Каждый третий литр бензина, реализуемый на украинских автозаправочных станциях (АЗС), не соответствует действующим стандартам качества. Об этом заявил президент "Киевского автомобильного клуба" Максим Головин, передал "Интерфакс-Украина". По данным Головина, такие результаты были получены по итогам исследования проб бензина, отобранных автомобилистами в 10 ведущих заправочных сетях Киева. Исследование проводил УкрНИНЦ химмотологии и сертификации горюче-смазочных материалов и технических жидкостей.

"Оценивалось топливо, которое реализуют АЗС "Shell", "КЛО", "БРСМ-Нафта", "АВИАС плюс", "Газовик", "ТНК", "Талисман", "Народная", "ОККО", "WOG". Проверка дала неутешительные результаты: качество бензина в Украине значительно хуже качества бензина в Европе. Как минимум, 30% продаваемого в стране топлива не соответствует ни старым украинским стандартам, ни тем более стандартам Евро-4 и Евро-5", - отметил Головин.

По его словам, октановое число и детонационная стойкость трех из 10 проб не соответствуют заявленным показателям. По четырем из 10 проб выявлено несоответствие фракционного содержания и высокий разрыв между начальной и конечной температурой кипения. Абсолютно все отобранные пробы были ненадлежащего цвета и плотности. На большинстве АЗС, где были отобраны пробы бензина, сертификаты топлива датировались еще 2012-м годом.

По мнению руководителя "Киевского автоклуба", а также отраслевых экспертов, государству необходимо обеспечить контроль качества топлива на АЗС. Это не только защитит автомобили от поломок, но и позволит существенно увеличить поступления акцизного налога в госбюджет.

По словам независимого эксперта по вопросам энергетики Валентина Землянского, с 2008-го по 2013 год количество проверенных государством АЗС сократилось в 2,8 раза (до 357 ед.),  и эта динамика обратно пропорциональна росту объемов фальсификата, реализуемого на украинском рынке.

В свою очередь аналитик консалтинговой компании "UPECO" Александр Сиренко считает необходимым усилить государственный контроль качества нефтепродуктов как на АЗС, так и на границе, поскольку большая часть топлива на рынке является импортной. "Я считаю, что необходимо обеспечить контроль качества на границе и на АЗС. За последние три года, с тех пор как у операторов исчез страх перед проверяющими, заводской бензин стал большой редкостью", - резюмировал эксперт.

Справка "SQ". Премьер-министр Украины Николай Азаров в ответ на обращение "Киевского автоклуба" 29 мая поручил министру доходов и сборов Александру Клименко обеспечить надлежащий контроль качества импортных нефтепродуктов. Для Гостаможслужбы, входящей в состав Миндоходов, контроль качества топлива является несвойственной функцией. Ведомство располагает лишь одной стационарной лабораторией по проверке качества топлив в Киеве. Отбор Гостаможслужбой проб в 2012 году привел к долговременным простоям эшелонов с импортными нефтепродуктами. В Украине за контроль качества на АЗС отвечает Госпотребинспекция, входящая в структуру МЭРТ.