В Харькове подписан Меморандум о возобновлении выпуска самолетов на Харьковском государственном авиационном производственном предприятии. Об этом сообщили в обладминистрации.

"Цель меморандума - создание эффективного взаимодействия по возобновлению серийного выпуска и сервисного обслуживания самолетов и другой авиационной техники на Харьковском государственном авиационном производственном предприятии", - говорится в документе.

Стороны планируют в течение пяти лет выйти на уровень выпуска пяти самолетов в год, создав 1500 рабочих мест. Предусмотрено погашение долгов по зарплате, привлечение инвестиций.

Меморандум подписали и.о. председателя ХОГА Александр Скакун, председатель Харьковского областного совета Татьяна Егорова-Луценко, президент АО "МОТОР СИЧ" Вячеслав Богуслаев, председатель правления АО "ФЭД" Виктор Попов, генеральный директор ЧАО "АВИАКОМПАНИЯ КОНСТАНТА" Михаил Пинкевич, глава Профсоюза работников авиастроения и машиностроения Украины Ярема Жугаевич, глава профкома ПО ПАУ на ХГАПП Михаил Погорелов.

"Сегодня мы, на мой взгляд, находимся в одном шаге от исторического события по Харьковскому авиационному заводу. Решение о подписании меморандума с внутренними инвесторами было принято после ряда переговоров. Эти инвесторы реально болеют за авиаотрасль и думаю не про похороны Харьковского авиационного завода, а, наоборот, о его возрождении", - отметил Александр Скакун.

По его словам, долг завода перед частными кредиторами - примерно 1,5 млрд грн, перед сотрудниками – примерно 300 млн грн, а также около 2,5 млрд грн – госдолга.

"Что касается нашего меморандума и наших переговоров с очень уважаемыми авиастроителями. ЧАО "ФЭД", "МОТОР СИЧ" и "АВИАКОМПАНИЯ КОНСТАНТА" готовы принимать участие в открытом конкурсе, если будет принят закон о приватизации этого предприятия. Я не имею права говорить о цифрах, о сумме, которую эти компании готовы выложить за этот завод, но я точно скажу – это сумма с 8 нулями. При этом наши коллеги берут на себя переговоры с кредиторами по поводу частного долга – они его берут на себя. И они готовы будут выплатить задолженность перед работниками за последние годы. То есть они и этот долг тоже берут на себя", – сообщил и.о. председателя ХОГА.

Что касается долга ХАЗа перед государством, то сейчас он составляет 2,6 млрд грн и, по словам руководителя области, "неподъемный" для любого инвестора. Решить этот вопрос можно только на государственном уровне.

"Мы давно уже рассматриваем законопроект о приватизации этого завода в комитетах парламента. Мы уже на финальной стадии, и я уверен, что в ближайшее время этот законопроект уже будет вынесен в зал для голосования. Мне бы хотелось и нашим партнерам, чтобы этим законом был списан государственный долг, который составляет 2,6 млрд грн. Если парламентарии пойдут нам навстречу, рассмотрят этот закон, у нас будет предприятие, которое будет выставлено, согласно действующему законодательству, на приватизацию, в которой могут принимать участие любые кандидаты. Это могут быть иностранные компании, внутренние компании. Наши коллеги готовы участвовать в этом конкурсе. Я считаю, что это реальная перспектива для жизнедеятельности дальнейшей предприятия", - подчеркнул Скакун.

Один из участников меморандума - председатель правления АО "ФЭД" Виктор Попов отметил, что задачей, которую ставят перед собой стороны, в первую очередь, является "приведение завода в рабочее состояние".

"Второй вопрос – это реализация существующего парка недостроенных самолетов. Третий вопрос – безусловно, линейка. Та, что существует на ХАЗе, она имеет высокую конкурентоспособность, но при определенных условиях. Это касается, прежде всего, модернизации самого главного продукта – АН-74. И здесь я глубоко убежден, что мы привлечем иностранных инвесторов, которые примут участие в модернизации", - сказал Попов.

Президент АО "МОТОР СИЧ" Вячеслав Богуслаев подтвердил готовность предприятия участвовать в приватизации ХАЗа и подчеркнул, что одним из обязательных условий для возобновления работы Харьковского авиазавода является принятие соответствующего законопроекта парламентом.

Напомним, недавно на Харьковский авиазавод прибыл для технического обслуживания иностранный самолет. Как сообщили на предприятии, это машина иностранного заказчика, изготовленная в свое время на ХАЗе.

Заказ на техническое обслуживание самолета предприятие получило впервые за время простоя завода. Самолет прилетел на заводской аэродром 22 ноября.

 

Справка SQ. ХГАПП специализируется на производстве самолетов Ан-74, Ан-140 и ХАЗ-30. Завод простаивает с 2014 г.

Утром 15 апреля работники Харьковского авиазавода перекрыли несколько улиц, требуя выплатить долги по зарплате. Как сообщил председатель профсоюза предприятия Михаил Погорелов, общая сумма задолженности перед работниками составляет 256 млн гривен. По его словам, людям не выплачивают зарплату с 2014 года. Погорелов также добавил, что сейчас на заводе осталось всего 1600 сотрудников. До этого около 1000 уволились с предприятия. По его словам, сегодня призводственные мощности предприятия загружены не более чем на 20%.

Через несколько дней "Укроборонпром" сменил директора ХАЗа и назначил на эту должность Александра Кривоконя, который уже возглавлял предприятие в 2017 году. В начале мая ХАЗ при финансовой поддержке "Укроборонпрома" частично погасил задолженность по заработной плате перед работниками.