Чем жил Харьков

Подорожание маршруток

Уже месяц в Харькове медленно, но верно дорожает проезд в маршрутках. В конце мая поднялся тариф на метро и городской электротранспорт, и стало понятно, что роста цен на автобусы тоже не избежать.

Сначала подорожали те маршрутки, которые стоили 1,75 грн. (да, были еще и такие), потом – те, которые были по 2 гривны, в итоге дошло и до тех, где проезд стоил 2,5 грн. Среднее повышение – 50 копеек, то есть на 20-25%. Отметились подорожанием почти все перевозчики, а территориально "автобусы по новым ценам" ездят в основном от конечных станций метро в густонаселенные спальные районы – на ХТЗ, Салтовку, Холодную Гору, район "Пролетарской". Там без автобусов – никак, и понятно, что люди будут пользоваться ими, даже если станет дороже.

Всего в Харькове – 169 автобусных маршрутов, цены подняли на 23-х: это всего-то 14% всех маршрутов. Однозначно могло быть и гораздо хуже. Плюс повышение растянули во времени почти на месяц, а это всегда менее заметно, чем одна точечная встряска, плюс сейчас лето, когда всякая социальная активность сезонно падает, плюс жизнь в целом неуклонно дорожает… В общем, пожалуй, впервые в истории Харькова подобное новшество не вызвало вообще никаких ощутимых протестов или возмущений.

Перевозчики объясняют свою инициативу традиционно: из года в год повторяются три причины – дорожает бензин, дорожают запчасти, растет минимальная зарплата. Положа руку на сердце, ни одной из этих причин объяснить последнее повышение тарифа на проезд нельзя. Да, бензин дорожает, но уж точно не на 25%. Тем более, большинство маршрутных автобусов ездит на газе, которые вдвое дешевле бензина. Да, минимальная зарплата растет. Но то, что ее периодический рост заложен в госбюджете, вовсе не означает, что реальные доходы и покупательская способность населения тоже растут.

Скорее, дело в другом. Во-первых, мэрия всерьез взялась за транспортную систему города и выдвигает перевозчикам все более высокие требования – и к подвижному составу, и к внешнему виду водителей, и так далее. В целом за последние пару лет ездить в автобусах стало все же приятней, да и сами машины начали выглядеть поприличней. Но все эти инновации, конечно, требуют денег. Во-вторых, не секрет, что перевозчики еще и поддерживают вечно убыточный городской электротранспорт. В общем, расходы по этим двум пунктам перевозчики не мудрствуя лукаво решили поделить с пассажирами. И наверняка еще сыграл роль коллективно-психологический фактор: когда же еще поднимать цены, если не под шумок подорожания метро, трамваев и троллейбусов? Если им можно, то почему автобусам – нет?

Пьяный гаишник

На прошлой неделе Харьков умудрился прославиться на всю Украину. Такую известность  обеспечил нам 26-летний инспектор Валковского взвода областной роты ГАИ Александр Мартынов. В понедельник он попал в аварию – его "Лада" съехала в кювет. Жертв, к счастью, нет, и прошло бы это ДТП почти незамеченным, если бы не одно "но": гаишник был мертвецки пьян. В его крови обнаружили 2,04 промилле алкоголя. Многое зависит от веса человека, от того, когда он ел в последний раз, но, условно говоря, больше 2 промилле спустя несколько часов после употребления означают, что прежде чем сесть за руль сотрудник Госавтоинспекции выпил почти бутылку водки. Медики утверждают, что при такой степени опьянения вести машину практически невозможно: глаза не реагируют на изменения освещения, внимание рассеивается, реакции нарушаются, теряется равновесие и вдобавок человек испытывает эйфорию и чрезмерную самонадеянность.

Все эти симптомы Мартынов продемонстрировал. Он долго качал права, отпирался, ругался матом, закрывался в машине, пытался спрятать форменные знаки различия, вывернув штаны наизнанку и натянув их на себя, и так далее. На место происшествия приехал начальник областного ГАИ Александр Ершов. На следующий день лихого водителя уволили из органов за нарушение дисциплины.

О позоре харьковского гаишника общественность, может, и не узнала бы, если бы нудная головная боль ГАИ - "Дорожный контроль" - не примчался и не начал снимать все на видео. Вполне возможно, сложись все иначе, гаишник бы "решил вопрос" или в самом крайнем случае – был бы уволен из органов задним числом, чтобы оказалось, что пьяным за рулем ехал просто гражданин Мартынов, а не инспектор ГАИ Мартынов. Но с видео уже было не отвертеться, так что, хоть "Дорожный контроль" периодически и обвиняют в провокациях и перегибании палки, некая польза от его работы есть.

Чем жила Украина

Штурм Святошинского райотдела

В пятницу вечером по разным данным от 60 до 100 человек штурмовали Святошинский райотдел милиции в Киеве. Повод – работник райотдела, по словам митингующих, избил девушку - активистку Коалиции участников помаранчевой революции. Инцидент произошел на рынке в Свтошинском районе: милиция что-то выясняла с продавцами продуктов, а девушка сделала милиционеру замечание по поводу того, что он говорит на негосударственном языке. В ответ он ее ударил, а потом около 100 работников рынка решили брать штурмом райотдел, потому что хотели устроить самосуд над милиционером.

Это была версия митингующих. Версия правоохранителей – девушку никто не бил, а она сама натолкнулась на руки сотрудника райотдела, а потом начала громко кричать и вызывать "скорую". До этого она подстрекала людей на рынке вести незаконную торговлю и игнорировать требования милиции, а самих милиционеров нецензурно обзывала. К райотделу, по версии МВД, приходили не работники рынка, а участники политических партий и общественных организаций.

Откровенно говоря, обе версии доверия не внушают: похоже на то, что обиженная девушка – штатный провокатор, а милиция штатно на провокацию повелась, а потом слишком увлеченно занялась обелением себя. Очевидно одно: этот штурм райотдела был затеян специально, чтобы поддержать некую "волну", поднявшуюся после событий у райотдела во Врадиевке. Кто-то очень активно пытается вывести недовольство народа милицией на какой-то новый, более агрессивный, виток.

Новые цены на железнодорожные билеты

Информацией о подорожании огорошила на прошлой неделе и «Укрзалізниця»: проезд в плацкарте подорожает на 10% в октябре, а проезд в купе – на 10% уже в июле и потом еще на 10% - тоже в октябре. Не коснется повышение тарифов только поездов "Hyundai" и "Skoda": там уже, видимо, повышать некуда – люди и так не очень охотно на них ездят. Если сейчас купе на ночной поезд в Киев стоит около 170 гривен, то с 1 октября будет приблизительно 200, в Симферополь – 145 вместо 121 гривны, во Львов – 310 вместо 260-ти.

Официальная причина подорожания – необходимость ремонта вагонов, на который традиционно нет денег. С тем, что большинство вагонов не то что требуют ремонта, а откровенно просятся в утиль, - не поспоришь: отколупывающаяся краска, не открывающиеся окна и туалет, в который страшно зайти, – все это очень знакомо. Сразу напрашивается мысль, что эти свои проблемы с общей грязью и запущенностью железная дорога попробовала переложить на плечи пассажиров и решить их силами. Однако подорожание на 10% или даже 20% - это явно не тот шаг, который может даже отчасти спасти ситуацию. Вырученных денег все равно не хватит. Скорее, «Укрзалізниця» пытается заодно хоть немного повысить рентабельность пассажирских перевозок, которая традиционно в провале. Причин этого много – и закостенелая система льгот, когда льготы не монетизированы, а проезд льготников государство не компенсирует, и относительно низкие по сравнению с европейскими цены на билеты, и большое количество ночных поездов, которые требуют штата проводников, а проводники в свою очередь требуют зарплаты и командировочных… В общем, пассажирские поезда еще ездят в Украине хоть как-то только потому, что есть товарные и грузоперевозки, которые формируют львиную долю дохода железных дорог. Так что в принципе желание «Укрзалізниці» хоть немного поменять ситуацию в нерентабельном сегменте – понятно.

Чем жил мир

Метания Сноудена

Эдвард Сноуден, 30-летний экс-сотрудник  американских спецслужб, уже больше месяца держит верхушки новостных лент. Рассказав на весь мир, что Агентство национальной безопасности США прослушивает телефоны и мониторит почту своих граждан, Сноуден стал преступником для Штатов и с тех пор скитается по миру в поисках тихой гавани. С 23 июня он живет в московском "Шереметьево", не имея действующего паспорта, и рассылает просьбы о политическом убежище. Пока что на эти призывы о помощи отозвались только Боливия, Венесуэла и Никарагуа, да бывшая шпионка Анна Чапман, заявившая о готовности выйти за товарища по ремеслу замуж. Никто из серьезных игроков на личную катастрофу Сноудена не реагирует. На прошлой неделе Сноуден собрал в аэропорту прессу и заявил о желании получить убежище в России, потому что она сможет гарантировать его безопасность. Владимир Путин и раньше говорил, что прислушается к просьбам Сноудена,  только если он прекратит работу, "наносящую ущерб нашим американским партнерам". И сейчас с каким-либо решением по этому поводу Путин не спешит. Оно и понятно: неважно, действительно ли Сноуден сенсационный разоблачитель или вся эта интрига была затеяна с целью пошатнуть чье-то влияние в верхушке американской власти. В любом случае он – это внутренняя проблема США, и портить отношения с "американскими партнерами" из-за этой внутренней проблемы России ни к чему. Сноуден тем временем продолжает жить в аэропорту, а мир – увлеченно спорить, кто же он – предатель или герой.