Верховная Рада поддержала постановление о направлении в Конституционный суд Украины законопроекта "О внесении изменений в Конституцию Украины (относительно децентрализации власти)". За соответствующее решение проголосовали 288 нардепов.  

Этот законопроект предусматривает внесение изменений в Конституцию, которым закрепляется отход от централизованной модели управления в государстве. Предлагаемые изменения сохраняют унитарную форму государственного устройства Украины. Вместе с тем, проект закона предлагает закрепить в Конституции Украины норму, согласно которой "особенности осуществления местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей определяются отдельным законом".

Кроме того, законопроект предлагает закрепить в Конституции положения, согласно которым систему административно-территориального устройства Украины составляют административно-территориальные единицы: общины, районы, регионы.

"Община является первичной единицей в системе территориального устройства Украины. Несколько общин составляют район. АР Крым и области являются регионами Украины", - говорится в проекте изменений к Конституции.

Согласно проекту, территориальная община осуществляет местное самоуправление через органы местного самоуправления, путем местных референдумов и в других формах, определенных законом.

Органами местного самоуправления общины является совет общины как представительный орган и исполнительные органы местного самоуправления общины. Председатель общины председательствует на заседаниях совета общины, возглавляет исполнительный орган местного самоуправления общины. Также органами местного самоуправления является районный, областной совет и их исполнительные комитеты. Срок полномочий председателя общины, депутатов совета общины, районного, областного совета, избранных на очередных выборах, составляет 4 года.

В Конституции предлагается закрепить финансовую основу местного самоуправления, а именно:

  • земля, движимое и недвижимое имущество, природные ресурсы, другие объекты, которые есть в коммунальной собственности территориальной общины;
  • местные налоги и сборы, часть общегосударственных налогов и другие доходы местных бюджетов:
  • объекты совместной собственности территориальных общин и находятся в управлении районного или областного совета и содержатся за счет средств соответственно районного или областного бюджета.

Территориальная община непосредственно или через органы местного самоуправления общины согласно закону:

  • управляет имуществом, находящимся в коммунальной собственности;
  • утверждает бюджет соответствующей общины и контролирует его исполнение;
  • утверждает программы социально-экономического и культурного развития и контролируют их выполнение;
  • устанавливает местные налоги и сборы;
  • обеспечивает реализацию результатов местных референдумов;
  • образует, реорганизует и ликвидирует коммунальные предприятия, организации и учреждения, а также осуществляет контроль за их деятельностью;
  • решает другие вопросы местного значения, отнесенные законом к ее компетенции.

В случае принятия главой общины, совета общины, районным, областным советом акта, который не отвечает Конституции Украины, создает угрозу нарушения государственного суверенитета, территориальной целостности или угрозу национальной безопасности, президент Украины приостанавливает действие соответствующего акта с одновременным обращением в Конституционный суд Украины, временно приостанавливает полномочия председателя общины, состав местного совета и назначает временного государственного уполномоченного.

Исполнительную власть в районах и областях, в Киеве и Севастополе осуществляют префекты, назначаемые на должность и увольняет с должности по представлению Кабинета министров Украины президент Украины.

Префект на соответствующей территории:

  • осуществляет надзор за соблюдением Конституции и законов Украины органами местного самоуправления;
  • координирует деятельность территориальных органов центральных органов исполнительной власти и осуществляет надзор за соблюдением ими Конституции и законов Украины;
  • обеспечивает выполнение государственных программ и др.

Также предусмотрено, что полномочия сельских, поселковых, городских голов и депутатов местных советов, избранных на очередных выборах в октябре 2015 г. и местных выборах в период с октября 2015 г. до октября 2017 г., прекращаются со дня обретения полномочий соответственно председателями общин, советами общин, районными и областными советами, избранными на следующих очередных местных выборах в октябре 2017 г.

С некоторыми другими положениями изменений в Конституцию можно ознакомиться здесь.