В национальном техническом университете "ХПИ" разработали улучшенный вариант электродвигателя с катящимся ротором. Об этом 16 октября рассказал "SQ" доцент кафедры электрических машин ХПИ Виталий Наний. По его словам, промышленность развитых стран (России, Германии, Японии) выпускает такие двигатели, но небольшими партиями и в рамках специальных проектов. Такие импортные двигатели очень дорогие, а разработки ХПИ позволят значительно снизить их стоимость и наладить массовое производство. Двигатели предназначены для применения в устройствах автоматического управления задвижками трубопроводов.
Как отметил Наний, сейчас для вращения задвижек трубопроводов на энергообъектах, в том числе на АЭС, применяется электропривод в составе быстровращающегося электродвигателя и редуктора с высоким передаточным числом. В Украину 90% указанных выше редукторов (типа МЭО) поставляются из России. "Внедрением своей разработки мы решаем сразу две задачи: повышаем надежность работы автоматики за счет исключения из кинематической схемы редуктора, а также заменяем оборудование импортного производства на отечественное, что предусмотрено программой импортозамещения Кабмина", - отметил Наний.
Он также рассказал, что прежде всего новые двигатели могут быть использованы в системах регулирования охлаждения АЭС, тепловых электростанций, а также в системах городских тепловых сетей. "Один из наших двигателей прошел испытания в сертификационной лаборатории СКБ "Укрэлектромаш", имеющей международный уровень. В ноябре планируем закончить изготовление двигателя, который около года будет проходить испытания в системе охлаждения одного из энергоблоков Змиевской ТЭС. Затем корпорация "Центрэнерго", в состав которой входят Змиевская и еще несколько ТЭС, планирует начать использование наших двигателей на своих объектах. Приводов, которые требуют замены, только на Змиевской ТЭЦ - по меньшей мере сотня. А в целом только в Украине для наших двигателей – огромный рынок", - отметил Наний.
По данным ученого, приводы на основе новых двигателей на 30% менее материалоемкие, чем традиционные. Кроме этого, даже экспериментальный образец получился дешевле стандартного привода, который стоит более 13 тыс.грн. "Сейчас экспериментальный электромотор с катящимся ротором изготавливают при участии харьковского НПП "Укртехнологиясервис". В создании образцов двигателя принимали участие производственники завода "Хартрон-Плант", где есть высокоточное оборудование. Но в принципе, организовать производство новых электромоторов можно на любом электротехническом предприятии. В Харькове это возможно, например, на "Электромашине", "Укрэлектромаше" и "ХЭМЗе", - рассказал доцент.
Справка "SQ". Крутящий момент тихоходного высокомоментного электродвигателя с катящимся ротором (для безредукторного привода) составляет 250 Нм, время полного хода вала – 25 сек при повороте на 90%, диаметр двигателя – около 30 см.