В нашей стране те, кто занимаются радиолокацией, работают на старой, нередко изношенной технике. А в это время харьковские ученые из-за отсутствия государственных заказов поставляют свои уникальные приборы за границу.
«Отыскав в необъятных просторах, скажем, самолет, – часто шутят разработчики радиолокаторов, – наши приборы способны «узнать» о нем все, кроме разве что фамилии пилота». С их помощью также можно «заглянуть» в глубины Земли и отдаленного космоса, изучить структуру поверхности планет, прогнозировать погоду, осуществлять навигацию самолетов, морских и космических кораблей. Потребность Украины в этой сверхсложной электронной технике измеряется сотнями единиц, но единственный отечественный производитель их, Харьковский радиоастрономический институт Национальной академии наук Украины, за последние 20 лет не получил от родной державы ни одного заказа. В то время как иностранные компании стоят здесь в длинной очереди.
Точность, с которой работают современные харьковские радиолокаторы, лучше всего характеризует такой факт. Они, например, могут «рассмотреть» одинокую капельку дождя диаметром всего лишь в одну десятую миллиметра на расстоянии десяти километров. Речь идет о потенциале современных радиолокационных приборов, которыми теперь, в условиях глобального потепления, стремится обзавестись каждая высокоразвитая страна. «Причины, по которой меняется климат, все еще остаются непонятными, – говорит заведующий отделом микроволновых СВЧ-систем Харьковского радиоастрономического института Дмитрий Ваврив. – Известно лишь то, что облачный слой вокруг нашей планеты в любом случае влияет на процессы, происходящие на ней. Поэтому единственным способом защититься от последствий глобального потепления в случае, если они станут катастрофическими, может быть ликвидация этого слоя – чтобы изменить степень излучения тепла с поверхности Земли. Именно поэтому возникла потребность в приборах, которые способны с больших расстояний подробно изучать свойства всех видов облаков».
Такие инструменты харьковские ученые уже создали, использовав на практике более высокие частоты и сверхсовременные системы обработки данных. Речь идет о подсчете концентрации частиц в любой точке атмосферы. Причем в режиме реального времени. Это дает возможность предоставлять метеорологам наиболее полный объем информации о погоде, а также получать детальную характеристику процессов, происходящих в земной атмосфере. В условиях глобального потепления, когда природа становится все более изменчивой и непредсказуемой, такие наблюдения позволяют спасательным службам заблаговременно подготовиться к встрече с тем или иным стихийным бедствием. Именно поэтому страны, которые серьезно обеспокоены безопасностью своих граждан, сейчас активно закупают подобную технику. Германия, скажем, уже купила у харьковчан несколько метеолокаторов – они подключены к европейской сети наблюдения и проводят измерения характеристик облаков и осадков. Аналогичный заказ харьковчане получили от Италии и Ирландии. Украина, кстати, сегодня не имеет ни одного достойного «погодного» прибора. О новых образцах даже говорить не приходится.
По словам специалистов, чаще всего аварии вертолетов происходят из-за столкновения их с линиями электропередач. А все потому, что на «вертушках» нет оборудования, которое может заметить такие объекты на расстоянии, предупреждая пилота об опасности. Несколько лет назад по заказу одной австрийской компании харьковские ученые разработали и изготовили радиолокатор, способный успешно решить столь актуальную проблему. Он очень компактен, подходит даже малогабаритным летательным аппаратам и имеет еще несколько полезных функций. А именно – помогает пилоту успешно посадить машину и определить погоду в направлении полета. Эти приборы пользуются сейчас очень большим спросом на международном рынке, но организовать их серийное производство в Украине пока не удается.
«Не прижились» в наших условиях также новые локаторы поиска и сопровождения (которые позволяют издалека увидеть объекты размером всего лишь в один метр, даже если те двигаются с огромной скоростью). А еще – компактные приборы (их помещают на «брюхе» самолетов и космических кораблей), которые способны при любой погоде в реальном времени получать изображения земной поверхности с очень высокой точностью. Объем информации, которую при этом приходится обрабатывать в секунду, сравним с тем, что содержится в ста томах художественных произведений. Такие радиолокаторы используют и дорожные службы, поскольку могут на большом расстоянии выявить автомобиль и точно определить, с какой скоростью он движется. То есть чтобы поймать нарушителя правил дорожного движения на горячем, инспекторам теперь не обязательно следить за каждым километром трассы. Такие приборы в Харькове для своих провинций уже закупил Китай.
По словам Дмитрия Ваврива, радиолокаторы поиска и сопровождения нужны каждому аэропорту. В нашей стране безопасность полетов сегодня обеспечивает устаревшая как технически, так и морально техника. Потребность в вертолетных приборах еще выше, поскольку их можно разместить и на самолетах. Организация серийного производства таких приборов, по словам специалистов, может вернуть из небытия предприятия отечественной электронной промышленности. Ведь сегодня низкочастотную аппаратуру для локаторов в Украине выпускают лишь несколько небольших групп, чудом уцелевших после распада Союза. А вся высокочастотная аппаратура теперь полностью закупается за границей. Ситуация действительно сложилась парадоксальная. Только в Харькове без работы простаивают цеха таких известных предприятий, как «Хартрон», «Коммунар», завод имени Шевченко, а по всей стране – не один десяток. Но в то же время ученые радиоастрономического института создают свои приборы в лучших традициях натурального хозяйства. То есть сами разрабатывают проекты, вытачивают детали и собирают готовую продукцию. С этим, наверное, можно бы и смириться, но не дают покоя потерянные из-за низких объемов производства финансовые возможности. Самостоятельно ученые могут изготовить максимум три радиолокатора стоимостью от 100 до 500 тысяч долларов в год. Впрочем, проблема не заработанных государством денег, похоже, наших чиновников особенно не беспокоит. Равно как и развитие высокотехнологического производства. «Для изучения объектов Вселенной мы сами изготовляем очень сложные приборы, – говорит директор радиоастрономического института академик Леонид Литвиненко. – Но, к сожалению, должен констатировать, что наши заказчики в основном находятся за границей. Украина не очень готова финансировать наукоемкую радиотехническую продукцию, хотя и очень заинтересована в ней».
Хорошо организованный научный процесс всегда позволяет ученым зарабатывать неплохие деньги. Но, похоже, только не в Украине. «Те препятствия, которые существуют у нас для занятия высокотехнологической деятельностью, не встречаются ни в одном государстве мира, – говорит Дмитрий Ваврив. – Мы работаем с десятками стран, и о том, что приходится переживать дома, даже подумать страшно». Скажем, в Германии можно растаможить товар в течение одного дня. У нас же эта процедура не только дорогая, но еще и «безразмерная». По словам ученого, чтобы получить разрешение на ввоз своих радиолокаторов для профилактического обслуживания, нужно ждать несколько месяцев. Непросто свою продукцию и вывезти за рубеж, если ее стоимость превышает шесть тысяч гривень. Тогда она автоматически получает статус опасного экспорта и обязана пройти дополнительное лабораторное исследование, которое может длиться вечно.
Эти и многие другие барьеры, рассказывать о которых ученые могут часами, безусловно, подрывают авторитет украинской науки на международном рынке. Но несмотря на это, институт получил заказы на четыре года вперед, а ведь радиолокаторы выпускает сегодня не одна компания с мировым именем. Успех харьковчанам обеспечивает опять же принцип натурального хозяйства. Чтобы разработать новый прибор и наладить его серийное производство, нужно потратить немалые деньги. Крупным фирмам это невыгодно, потому что они изначально нацелены на получение быстрой и солидной прибыли. Поэтому харьковчане сильны тем, что могут позволить себе выпуск высокотехнологической продукции в небольших количествах, активно занимаясь научным поиском и созданием новейших образцов техники.
Конечно, за рубежом украинцев, выпускающих «умные» приборы, особенно никто не ждет. Более того, существуют государственные указы, которыми вводятся жесткие ограничения на ее импорт. Это объясняется модным на Западе лозунгом о борьбе с терроризмом. Хотя сама борьба, естественно, включает в себя и элементы защиты интересов собственных товаропроизводителей путем перекрытия кислорода зарубежным конкурентам. «Западным государствам невыгодно, чтобы высокие технологии развивались в других странах, – говорит Дмитрий Ваврив. – В Европейском космическом агентстве существует правило, которое так и прописано: никаких официальных контрактов с Украиной не заключать».
Поможет ли ученым-прикладникам вступление Украины во Всемирную торговую организацию, пока сказать сложно. Государства в рамках этой структуры обязаны тщательно контролировать собственные интересы, чем никогда не отличались наши управленцы. В то же время некоторые перспективы, как показывает практика, могут открыться после вступления Украины в НАТО. Во всяком случае, поляки, которые никогда особенно не славились выпуском современных радиолокаторов, недавно получили достаточно серьезный заказ на эти и другие приборы. Деньги, соответственно, тоже.
Хотя, по большому счету, возродить отечественную электронную отрасль, по мнению ученых, можно лишь при условии, что Украина сама станет активным заказчиком такой продукции. Те же радиолокаторы, к примеру, очень нужны нашей армии, авиации, метеорологической службе. Особые надежды на развитие собственной электроники ученые связывают с потребностями военных подразделений. Говорят: если такие системы будут стоять на их вооружении, то заказчики будут покупать приборы и комплектующие к ним в больших количествах. Только таким путем можно вернуть из небытия отечественную радиоэлектронику.