В Волчанске россияне расстреляли мужа местной жительницы и ее тетю в инвалидной коляске, а саму женщину взяли в плен. Трагическую историю в интервью "Суспільному" рассказала Раиса Зиновская.

В мае она решила эвакуироваться из родного города на машине вместе с мужем, 83-летней незрячей тетей и соседом Виктором. По дороге мужа Раисы и ее тетю расстреляли российские военные, а их с Виктором взяли в плен.

Муж Раисы Зиновской Владимир, которого расстреляли русские. Из личного архива Раисы Зиновской

Как рассказала Раиса, ее муж Владимир сначала не хотел выезжать, но меньшая невестка убедила их эвакуироваться. Во время отъезда они попали под обстрел. Виктор Коновалов вспоминает, что пули летели отовсюду, и он едва не погиб, но спасся благодаря тому, что прикрылся портфелем с иконой.

Раиса вспоминает жуткие детали того дня - муж погиб на ее глазах, а тетя истекала кровью. Раиса вместе с соседом успели выползти из авто, но россияне взяли их в плен. Когда Раиса умоляла помочь раненой тете, в ответ услышала: "Замолчи! Туда не пойдем - там очень опасно".

В плену Раису с раненой рукой осмотрели, но еды не давали два дня. Телефоны россияне забрали. Если люди спрашивали, когда их отпустят, оккупанты обещали "завтра утром". 

Раиса рассказывает, что очень хотела пить, но российские военные не давали воды, и только когда женщина обратилась к ним как к "мальчикам", налили немного из банки - и это была вся еда.

Потом в дом попал снаряд и вспыхнул пожар, пленных вывели и приказали спускаться в подвал. Раиса отказалась прятаться в подвале и умоляла отпустить. В конце концов их с Виктором выпустили, и они выбрались через огороды домой. 20 мая с волонтерами Раиса и Виктор окончательно выехали из города.

Виктор Коновалов, который сейчас живет в общежитии в Харькове, надеется вернуться в родной город, а Раиса жить там больше не хочет. Мужа и тетю она не похоронила - их тела остались в машине.

"У меня желание вернуться только на могилы к своим, а жить я не смогу там. Не хочу", - говорит Раиса.

Всего, по данным прокуратуры, в Волчанской громаде зарегистрировано более 650 производств по фактам военных преступлений россиян с 10 мая: обстрелы из запрещенного оружия, пытки и убийства гражданских во время эвакуации, разрушение инфраструктуры. 

Главное фото: Суспільне Харків/Евген Гертнер