Харьковчанин Андрей Погорлюк, ехавший 9 февраля в вечернем поезде Интерсити из Киева в Харьков, имел с собой бытовой дозиметр-радиометр и зафиксировал превышение в вагоне нормы радиационного фона. ЧП случилось в пятом вагоне,
"У меня в сумке всегда в спящем режиме лежит датчик радиационного фона гамма-излучения "Терра-П ", но он так настроен, что в случае превышения нормы включается автоматически. Норма - до 0,3 микрозивертов в час. Прибор показывал до 10 микрозивертов в час, что в 32 раза больше максимально допустимой дозы ", - рассказал Погорлюк.
По его словам мужчины, такой показатель он зафиксировал только в одном вагоне, в других превышения не было.
Пассажир обратился к стюардам, но те не реагировали на жалобы. Тогда мужчина вызвал полицию и спасателей, стюарды тоже вызвали правоохранителей. Те приехали на первую остановку поезда - в Миргороде. Все это время Погорлюк продолжал измерять радиационный фон и зафиксировал, что показатели снизились.
"Пока я ехал, измерял. В начале пути – было около 10, к концу у меня на датчике значение упало до 0,8 микрозиверта. МЧСники пришли с прибором, который назвали сертифицированным, и он показал 0,27. Но норма в Миргороде - 0 ,11 микрозиверта, в соседних вагонах было 0,12. А здесь все равно 0,27 микрозиверта, то есть все равно естественный фон превышен в два раза. Он не выше предельного, но 0,2 - это уже много ", - говорит Погорлюк.
Стюард составил акт, в котором написал о нарушении дисциплины со стороны пассажира.
"Составлен акт о том, что, следуя в вагоне № 5 поезда №726, пассажир нарушал дисциплину, вел себя неадекватно и говорил, что в вагоне радиация, чем нарушал общественный порядок", - говорится в акте.
Другие пассажиры вагона, по словам Погорлюка, акт не подписали. Стюарды высадили мужчину из поезда, и ему пришлось добираться домой на такси.
Погорлюк планирует обращаться в суд: он считает действия железнодорожников незаконными.
"Считаю, что в поезде что-то перевозилось. Напишу в СБУ заявление, чтобы разобрались. И буду писать жалобы, юрист готовит судебный иск к "Укрзалізниці" за незаконную высадку и по поводу того, что стюарды не приняли никаких мер после моего сообщения о возможной проблеме", - говорит Погорлюк.
Директор "Украинской железнодорожной скоростной компании" АО "Украинская железная дорога" Андрей Уманец заявил, что контрольные замеры радиационного фона по станции нарушений не выявили. Поезд прибыл на конечную станцию с задержкой в 34 минуты.