

"Если в Харькове убрать трамвайный маршрут с ул.Пушкинской, то загазованность улицы уменьшится, потому что автомобили будут задерживаться на ней меньшее количество времени", - заявила 29 мая на совещании технической комиссии горсовета главный санитарный врач города Татьяна Колпакова. По ее словам, сегодня загазованность улицы выше нормы, потому что трамвай способствует возникновению пробок. По словам заместителя начальника управления ГАИ в Харьковской обл. Александра Скоморохова, снятие трамвайного маршрута с ул.Пушкинской увеличит пропускную способность улицы, перераспределит транспортные потоки и позволит сделать на улице односторонее движение.