В Харьковском национальном университете им.Каразина (ХНУ) внедряют новую внутреннюю систему учета качества образования. Об этом сегодня, 31 октября, на заседании ученого совета университета сообщил первый проректор вуза Юрий Холин. По его словам, в частности, будет создано новое структурное подразделение - Управление качества образования ХНУ.
Как уточнил Холин, работа проводится для того, чтобы система управления качеством образования соответствовала европейским стандартам. После того, как систему разработают и внедрят, ее сертифицирует одно из специализирующихся на этой работе агентств. По новым требованиям студентов до начала изучения определенного курса нужно ознакомить с критериями оценки полученных ими знаний в конце обучения. Кроме этого, через некоторое время в вузе уйдут от ситуации, когда экзамены принимает один преподаватель – их должно быть не менее двух. Особое внимание будет уделено введению наставничества. Сейчас в вузе есть и кураторы, и психологическая служба, но для соответствия новым требованиям эти структуры должны быть усовершенствованы.
Холин отметил, что мониторинг знаний студентов будет по возможности настроен на обработку результатов не человеком, а компьютерами. Речь идет о введении тестов по тем предметам, где это возможно, а в будущем и экзамены постараются проводить в форме тестирования, будут накапливаться базы тестов. Планируется также приглашать на экзамены руководителей предприятий – будущих работодателей. "Это трудоемко, но необходимо. Именно так мы сможем узнать, каков же реальный уровень знаний наших студентов. Оценка уровня усвоения знаний должна быть задокументирована. И речь должна идти именно о знаниях, а не о непрерывности посещений лекции или коллоквиумов", - подчеркнул Холин.
Как сообщил ректор вуза Виль Бакиров, изменения не революционные, но радикальные. "Лет 30 назад такая система, может быть, была и не нужна: ведь приходили студенты с совсем другим уровнем подготовки. Например, конкурс на физмат был 15 человек на место, при поступлении нужно было сдать 5 экзаменов, из них 4 – на пятерки. Наличие таких студентов само по себе подтягивало уровень преподавателей. Но сейчас ситуация другая", - отметил Бакиров.
По его словам, введение новой системы воспринимается неоднозначно. "Опрос в вузах Европы показал, что преподаватели считают, что эта система не нужна, в чем-то с ними согласны и деканы. Но на самом деле, без изменений в системе обучения не обойтись. Я сейчас скажу крамольную мысль: не все наши выпускники найдут работу по специальности. И если выпускник социологического факультета найдет себе работу, например, референта, то это тоже хорошо", - рассказал Бакиров.
По его словам, задача вуза - дать такие навыки, умения и компетенции, которые позволили бы выпускникам чувствовать себя уверенно на рынке труда. И новая система обеспечения качества образования будет этому способствовать.