Презентация нового трамвая, который построен специалистами Салтовского трамвайного депо, прошла сегодня, 28 апреля. Заместитель харьковского городского головы по вопросам инфраструктуры города Евгений Водовозов рассказал, что производством трамвая занялись, так как покупать новые дорого, а заменять выходящие из строя после многочисленных капремонтов чем-то нужно.
Трамваи, которые сделают по представленному сегодня образцу, будут радовать только харьковчан, иногородним заказчикам придется подождать. Стоимость трамвая - 9 млн. грн.
Отличия
Новый трамвай отличается от действующих на линиях города буквально каждой своей деталью, кроме кузова. Это стандартный кузов "Татры" модификации Т3. Его купили в Калуше Ивано-Франковской области и привезли в Харьков. В средней части кузова сделали низкопольный участок, вырезав и опустив часть пола.
В обычных трамваях на том месте, где в новом трамвае пандус, установлено оборудование. Его пришлось переместить на крышу в "торпеду". Чтобы она не падала при движении, крышу укрепили. Кузов обшили пластиком изнутри и снаружи согласно дизайну, разработанному компанией "Промдизель", навесили на него все самое современное оборудование, поставленное разными участниками проекта. В результате появились чешская инновационная тележка с тяговым двигателем повышенной мощности, способная смягчать вибрацию при движении
видеокамеры в салоне и снаружи, кондиционер
в салоне установлены обогреватели
внутри и снаружи салона расположены кнопки вызова вагоновожатого для инвалидов. Вызывать водителя нужно, так как пандус выдвигается и убирается вручную
дисковые тормоза (на старых трамваях они колодочные), аварийные (рельсовые) тормоза, каждый из которых развивает усилие в 7 т (томоза в нынешних трамваях развивают усилие в 6 т), новый дизайн, отличительной особенностью которого являются фальшборта, благодаря чему трамвай шумит меньше, чем обычно
светодиодные фонари
пантограф с электроприводом на одной штанге (сейчас применяется пружинный на четырех)
звонок остался таким, как и был - электрическим
Управление новым вагоном кардинально отличается от привычного харьковчанам. Неэлектронным в системе управления остался только реостат увеличения и уменьшения скорости - его рукоятку нужно передвигать левой рукой. Все остальное управляется нажатием сенсорных кнопок. Еще одна деталь - на полу расположен большой квадрат педали безопасности. Трамвай поедет только в том случае, если эта педаль нажата. Таким образом появляется страховка на тот случай, если человеку за пультом управления станет плохо или он неожиданно покинет его по другой причине.
Сам вагоновожатый говорит, что вагон идет очень плавно, без вибрации. Электронная начинка позволяет точно рассчитать торможение, что исключает случаи резкой смены скорости движения трамвая. Единственное, и, наверное, временное неудобство в том, что непривычен дизайн кабины, напоминающий водителям аквариум. Хотелось бы сделать его уютнее, повесить фотографию или занавесочку, но это строго запрещено по соображениям безопасности.
Около месяца вагон будет проходить обкатку в разных режимах. Сам по себе вагон может развивать скорость до 75 км в час благодаря мощному двигателю и современной тележке. Однако ездить с такой скоростью в Харькове пока негде - нет соответствующих скоростных линий. Максимум, что может себе позволить водитель на стадии испытаний - разогнать вагон примерно до 40 км/ч. Для имитации пассажиров в вагон занесут мешки с песком - около 5 тонн. В целом же грузоподъемность вагона составляет около 8 тонн. Сидячие места есть только для 26 пассажиров. На какой маршрут выйдет новинка после обкатки, еще неизвестно.
Лучший среди равных
Создатели трамвая считают его одним из самых современных в своем классе. Применяемая в трамвае тележка только сейчас начинает внедряться во всем мире, а устройство цифрового управления позволяет протянуть по салону только два провода вместо целого жгута, как это было ранее. Чем меньше проводов, тем меньше аварий. Пластиковая наружная обшивка неплотно прилегает к кузову, что уменьшает проявление коррозии. Наличие низкого пола не по всей длине кузова - тоже вполне современное решение. Полностью низкопольные трамваи могут позволить себе далеко не все страны. Например, полностью низкопольные трамваи, цена которых около 300 тыс. евро, производят в Чехии, но у себя их внедрять не спешат - продают в Германию.