На прошлой неделе о Харькове снова чаще всего говорили в контексте "политических" уголовных дел, причем главным действующим лицом на сей раз была не Юлия Тимошенко, второе уголовное дело в отношении которой готовится рассматривать Киевский райсуд города. Бывший губернатор Харьковской области и руководитель областной "Батьківщини" Арсен Аваков не смог, как хотели того его однопартийцы, возглавить делегацию области на съезде "Батьківщини", который состоялся 30 марта. Причина для этого у Авакова была весьма уважительная - пятью днями ранее его арестовали в Италии.
Как оказалось, Интерпол таки разослал ориентировку на розыск Авакова. Итальянским сarabinieri представительский "Mercedes" Арсена Борисовича на улице маленького городка Фрозиноне показался подозрительным, и они решили проверить у пассажиров машины документы. В результате Аваков ожидает решения своей участи в римском изоляторе временного содержания. В Фрозиноне, который расположен неподалеку от Рима, у Авакова, как говорят, есть собственная недвижимость. И именно здесь он жил с осени прошлого года, когда предусмотрительно удалился из Харькова еще до начала уголовного преследования. Этот городок с населением меньше 50 тысяч человек, кстати, весьма популярен среди граждан Украины: здесь только официально проживает полторы сотни наших земляков.
"Батьківщина" сразу же заявила, что Авакову следует просить в Италии политического убежища. Но он пока не стал этого делать. И вряд ли потому, что в Италии это гораздо сложнее, чем, например, в Чехии, где осел бывший министр экономики Данилишин, тоже разыскиваемый украинскими властями через Интерпол. Скорее всего, Аваков надеется, что сможет "завалить" процесс экстрадиции в итальянском суде и выйти на свободу или затянуть этот процесс вплоть до самых парламентских выборов. Ведь экстрадиция - процедура сложная и длительная. То, что она может занять несколько месяцев, признают и в Генпрокуратуре, о чем заявил руководитель ее пресс-службы Юрий Бойченко. А бывает, что экстрадиция затягивается и более чем на год, ведь после судебного разбирательства и принятия соответствующего решения его можно обжаловать во всех существующих инстанциях.
Зачем это Авакову? Тут все просто. Арсен Аваков в нынешней "Батьківщині" - личность не ключевая, но достаточно важная. И потому, что он возглавляет местную организацию в крупнейшей области, и потому, что способен стать одним из основных спонсоров на предстоящих парламентских выборах. С финансированием у этой партии большие проблемы, а у Арсена Борисовича, даже несмотря на фактический разгром его бизнес-империи, денег осталось достаточно. В опубликованном на днях очередном рейтинге двухсот самых богатых украинцев по версии журнала "Фокус" Арсен Аваков потерял по сравнению с прошлогодним аналогичным рейтингом солидную сумму - около 100 миллионов долларов. Однако несмотря на крайне неудачный год он опустился в списке миллионеров всего на пять позиций - с 65-го на 70-е место. И в сложившейся ситуации Аваков явно будет готов поделиться с партией небольшой частью из оставшихся 190 миллионов (цифры в таких рейтингах - вещь, конечно, условная, однако свидетельствуют они все равно о многом) во имя грядущего триумфального возвращения в Украину в качестве нардепа.
Дело в том, что депутатскую неприкосновенность у нас никто не отменял, а согласие Верховной Рады на арест депутата - вещь в украинской истории редкая. А вот прецедентов, когда люди путем избрания нардепом избегали уголовного преследования, не так и мало. Андрей Шкиль 10 лет назад, например, выиграл мажоритарный округ, находясь в СИЗО. Арсену Авакову деньги и высокая партийная должность уже и так обеспечили место в проходной части списка "Батьківщини". А уж ореол преследуемого властями должен вообще гарантировать позицию поближе к верху списка. И в отличие от Тимошенко и Луценко, которым со своими реальными приговорами в Верховную Раду попасть будет сложно, для Авакова этот путь пока что полностью открыт.
Еще одной харьковской новостью, облетевшей на прошлой неделе все центральные СМИ, стало заявления мэра Харькова Геннадия Кернеса о необходимости закрыть популярный среди харьковчан нетрадиционной ориентации клуб "Драйв", расположенный во Дворце культуры Червонозаводского района (пл. Руднева, раньше - ДК "Строитель"). На заседании исполкома горсовета городской голова поручил начальнику управления коммунального имущества Владимиру Солошкину решить вопрос с закрытием клуба: "Во Дворце культуры размещается гей-клуб. Его давно пора закрыть. Срок аренды у них закончился. Пусть найдут себе место, которое не является коммунальной собственностью", - заявил мэр.
Логика в этом заявлении, конечно же, есть. Дворец культуры - не лучшее место не только для гей-клуба, но и для вообще любого ночного заведения. Однако вопросов остается много. Главная проблема в том, что "Драйв" - единственное действующее сейчас подобное место в Харькове. И не только в Харькове: клуб стал центром для ЛГБТ-сообщества целого региона - сюда приезжали "потусить" из Белгорода, Полтавы, городов Донбасса. Подобного типа заведения открывались в Харькове постоянно ("Контра", "Кактус", "Барбазан", "Санта-Барбара"…), но как открывались, так же быстро и закрывались. А "Драйв" считался вечным. Среди его постоянных посетителей даже ходили слухи, что причина этого - влиятельная "крыша" в лице какого-то депутата.
Кстати, "Драйв" не является каким-то закрытым заведением для геев. Конечно, там есть все, что положено для подобных мест, - травести-шоу и соответствующая тусовка, однако значительную долю посетителей составляют люди обычной ориентации. "В последнее время в "Драйв" ходило больше не геев, чем геев, - рассказывает один из завсегдатаев клуба. - То ли программа им нравилась, то ли демократичные цены… Атмосфера там, конечно, раскованная. Даже делали для девушек (настоящих) более высокую цену за вход, и все равно их там была тьма, как медом намазано".
Закрыть и сделать вид, что проблема решена, - это, конечно, проще всего. Однако гомосексуальная тусовка от этого никуда не денется: просто она переместится из всем известного (в т.ч. и правоохранительным органам) заведения, руководство которого следит за тем, чтобы в нем не было ничего незаконного, в какие-то нелегальные места. Кому от этого будет лучше? К тому же не хотелось бы, чтобы в Западной Европе, где и так, к сожалению, Харьков знают в первую очередь как город, в котором убивают собак и томятся политические узники, сложилось еще и устойчивое мнение, что это город гомофобов. Тем более что буквально через пару месяцев в Харькове ожидается нашествие футбольных болельщиков из Голландии - страны, наиболее "продвинутой" в вопросах терпимости. Вышесказанное совершенно не значит, что в Харькове не нужно пресекать открытую пропаганду "нетрадиционных" ценностей и его стоит сделать украинской гей-столицей. Но для того, чтобы гей-культура находилась в мирном русле, заведение типа "Драйва" в городе быть должно.
ЛГБТ-сообщество, кстати, практически никак не отреагировало на заявление о закрытии их любимого клуба: гей-парадов протеста в городе не предвидится. "Харьковские геи к серьезным разборкам не склонны", - объясняет представитель сообщества.
Из менее пикантных новостей - в Харькове наконец-то подорожала вода. "Наконец-то" не в том смысле, что все харьковчане с нетерпением ждали этого события. Просто о грядущем подорожании говорили еще с лета, а в большинстве городов Украины за воду платят больше с 1 марта. Ну а у нас город веселый - поэтому с 1 апреля.
Харьковчане теперь будут платить за воду и канализацию чуть больше 3,5 гривен за кубометр (за воду - 2,448 грн. за 1 куб. м, за канализацию - 1,116 грн. за 1 куб.м). До повышения тарифов кубометр воды обходился на десять с небольшим копеек дешевле. В итоге людям, не поставившим счетчики, вода и канализация будет обходиться на пару-тройку гривен в месяц больше. То есть это подорожание можно считать несерьезным (возможно - разминочным), и накопившихся проблем водоканала решить оно не поможет, утверждают коммунальщики.
Об этих проблемах на прошлой неделе тоже много говорили. В основном отличилось "Харьковоблэнерго", в очередной раз пытающееся запугать власть и общественность картинами возможных техногенных катастроф, виновниками которых будут хронические неплатежи предприятий водоснабжения за электроэнергию. Из-за того что водоканал как стратегический объект отключать нельзя, энергетики используют любые другие методы борьбы - от отключения электричества детским лагерям КП "Харьковводоканал" до рассылки депеш во всевозможные центральные органы. А поскольку как в Киеве, так и в Харькове деньги на раздачу долгов водоканала вряд ли кто даст, скоро следует ждать очередного витка разговоров о необходимости повысить тарифы. Правда, говорят, что убедить Нацкомуслуг, которая сейчас утверждает коммунальные тарифы, в обоснованности того или иного повышения - очень даже непросто.