Местные бюджеты требуют срочной поддержки для стабильного обеспечения жизнедеятельности территориальных громад в 2017 году. Об этом сегодня, 18 ноября, заявили участники заседания региональной платформы развития местного самоуправления в Харьковском региональном отделении Ассоциации городов Украины на тему: "О бюджетном обеспечении органов местного самоуправления в 2017 году".
Как отметила заместитель харьковского городского головы - директор Департамента бюджета и финансов Татьяна Таукешева, бюджетная децентрализация кардинально изменила качество финансового обеспечения местных бюджетов, и собственные ресурсы громад действительно увеличились за счет введения новых налогов, увеличения их ставок, перераспределения доходов государственного бюджета и пр.
Для обеспечения дополнительных источников финансовых поступлений в 2017 году на местный уровень через центры предоставления административных и социальных услуг предполагается передать ряд полномочий – по выдаче водительских удостоверений, государственной регистрации транспортных средств, регистрации актов гражданского состояния, реализации государственных социальных программ. Также будут изменены ставки некоторых налогов. В целом поступление собственных доходов увеличится на 10%, или примерно на 590 млн.грн.
В то же время планируется, что местные бюджеты будут финансировать расходы на оплату коммунальных услуг и энергоносителей в учреждениях здравоохранения, что, например, для Харькова составит 120 млн.грн; содержание учреждений образования, кроме зарплаты учителям, составит 1,4 млрд.грн. За счет средств местного бюджета также предусматривается финансирование льготного проезда отдельных категорий граждан – около 400 млн.грн. Также в 2017 году на финансирование профтехобразования нужно будет выделить около 190 млн.грн.
Татьяна Таукешева подчеркнула, что в целом дополнительные расходы, финансировать которые предлагается из бюджета города Харькова, составят 2,5 млрд.грн., а дополнительно город получит только 590 млн.грн.
"Реализация инициатив Кабмина может привести к разбалансированию местных бюджетов, в результате чего возникнут проблемы с финансированием программ, которые являются жизненно важными для территориальных громад. Перспектива финансовой самодостаточности местного самоуправления требует передачи соответствующих источников покрытия из госбюджета местным бюджетам. Одним из весомых компенсаторов дополнительных расходов местных бюджетов является установление размера отчисления налога на доходы физлиц для местных бюджетов на уровне не менее 85% для городов областного значения. Два года назад мы получали 75%, а сейчас – 60%", - отметила Таукешева.
Председатель Харьковского областного совета Сергей Чернов в свою очередь также акцентировал внимание на том, что местные бюджеты увеличились в среднем на 30%.
"Но мы опасаемся, что такое увеличение бюджетов не даст возможности покрыть расходы, которые предусматривается возложить на местные органы самоуправления с 1 января 2017 года. По расчетам, в следующем году в Харьковской области нехватка собственных доходов местных бюджетов составит 4 млрд. 745 млн. грн., а с учетом субвенций, которые должны были быть выделены, дефицит местных бюджетов по области составит 6 млрд 849 млн.грн.", - сказал Чернов.
Среди острых вопросов он также отметил нерешенную проблему компенсации за перевозку льготников, а также то, чтобы 100% поступлений акцизного налога на содержание автодорог оставалось в городах областного значения и по 50% - в городах районного значения (поселках, селах) и в областном бюджете, чтобы можно было ремонтировать местные дороги.
Участники заседания приняли обращение к народным депутатам Украины с просьбой оказать содействие в решении вопросов, которые остались неурегулированными в процессе подготовки проекта государственного бюджета на 2017 год. Так, АГУ просит обеспечить компенсацию за льготный проезд отдельных категорий граждан и предоставить в следующем году государственную финансовую поддержку для обновления подвижного состава городского электротранспорта отечественными трамваями и троллейбусами.
Еще одна проблема - урегулирование распределения медицинской субвенции между местными бюджетами для первичного и вторичного уровней медицинской помощи, прежде всего, в объединенных территориальных громадах.