В сентябре в Украине резко упали продажи как новых, так и подержанных автомобилей.

Новые машины

По информации портала AUTO-Consulting, продажи новых легковых машин в прошлом месяце по сравнению с августом сократились более чем вдвое и составили 13 тысяч единиц. "Такое падение автопродаж стало следствием введения утилизационного с 1 сентября сбора, сложностей с регистрацией автомобилей в МРЭО и ажиотажем вокруг авторынка накануне 1 сентября", - отмечено в сообщении группы.

В то же время, эксперты констатируют, что автоимпортеры начали осторожно растамаживать автомобили и уплачивать утилизационный сбор. "Правда, по нашей информации, объем таких сделок пока незначительный и затрагивает преимущественно небольшой сегмент автомобилей: большинство растаможенных после 1 сентября авто имеют объем двигателя до 1 литра", - информирует AUTO-Consulting.

В компании поясняют логику действий импортеров тем, что утилизационный сбор на такие авто составляет 4 тысячи 730 гривен, а при возможной коррекции закона могут оставить единую ставку 5,5 тысячи гривен (базовая) для всех категорий автомобилей. "В этом случае импортерам придется платить больше за авто с объемом двигателя до 1 литра, чем при существующем законодательстве", - говорится в сообщении.

Кроме того, автомобили с объемом двигателя до 1 литра не подпадают под действие спецпошлин, которые затрагивают сегменты с объемом двигателя 1-1,5 литра и от 1,5 до 2,2 литра.

Фактически весь сентябрь авторынок работал на складских запасах авто, импортированных до 1 сентября.

Подержанные машины

Рынок подержанных автомобилей тоже резко просел. По информации Slando, в сентябре число проданных "легковушек" упало ниже мартовского показателя. Одной из причин такого явления аналитики сайта частных объявлений тоже называют введение утилизационного сбора. Из-за  него новые и б/у автомобили существенно подорожали. Таким образом, покупатели либо старались купить авто до введения нового налога, либо же отложили приобретение машины на будущее.

Самыми популярными моделями на вторичном рынке Украины являются:

  • Daewoo Lanos/Sens (2,95% общего числа автомобилей);
  • ВАЗ-2101 (1,75%);
  • ВАЗ-2106 (1,43%);
  • Audi A6 (1,31%);
  • Chevrolet Aveo (1,30%).

Портрет типичного автомобиля на вторичном рынке выглядит так: седан, 14 лет, с механикой, на бензине, стоит 76,5 тыс. грн.

Справка "SQ". В 2012 году продажи новых легковых автомобилей в Украине упали на 1,4% по сравнению с 2011 годом - до 217,58 тысячи единиц. В текущем году эксперты расходятся в прогнозах объемов авторынка, однако после введения ввозных пошлин в апреле они в лучшем случае предполагали сохранение прошлогодних показателей, а после введения в сентябре утилизационного сбора прогнозируют сокращение не менее чем на 10-15%. В ожидании подорожания новых авто пик спроса на них пришелся на апрель, когда всеми операторами рынка было продано больше 26 тысяч новых автомобилей, а также июль-август - перед введением утилизационного сбора.