Казахстан – одно из крупнейших государств Азии - новый год начинает массовыми протестами, которые сопровождаются столкновениями с полицией. Уход правительства в отставку на третий день протестов не снизил накала страстей.
С чего все началось
Либертарианцы всех времен и народов утверждали: "Рынок придет – порядок наведет". На практике зачастую происходит все с точностью до наоборот.
С 1 января 2022 года в Казахстане был осуществлен переход на рыночное формирование цен на сжиженный газ через электронные торговые площадки и биржи. Это привело к повышению цен на сжиженный газ на заправках. В 2021 году цена одного литра составляла 65 тенге (примерно 4,1 грн.) А в первый день нового года стала 120 тенге (около 7,5 грн.). Для сравнения - на территории Украины литр автомобильного газа по состоянию на 4 января 2022 года составляет порядка 19 гривен.
Рост цен на автомобильный газ привел к началу протестных акций, которые стартовали в нефтяном городе Жанаозен на западе Казахстана в Мангистауской области (город средний по размерам, в нем проживает 110 тысяч человек).
Утром 2 января 2022 года в Жанаозене протестующие перекрыли дорогу. Они требовали снижения цен на автомобильный газ. Но аппетит приходит во время еды. 3 января митингующие в Жанаозене перешли от социально-экономических требований к политическим.
Требования нарастают
По мере распространения протестов нарастает массив требований, которые в основном носят абстрактный характер. Участники протестов выступают против коррупции, безработицы, низкого уровня жизни и авторитарного политического режима.
Среди конкретных требований – полный отход от политики Нурсултана Назарбаева. Магистральным становится лозунг “Шал, кет!” (“Старик, уходи!”).
Справка. 81-летний Нурсултан Назарбаев был первым и длительное время единственным президентом Казахстана (с 1991 по 2019 годы). Сложил с себя полномочия главы государства с 20 марта 2019 года по собственному желанию. Полномочия президента, согласно Конституции Республики Казахстан, перешли к председателю сената Парламента страны Касым-Жомарту Токаеву. Назарбаев сохранил за собой пост главы Совета безопасности страны, члена Конституционного совета Казахстана и председателя правящей партии “Нур Отан”. В июне 2019-го Касым-Жомарт Токаев победил на выборах, набрав около 71% голосов.
Тактика протестующих
Протестующие в Казахстане в основном придерживаются традиционных практик. Они собираются на главных площадях городов, блокируют центральные улицы. На ночь часть участников акций не расходится по домам, оставаясь на местах протестов. Проводятся митинги, на которых выступают спикеры с мотивирующими спичами. Организуются столкновения с правоохранителями. Приводятся в негодность полицейские автомобили. Параллельно распространяется информация о переходе полицейских на сторону протестующих.
Реакция властей
Власти пытаются применять широкий спектр контрмер, действуя, согласно народной присказке, “кнутом и пряником”.
Первой в ход пошла низкоэффективная и носящая скорее дежурный характер мера – уговоры.
Президент Токаев выступил с призывом:
"Обращаюсь с просьбой к демонстрантам - не следовать призывам деструктивных лиц, заинтересованных в подрыве стабильности и единства нашего общества".
Правительство пошло на удовлетворение изначальных требований протестующих: 4 января цену на сжиженный газ в Мангистауской области снизили до 50 тенге за литр.
5 января правительство было отправлено в отставку.
Параллельно предпринимаются попытки минимизировать протестную активность силовыми методами.
На улицы выведена полиция, оснащенная спецсредствами для противодействия массовым беспорядкам, в ход идут светошумовые гранаты и слезоточивый газ.
Власти блокируют мессенджеры и социальные сети, рассматривая их в качестве одного из основных инструментов разогрева протестных настроений.
Президент Казахстана с 5 до 19 января ввел в Мангистауской области и городе Алматы режим чрезвычайного положения.
Распространение протестов
Протесты из Жанаозена распространились и на иные города страны: Алма-Ату, Актау, Актобе, Караганду, Нур-Султан, Шымкент, Кокшетау и Уральск.
Казахстан в окружении "друзей"
Куда именно может и должна вывернуть ситуация в Казахстане, если акции протеста будут шириться и еще более радикализироваться, предсказать чрезвычайно трудно. Если посмотреть на карту, то Казахстан находится на самом перекрестке интересов крупнейших геополитических игроков.
Северный сосед - Российская Федерация - называет регион Казахстана и Средней Азии своим “мягким подбрюшьем”. А к наиболее уязвимой части организма, по логике вещей, должно быть приковано повышенное внимание.
С востока располагается гигантский и по населению, и по территории Китай – один из геополитических центров планеты.
Основную часть населения составляют казахи – тюркский народ. Казахстан входит в Организацию Тюркских Государств, в которой первую скрипку играет Турция. То есть турецкая стороне также проявляет повышенный интерес к Казахстану.
Посольство Соединенных Штатов несколько первых дней протестов воздерживалось от громких заявлений, но вряд ли Государственный департамент не следит за развитием ситуации.
Казахстан – "дело тонкое"
Не менее сложной является и внутренняя ситуация в Казахстане. Формально Казахстан является унитарным государством. По факту он – многолик, многонационален и многоукладен.
В XVII веке на территории, которая сегодня является государством Казахстан, начали формироваться три племенные объединения – жузы. Старший жуз - "Улы" (южный и юго-восточный Казахстан), Средний - "Орта" (северный, центральный и восточный Казахстан) и Младший - "Киши" (западный Казахстан). На дворе век XXI, но, как показывает опыт многих государств, корни традиций бывают чрезвычайно глубоки. Некоторые эксперты настаивают на том, что подобное разделение достаточно развито среди казахов едва ли не на ментальном уровне.
Называются даже пропорции распределения численности казахов во жузам: Старший - 35%, Средний - 40% и Младший - 25%. Есть и группы населения, не входящие в жузовую дифференциацию. Это особо почитаемые, но уже довольно малочисленные группы: "торе" - прямые потомки Чингисхана и "кожа" - потомки первых арабов, принесших ислам в казахские степи и совершивших хадж.
Формально правительство Казахстана отрицает жузовое разделение. Но в структуре казахстанской власти подавляющее большинство руководящих постов занимают представители Старшего жуза, из которого происходит и бывший президент страны Нурсултан Назарбаев.
Например, доктор философских наук Ильяс Сулейменов утверждал, что в Казахстане наблюдается перекос власти:
"В ней не представлены в достаточной степени ни запад, ни восток, ни север Казахстана. Достаточно вспомнить, что известный оппозиционный политик Болат Абилов – это аргын, то есть представитель Среднего жуза".
(Адилов входил в руководство оппозитционных партий, был даже осужден за оскорбление сотрудника полиции и в итоге отошел от политики).
Подобное разделение, хоть и считающееся древним пережитком, может стать миной замедленного действия для общей ситуации в Казахстане.
В политико-бизнесовых элитах выделяют ряд кланов, которые имеют значительное влияние.
Клан Тимура Кулибаева - зятя Нурсултана Назарбаева - представляет собой альянс финансово-промышленных структур (нефть, энергетика, недвижимость, банковское дело). По оценке Forbes, в 2020 году Тимур Кулибаев обладал активами на сумму 2,9 миллиарда долларов. Клан крайне близок к власти и, конечно же, стремится это положение сохранить.
Группа Нуржана Субханбердина - казахстанская банковско-экономическая империя, организованная вокруг ведущего банка страны "Казкоммерцбанка" сотрудничает с основой руководства либеральной партии "Ак Жол" (“Светлый путь”) и относительно тесно связана с кланом Кулибаева.
"Евразийскую группу" возглавляют Александр Машкевич (родился во Фрунзе, имеет израильское и канадское гражданства) и подданный Бельгии узбекского происхождения Патох Шодиев . Это алюминиевая и хромовая промышленность, добыча, переработка и экспорт железной руды. По разным оценкам, "трио" ныне контролирует от 20 до 30% ВВП Казахстана. Было бы странным, если бы подобная группировка абстрагировалась от политических процессов.
"Корейская группа" - Владимир Ким, Вячелав Ким и Нуртай Абыкаев – это медь и банковское дело. По данным Forbes, Владимир Ким является самым богатым гражданином Казахстана, а его состояние оценивается в 4,1 млрд долларов.
Клан Младшего жуза – нефть и газ. Территория Млашего жуза считается золотой жилой для нефтяников. Группа слабо представлена во власти, но зато члены объединения стремятся выступать единым фронтом.
Религии и национальности
Национальный состав Казахстана неоднороден: казахов - 63,1% населения, русских - 23,7%, узбеков - 2,8%, украинцев - 2,1%, уйгур - 1,4%, татар - 1,3%, немцев - 1,1%, других этносов - 4,5%. А это означает наличие почвы для агрессивного национализма. Всегда существует соблазн обвинить в собственных проблемах лиц иной национальности. Тем более что в последние годы Казахстан не отличался подчеркнутой национальной терпимостью.
И, наконец, религиозный состав населения тоже не монолитен. 70% исповедуют ислам (суннитского направления), 20% православие, 10% иные религии.
Часть казахских мусульман исповедуют салафизм – пуританское, буквалистское и ультраконсервативное течение внутри суннитского ислама. Салафитов, по официальной версии, не особо много, но актуальные повестки дня могут формироваться далеко не всегда большинством.
При такой клановой пестроте, национальной и религиозной неоднородности количество комбинаций, определяющих ход событий в Республике Казахстан, может быть чрезвычайно велико: от тактического переформатирования власти по принципу "то же самое, только с новыми лицами" до начала поиска исторических индивидуальных особенностей в различных исторических регионах государства.