26 июня "Мегабанк" отметил свой 23-й день рождения. Как все начиналось и с какими достижениями банк будет встречать этот праздник, рассказала председатель правления банка Елена Жукова.

- Как можете лично вы охарактеризовать эти 23 года для "Мегабанка" и банковской системы Украины в целом?

- "Мегабанку" - 23 года. Практически столько же и банковской системе Украины. Поэтому развитие нашего банка неразрывно связано со становлением системы в целом. На этом пути пришлось пережить разные этапы - как периоды бурного роста, так и кризиса. Анализируя эти годы с позиции сегодняшнего дня, следует сказать, что, неоднократно преодолевая кризисные ситуации, "Мегабанк" всегда выходил из них еще сильнее.

Стабильно развиваясь, из небольшого регионального банка мы выросли в финансовое учреждение, которое присутствует практически во всех регионах Украины. Сегодня мы имеем 188 подразделений, где работает более 1600 сотрудников. В нашем банке обслуживается около полумиллиона клиентов. Через Единый расчетный центр "Мегабанка" коммунальные услуги оплачивает почти два миллиона украинцев.

Кроме того, мы вышли на международный уровень. Нашими партнерами сегодня являются более десяти уважаемых международных компаний, а в состав акционеров банка в том числе входят три финансовых института мирового масштаба. В "Мегабанке" сформирована сплоченная профессиональная команда, которая, я уверена, способна решать самые разнообразные задачи.

По состоянию на 1 июня этого года активы банка составляют 4 966 млн. грн., кредитно-инвестиционный портфель – 3 994 млн. грн., капитал банка - 716 млн. грн., прибыль текущего года - 1 959 тыс. грн.

- Довольны ли зарубежные акционеры сегодняшними финансовыми показателями банка?

- Бизнес-план на текущий год банк выполняет. По некоторым показателям наблюдается превышение плановых значений. Сейчас можно сказать, что такие показатели, как уровень активов и кредитного портфеля, по итогам первого полугодия будут выше, чем планировалось. Будет выполнен и план по объему привлечения средств клиентов. Финансовые показатели банка также находятся на уровне плановых.

- Что главное в сегодняшней стратегии развития "Мегабанка"? Какие виды деятельности банка, по вашему мнению, будут основными в ближайшее время?

- У нас есть стратегия развития банка до 2016 года. В ней прописаны наши приоритетные направления работы. Одной из главных задач является увеличение доходности и рентабельности работы банка. То есть сегодня мы думаем о том, как стать более эффективными.

- За счет каких ресурсов вы планируете этого достичь? Речь идет о новых видах деятельности банка?

- Речь идет о некоторых акцентах – например, о повышении доли продаж продуктов с более высокой рентабельностью. Речь идет о микрокредитовании, потребительском кредитовании, услугах в рамках реализации зарплатных проектов. Это то, что принесет результат при сохранении объемов кредитного портфеля в целом. Кроме того, мы принимаем меры для повышения эффективности работы отделений банка.

С другой стороны, очень важно сегодня сдержать рост расходной части банка. Это тоже задача непростая. В данном контексте речь идет в том числе о мероприятиях, связанных с оптимизацией нашей региональной сети, что позволит снизить уровень административных расходов.

- Сегодня "Мегабанк" по классификации НБУ входит в группу средних украинских банков. Планируете ли вы изменить группу и перейти к категории крупных? На сколько для этого необходимо увеличить активы?

- Это не является приоритетом. Сегодня для нас важно, насколько эффективно банк работает.

- Планирует ли банк увеличение своих активов? Если да, то за счет каких источников?

- Да, по планам на текущий год наши активы должны вырасти более чем на 500 млн. грн., то есть на 11%. Произойдет это за счет увеличения кредитного портфеля.

- Кто, по прогнозам, будет вашим основным заемщиком?

- Нашими основными клиентами являются представители малого и среднего бизнеса в различных секторах экономики. Приоритет имеют клиенты, которые работают в сфере сельского хозяйства, промышленности и торговли. Это наши стратегические направления.

- В каких регионах Украины кредитные продукты банка наиболее востребованы?

- Если говорить о клиентах - представителях аграрного бизнеса, то можно выделить Харьковский регион, Полтаву, Тернополь, Кировоград, Крым. Но, поскольку это наше основное направление работы, практически во всех регионах есть такие клиенты.

- Какова доля в кредитном портфеле юридических и физических лиц?

- Если рассматривать кредитный портфель в разрезе, то 34% в нем занимают кредиты корпоративным клиентам, 55% - это малый и средний бизнес, 11% - физические лица.

- А в депозитном?

- Структура срочных средств клиентов выглядит так: 23% - это юридические лица, 77% - физические лица.

- По вашему мнению, полностью ли восстановлено доверие населения к банковским учреждениям Украины, в том числе к "Мегабанку", после кризиса 2008-2009 годов?

- Та ситуация, которую мы наблюдаем в "Мегабанке" и по всей банковской системе, позволяет говорить о том, что доверие вкладчиков вернулось.

В период 2008-2009 годов банки сдавали экзамен на прочность. Можно утверждать, что даже в те годы "Мегабанк" не утратил доверия своих клиентов. Безупречная репутация банка является базовым фактором успешной работы.

- В какой валюте, на какие сроки клиенты чаще размещают свои вклады? Какова средняя сумма вклада?

- Последние полгода значительным спросом у клиентов - физических лиц пользуются вклады в национальной валюте. Прежде всего, это связано с более привлекательным размером процентной ставки и стабильным курсом гривны по отношению к иностранным валютам (доллары США и евро). Сегодня в гривне можно разместить краткосрочные средства, на 6 - 12 месяцев, процентные ставки по ним начинаются от 15% годовых. Средние суммы вкладов по таким депозитам - от 50 тыс. грн. до 250 тыс. грн. В валюте процентные ставки по таким вкладам не превышают 10%.

- Как обстоят дела с кредитованием физических лиц? По каким программам сегодня банк выдает кредиты?

- "Мегабанк" сейчас осваивает относительно новые кредитные продукты, а именно экспресс-кредиты и установление лимитов овердрафтов на карточные продукты. Эти продукты отличаются от классических розничных кредитов (ипотека, автокредитование, потребительские кредиты под залог) скоростью принятия решения и упрощенной системой определения платежеспособности заемщика. Принятие решения происходит в течение 2-х суток с момента обращения и предоставления минимального пакета документов.

Популярны также потребительские кредиты, которые выдаются наличными, и человек распоряжается деньгами по своему усмотрению. За счет полученных в кредит денег можно приобрести технику, мебель, заплатить за лечение, обучение, отдых. Кроме того, большим преимуществом таких кредитов является скорость принятия решения об их выдаче: оно принимается очень быстро - в течение 2-3-х часов. Важна и максимально упрощенная процедура оформления такого кредита. Все, что необходимо заемщику для того, чтобы получить кредит в сумме до 20 тыс. грн., - это паспорт и справка о номере учетной карточки налогоплательщика. Для получения кредита в сумме от 20 до 50 тыс. грн. к названным документам достаточно приложить справку о доходах. Максимальная сумма потребительского кредита - 150 тыс. грн. Эти деньги могут быть выданы на срок до 4-х лет с оплатой за пользование ими от 15% годовых. Для получения такой суммы заемщик предоставляет паспорт, справку о номере учетной карточки налогоплательщика, справку о доходах, также необходимо поручительство физического лица. Оформить потребительский кредит можно в одном из 75-ти отделений "Мегабанка", предоставляющих эту услугу. Их сеть охватывает всю Украину.

Кроме того, к услугам наших клиентов - кредиты на приобретение автотранспорта и жилья, кредиты под залог недвижимости, автомобилей, целевые потребительские кредиты на внедрение элементов энергосбережения и энергоэффективности, в том числе установление систем отопления, кондиционирования, вентиляции для домашних хозяйств. Средства на эту программу выделяются в рамках сотрудничества "Мегабанка" и Фонда Юго-Восточной Европы "GGF Southeast Europe" (GGF, "Зеленый фонд для роста").

- Какой уровень проблемной задолженности клиентов? Как вы решаете вопрос проблемной задолженности, обращаетесь ли к коллекторским компаниям?

- Удельный вес проблемных кредитов в общем портфеле по состоянию на 1 июня составляет 3,1%, с начала года этот показатель снизился на 0,2%. Практически все клиенты, как юридические, так и физические лица, которые кредитовались после кризиса 2008 - 2009 гг., достаточно качественно выполняют свои обязательства перед банком.

В розничном секторе уровень проблемной задолженности самый высокий в экспресс-кредитовании. При этом в "Мегабанке" он не превышает 7% размера кредитного портфеля физических лиц. Средний уровень проблемной задолженности в других банковских учреждениях находится на уровне 15-25%.

Мы не работаем с коллекторами. Формат работы с проблемной задолженностью, который мы выбрали, предусматривает решение этих вопросов силами соответствующих служб банка. Надо отметить, что такой подход демонстрирует достаточно высокую эффективность.

- Сколько средств в этом году вы планируете привлечь в рамках действующих линий международных финансовых организаций? По каким именно программам, каковы транши и сроки привлечения?

- В этом году мы планируем привлечь около 40 млн. долларов США, из которых 5 млн. евро - от Северной экологической финансовой корпорации (NEFCO), 20 млн. долларов США - от Всемирного банка (через "Эксимбанк"), 10 млн. долларов США - от Европейского банка реконструкции и развития. Все кредитные линии будут открыты на 5 лет.

- Планирует ли банк привлечь новых иностранных инвесторов?

- Контакты с международными компаниями стали неотъемлемой частью нашей работы. Каждый год у нас появляются новые партнеры, и 2013-й не станет исключением. Так, в ближайшее время мы оформим соглашение с Северной экологической финансовой корпорацией (NEFCO).

- В "Мегабанке" есть уникальный продукт - это Единый расчетный центр. Какие планы по его развитию?

- Система Единого расчетного центра "Мегабанка" на сегодня действует в 9 регионах Украины. Через ЕРЦ коммунальные услуги оплачивают 2 млн. украинских семей (12% всех плательщиков Украины). Но есть еще много мест, где эту систему надо строить. За 14 лет ее работы можно смело утверждать, что никакого аналога ей нет.

Сегодня через ЕРЦ оплачивается более 65 услуг, причем их количество может расти до бесконечности. Система это позволяет. Мы убеждены, что нужно строить систему на всеукраинском уровне, и даже не говорим о том, что это будет только "Мегабанк". Может, будут привлечены и другие банки, но мы все должны работать по одной технологии, когда любой украинец в любом городе страны сможет проверить состояние своих счетов и заплатить.

- Какие планы на будущее в "Мегабанке"? Что вы хотели бы пожелать банку?

- Конечно же, мы хотим новых достижений. Сегодня наши основные задачи - усилить присутствие "Мегабанка" на украинском финансовом рынке, повысить эффективность работы и стать еще более мобильными и востребованными у наших клиентов.

Кроме того, мы четко понимаем, что, идя в ногу со временем, надо работать не только над совершенствованием банковских продуктов, делая их еще более гибкими и интересными. Также крайне необходимо соответствовать современному технологическому прогрессу, постоянно внедрять инновационные технологии. Уверена, что все вышеназванные задачи нам по силам, мы к ним готовы.

А что касается пожеланий, то, конечно же, в первую очередь хочу пожелать "Мегабанку" стабильного движения вперед и достижения поставленных целей.