В годы СССР Харьковский завод электроаппаратуры (ХЗЭА) стремительно развивался, выпуская спецтехнику и продукцию для космоса. На заводе в три смены работало 16 тыс.чел. В годы независимости Украины завод начал сдавать позиции, потерял рынки сбыта. Например, в январе 2007 г. объем производства завода составил 614 тыс.грн., что на 76,3% меньше, чем в январе 2005 г. По решению Кабмина от 27 августа 2008 г. завод был исключен из перечня предприятий, которые имеют стратегическое значение для экономики и безопасности государства. Была начата процедура присоединения завода к ГНПП "Объединение "Коммунар" (Харьков). При этом было решено, что после присоединения завод должен быть ликвидирован. Прошло почти два года, прежде чем это решение начало воплощаться в жизнь. 3 сентября 2010 г. председателем ликвидационной комиссии завода назначен Сергей Иванов. К нему и обратилось "SQ" с просьбой рассказать о том, как будет проходить ликвидация одного из крупнейших предприятий города.

- Когда планируется закончить ликвидацию завода?

- Она закончится тогда, когда будет реализовано оборудование, имущество и корпуса предприятия, когда мы сможем погасить в первую очередь задолженность по зарплате, а в последующем, согласно очередности, иные задолженности, заявленные и согласованные с кредиторами. 15 ноября 2010 г. будут уволены по сокращению штатов в связи с ликвидацией предприятия около 400 сотрудников завода. Людей мы не оставляем без работы. Примерно трети работникам завода будут предложены рабочие места на филиале ГНПО "Коммунар", который образуется на территории ХЗЭА, около 40-50 человек останутся работать на заводе для обеспечения ликвидационной процедуры. Около 70% работников, которые не вошли в эти две группы, являются социально защищенными - находятся на пенсии. Люди трудоспособного возраста, если они сами не найдут себе работу, будут поставлены на учет в службе занятости. Работники службы занятости приезжали на завод и объяснили людям, что нужно делать и как стать на учет.

- Зачем "Коммунар" организовал этот филиал?

- Филиал – это структурное подразделение ГНПО "Коммунар". Филиалу переданы несколько корпусов предприятия и необходимое оборудование для выполнения госзаказов по ранее заключённым нашим предприятием контрактам, чтобы не допустить срыва заказов после прекращения хозяйственной деятельности ГП "ХЗЭА". Это подразделение "Коммунара" было создано до открытия ликвидационной процедуры.

- А какие это госзаказы?

- Сейчас есть заказы на производство спецтехники по бронетанковой тематике. Основными заказчиками являются ГП "Завод им.Малышева" и КП "Харьковское КБ по машиностроению им.Морозова". До 15 ноября ХЗЭА будет работать, чтобы не нарушить сроки выполнения госзаказа. А после 15 ноября готовая продукция и незавершенное производство будет передано филиалу "Коммунара". Не бесплатно, конечно. Или заказчикам, если они заплатят за эту продукцию.

- Из средств, которые заплатит "Коммунар", будет погашаться задолженность по зарплате?

- Мы ее начали погашать сразу после начала процедуры ликвидации завода. За сентябрь, например, было выплачено 1,9 млн.грн. в счет погашения задолженности по зарплате и в счет текущей. Задолженность, в основном, возникла в 2008-2009 гг. и за январь-февраль 2010 г. Сейчас она составляет около 4,5 млн.грн. и уменьшается каждый день. Принимаются все меры для изыскания средств и недопущения роста задолженности. В частности, ведутся переговоры с нашими заказчиками о расчетах с нашим предприятием за изготовленную и готовую к отгрузке продукцию.

Сейчас есть готовая продукция, изготовленная по контракту, заключенному предыдущим руководством предприятия с заводом им. Малышева (на 955 тыс.грн.) и с КБ Морозова (на 829 тыс.грн.). Скорее всего, завод им.Малышева заключит новый договор с филиалом "Коммунара" и деньги, которые сейчас должны нам, попадут на филиал. Но мы их все равно получим - не от завода им.Малышева, так от филиала. С ХКБМ таких проблем нет. Первая выплата ХКБМ назначена на апрель 2011 г., вторая – на август 2011 г. Ликвидация – это дело не одного года, так что завод к тому времени еще будет существовать и сможет получить эти деньги. Когда деньги за выполненные контракты попадут на счет завода, мы их направим на погашение задолженности по зарплате.

В процессе ликвидации по законодательству соблюдается очередность выплат. В первую очередь идет погашение задолженности по зарплате. Основная задача сейчас - выплата зарплаты и обеспечение текущей деятельности предприятия, чтобы не наращивать задолженность. Пока не остановлено производство, нужно оплачивать и поставку электроэнергии, и услуги канализации. Отопление на заводе отключено.

- Удалось ли наладить сотрудничество с местными властями?

- Мы работаем открыто и находим понимание наших проблем на всех уровнях, в частности, в горсовете. После совещания у и.о. харьковского городского головы Геннадия Кернеса город принял в коммунальную собственность два общежития завода. Статус жилых домов получили еще три общежития (всего у завода было пять общежитий - четыре на ул.Клочковской и одно – на ул.Космической).

На следующую сессию горсовета будет выноситься решение о принятии их в коммунальную собственность. Сложность в том, что "Харьковоблэнего" требует, чтобы в квартирах поставили счетчики электроэнергии и перезаключили коммерческие договоры на поставку электроэнергии. После того, как мы выполним требования и пройдем все согласования, дома будут переданы в коммунальную собственность.

Также есть поддержка и понимание по другим вопросам.

- Выставляли ли уже на продажу какие-то корпуса?

- Нет. Сначала на всю территорию в 15 га, которую занимает предприятие, нужно получить кадастровый номер, без которого мы не имеем права продать ни один объект недвижимости. Из шести объектов, которые уже согласованы с ФГИ, два объекта находятся в налоговом залоге. Сейчас ведем переговоры с харьковской Спецналоговой о снятии данных объектов с залога. Будем обращаться к руководству ГНА в Харьковской области за помощью, если не получится убедить наших налоговиков. Пока идет переписка и личное общение по этому вопросу. Как я уже заметил, в процессе ликвидации предприятий соблюдается очередность выплат, и налоговая сможет получить задолженность по налогам в третью очередь, по какой бы процедуре ни шла ликвидация, то ли по процедуре добровольной ликвидации, как на нашем предприятии, то ли по процедуре банкротства. В первую очередь будут погашена задолженность по зарплате перед трудовым коллективом. Так что налоговый залог препятствует процессу погашения задолженности, так как мы не можем предложить потенциальным покупателям и выставить на продажу ликвидное оборудование и объекты недвижимости, находящиеся под залогом.

- А какая задолженность на заводе сейчас?

- Общая кредиторская задолженность конкретно еще не определена. Мы собираем претензии кредиторов до 8 ноября, и пока еще не все требования заявлены. Когда закончится срок предъявления кредиторских требований, составим реестр кредиторов, проведем акты сверок, определим размер задолженности, часть требований кредиторов будет не признана... Например, нам налоговая инспекция выставляет задолженность примерно в 7 млн.грн. Но штрафные санкции на 2,3 млн.грн. находятся в суде, и на сегодняшний день на решение суда, вынесенное в нашу пользу, налоговой инспекцией подана апелляция. Еще налоговая выставила спорную задолженность по НДС в 800 тыс.грн., так что окончательная сумма кредиторской задолженности еще не сформирована. Не завершена и инвентаризация всего имущества предприятия. Проводится проверка КРУ. Получив данные инвентаризации и размер кредиторской задолженности, мы определим свой промежуточный ликвидационный баланс, чтобы выяснить, хватит ли нам средств, чтобы погасить имеющиеся задолженности и претензии кредиторов.

- Как правило, средств не хватает?

- Из той предварительной информации, что уже есть, можно сказать, что у нас хватит средств, чтобы погасить требования кредиторов, хотя все будет зависеть от хода и сроков реализации, спроса на наше имущество, рыночной стоимости на оборудование и объекты, предлагаемые нами для продажи.

Кроме реализации имеющегося имущества, моя задача изыскивать дополнительные средства. Например, находить имущество предприятия у третьих лиц, которым оно было передано незаконно или с нарушениями. К вопросам возвращения собственности за помощью буду обращаться в органы прокуратуры, которые в интересах государства, надеюсь, смогут нам помочь.

Есть у нас проблемы, связанные с земельными вопросами. Ранее завод, по решению городских властей, для строительства многоквартирных жилых домов отселял людей из частных домов для их сноса. Предприятию за участие в долевом строительстве выделялись квартиры в разных районах города, в которые отселялись жители сносимого частного сектора. Из-за тяжелого положения на предприятии завод не смог и не имел возможности начать строительство многоквартирных домов для работников предприятия, и со временем земельный участок заняла другая структура, которая построила там супермаркет, не компенсировав затраты завода, выразившиеся в более чем тысячи квадратных метров жилой площади... Мы потребуем компенсировать заводу эти расходы, понесенные на отселение людей.

Еще одна проблема состоит в том, что заводу начисляется земельный налог на всю территорию завода, даже на ту, на которой находятся выкупленные частными структурами здания. Пока землеотвод оформила только компания "Колбим", остальные (например, завод "Энергомера") землеотвод не оформляют и пользуются нашей землей. Оформление земельных участков, как я увидел, длится годами, и необходимо решить, будут ли они сами платить налог на землю или будут выплачивать компенсацию заводу до получения госакта на земельный участок.

Да, еще. В одном из бывших общежитий завода мы хотим первый этаж, где помещения являются нежилыми, оставить за предприятием и выгодно их продать, а средства от продажи направить на погашение задолженности.

- Сейчас будет продаваться очень много промышленной недвижимости (завода Шевченко, "Протона", а возможно, и завода им.Малышева). Не отразится ли это на ликвидности объектов ХЗЭА?

- Я думаю, что не отразится. У завода "Протон" недвижимости не так уж и много, чтобы ее продажа могла сильно повлиять на рынок, а недвижимость завода им.Шевченко не так привлекательна, как наша, которая находится в очень удачном районе. Уже поступают предложения от серьезных коммерсантов и фирм, чтобы выкупить некоторые корпуса с оборудованием как готовый бизнес. Сейчас самое ликвидное имущество – это наш литейный цех. Как простое производственное помещение этот объект стоил бы гораздо дешевле, чем готовый производственный объект.

Кроме литейного цеха инвесторов привлекает корпус, который находится напротив харьковского завода шампанских вин. Это трехэтажное здание (высота этажа – 6 метров) с полноценным подвалом. Корпус пока в налоговом залоге, о проблемах которого я уже рассказал. В залоге и корпус №6, на который уже есть несколько покупателей.

Шесть корпусов, которые намечены для продажи, – относительно ликвидны.

- Как будет решаться вопрос интеллектуальной собственности?

- Мы обратились с письмом в Национальное космическое агентство с просьбой выработки правильного механизма для передачи документации, необходимой для производства спецтехники, на филиал "Коммунара". Интеллектуальная собственность, которая касается ширпотреба, – на электробритвы, обогреватели или застежку-молнию, я считаю, уже никому не нужна. Срок действия патента на полезную модель истек, так как составляет 10 лет.

Я проведу совещание с главным конструктором завода, на котором будет определено, что из нашей техники может представлять интерес на рынке. В основном – это техника прошлых лет. Может, кого-то заинтересует документация или оборудование по электробритвам. У нас есть специализированные станки, созданные специально для производства электробритв. Отмечу, что завод был монополистом в Украине по производству электробритв и единственный завод в СССР, на котором был замкнутый цикл производства этой бытовой техники.

По поводу торгового знака "ЭХО" скажу, что это серьезный объект интеллектуальной собственности. Он имеет несколько классификаций. Мы можем продать право на его использование полностью или по классам – на счетчики или на бритвы, например.

В Харькове, кстати, в одном из бывших корпусов завода производят бритвы "Бритекс" и "Новый Харьков". Туда ушли работать люди, которые раньше работали на нашем заводе по этой специализации. Это конструкторы и рабочие, в основном из 14-го цеха. Техническую документацию на производство некоторых моделей электробритв эта структура выкупила на заводе примерно два года назад. Так что, может быть, они захотят купить что-то из оборудования или документации.

- Сохранится ли музей завода?

- По поводу музея нас не оставляют в покое ветераны, так что дело не пущено на самотек. Музей будет на первом этаже того корпуса, где сейчас заводская проходная. Ремонтируется помещение под музей, и скоро мы сможем переместить экспонаты из помещения бывшего музея, находящего в отчужденном корпусе. Экспонаты находятся под охранной сигнализацией, так что все они сохранены.

Корпус отойдет на баланс филиала "Коммунара", а вместе с ним – и музей. Кроме того, что экспонаты имеют историческое значение, в них очень большое содержание драгметаллов, так что сохранность реликвий будет поставлена на высоком уровне.

Завод имеет славную многолетнюю историю, связанную с космосом и системами управления. Мне известно, что в следующем году, в год 50-летия первого полета человека в космос, в городе планируется открыть аллею, посвященную достижениям города, связанным с космонавтикой. Надеюсь, что славная история ГП "ХЗЭА" и его многотысячного трудового коллектива останется в памяти жителей города Харькова, несмотря на ликвидацию предприятия. Коллектив предприятия за все годы своего существования внес огромный вклад в развитие космонавтики.