Ректор Харьковского государственного педагогического университета им. Г.Сковороды Иван Прокопенко рассказывает, что еще с 2014 года он регулярно отправляет официальные ответы на запросы депутатов, министерств, ведомств и антикоррупционных активистов об образовании главы Администрации президента Украины Бориса Ложкина.
"Но до сих пор не прекращаются инсинуации насчет диплома Ложкина, и это, в конце концов, негативно отражается на университете, который я возглавляю более 30 лет", - говорит Прокопенко.
Он показывает копию диплома Ложкина: "Оригинал показать не могу, потому что он находится у его владельца".
Американо-харьковский институт
Вся эта канитель началась с того, что на официальном сайте президента Ложкин разместил свою биографию, в которой было указано, что в 1990-1992 годах он учился и закончил курс "Менеджер высшего звена" факультета международного менеджмента и коммерции Харьковского филиала негосударственного Международного института гуманизации и развития (США).
Когда активисты и недоброжелатели Ложкина начали выяснять, что это за институт, оказалось, что найти его следы невозможно, а потому это образование главы президентской Администрации тут же было поставлено под сомнение. С другой стороны, странно было бы предполагать, что Ложкин честно сознается в том, что у него есть фейковый диплом, тогда как до него не один политик уже погорел на фальшивых дипломах. Так был ли подлог?
В начале 1990-х годов в Харькове различные институты с негосударственным статусом и курсы с участием зарубежных преподавателей появлялись нередко. Их услуги были платными и весьма дорогими по тем временам – 12 тысяч рублей, за которые можно было купить "Жигули". В студентах и слушателях не было недостатка, поскольку был большой недостаток в современном образовании в области управления, рекламы, маркетинга, журналистики, продаж, сервиса и прочего. Голод на такие специфические знания у молодого поколения предпринимателей сделал такие институты востребованными. Тогда еще мало кто знал о MBA, и получить диплом по бизнес-администрированию было попросту негде, а спрос на такое образование уже родился.
Институт, в котором Ложкин закончил курсы по менеджменту, однако, имел особую историю.
Тамара Стаканкова, декан факультета иностранной филологии, хорошо знает Ложкина, поскольку в 1989 году он поступил в тогда еще пединститут на специальность "Русский и английский язык".
"Борис одним из первых пошел в Международный негосударственный институт гуманизации и развития. Он учился там параллельно с пединститутом. Туда привлекались американские преподаватели. Фактически это было началом коммерческого образования в Украине", – объясняет Стаканкова.
Она сообщила, что учредителем коммерческого института была одна из преподавателей пединститута – Ада Кувенева, доцент, кандидат наук, английский филолог (ныне покойная). Ее частный институт был официально зарегистрирован при пединституте и там же находился. Кувенева привлекала зарубежных преподавателей за счет платы за обучение. Тогда с помощью американцев в пединституте начала появляться первая в городе компьютерная техника, которую пединститут не мог себе позволить. А со временем, когда спрос на обучение в этом заведении пошел на спад, он влился в состав пединститута, но не сохранил своего названия и коммерческого статуса. Поэтому на прямой вопрос, не был ли этот международный институт разновидностью шарлатанства, которое не было редкостью в 1990-е, Стаканкова категорически заявила: "Конечно, нет, поскольку его организовала наша коллега – педагог с ученой степенью. Просто это была одна из первых попыток начать в стране обучение в частных вузах".
Однако именно из-за этой строчки в резюме Ложкина появляются попытки дискредитировать его образование в целом.
Учитель русского языка и литературы со знанием английского
Ярослава Сазонова (в девичестве Олексенко) училась с Ложкиным в одной группе пединститута. После получения диплома она не оставила институт и теперь работает здесь заведующей кафедрой английской фонетики и грамматики.
"Ребята, которые идут на филфак, обычно начитанные, демократичные, они не похожи на мальчиков с других факультетов. Их в пединститутах, как правило, всегда меньше, чем девочек, поэтому они всегда выделяются. И я хорошо помню, как я и Борис успешно сдавали вступительные экзамены, в частности, аудирование", - говорит Сазонова.
Аудирование – такой вид экзамена, во время которого экзаменатор читает абитуриентам весьма большого размера текст на английском языке (это может быть, например, рассказ). Сначала текст читается в естественном темпе, а второй раз – медленно. Абитуриенты должны запомнить прочитанный текст и в течение определенного времени написать изложение, по которому определяется глубина знания языка.
"Абитуриенты, которые поступили, делились затем на группы по уровню знания английского – А, В, С, где А – это группа с высоким уровнем английского. Вот в нее и попали мы с Борисом", - вспоминает Сазонова.
Ирина Быкова, главред университетской газеты "Учитель" и бывший декан, рассказала, что до пединститута Ложкин пытался поступить на журфак Московского госуниверситета, но ему не хватило одного балла.
"Я сказала ему как-то, что хорошо, что он не поступил в МГУ и вернулся в Харьков, иначе он не сделал бы такой карьеры. Позже мы очень гордились им, когда он сделал свой бизнес, все об этом просто гудели", - говорит Быкова.
Стаканкова подчеркивает, что у Ложкина прекрасное филологическое образование, и что он поступил в пединститут не случайно: «Ярослава и Борис были лучшими, это был один из самых ярких курсов, которые я помню».
"Конечно, в каком-то смысле я защищаю честь университета, но никто не может сказать, что Борис свои оценки получал нечестно. Да, случались и прогулы, как и у всех студентов, но мы получили качественное образование", - говорит Сазонова.
Стаканкова добавляет, что, по ее мнению, Ложкин просто не позволял себе упустить свой шанс, тройки его не устраивали.
"Он был образованным, он вступал в дискуссии и часто ставил в тупик преподавателей по истории КПСС. Он сделал себя сам. И все вело к тому, что он достигнет большого успеха", - говорит она.
Сазонова отметила, что, когда Ложкин создал свой бизнес, они все, по сути, были еще детьми. По ее словам, многие сокурсники пришли учить английский, понятия не имея, что с ним делать потом, но Ложкин изначально знал, зачем ему это нужно. При этом она говорит, что у Ложкина всегда была гражданская позиция, и вспомнила одну неприятную историю.
"Когда в конце 1989 года умер опальный академик Сахаров, мальчики-первокурсники повесили его портрет на входе в университет, Борис в том числе. В то время это было смелым поступком. У них тогда были большие неприятности. Их очень ругали, таскали по кабинетам. Так что Борис уже тогда был с активной гражданской позицией. Он был зрелым", – говорит Сазонова.
На третьем курсе Ложкин вынужден был взять академический отпуск. Его бизнес развивался, и он не успевал работать и учиться одновременно. В 1994 году появилась "Теленеделя", сразу же ставшая коммерчески успешной. Как только Ложкин смог делегировать больше полномочий своим менеджерам, он вернулся к учебе.
Он закончил институт на заочной форме обучения. Поэтому его диплом, копию которого показывает ректор университета Иван Прокопенко, датирован 1997 годом.
Неизвестная диссертация
В 2000 году Ложкин защитил кандидатскую диссертацию по творчеству русского писателя начала 19 века Михаила Загоскина.
Ректор педуниверситета Прокопенко выложил на стол толстую синюю папку: это и есть кандидатская диссертация главы Администрации. На корешке книги – боковой части – приклеена уже выцветшая бумажка, на которой от руки написано "Ложкин Б.". Копия этой диссертации находится в библиотеке им. Вернадского в Киеве, поэтому проверить ее существование и содержание несложно, сделать это может любой.
Первое, что сразу же смутило в этой папке – упоминание на титульной странице Университета внутренних дел (очевидно, Харьковского). При чем тут МВД?
Елена Андрущенко, доктор филологических наук, профессор по научной работе, заведующая кафедрой русской и мировой литературы, просит не пугаться и объясняет, что существует две формы повышения квалификации ученого – в аспирантуре или консульпункте. Ложкин выбрал второй вариант, поскольку его научный руководитель Игорь Черный, доктор филологических наук, доцент, работал именно в Харьковском университете внутренних дел. А поскольку там нет факультета филологии, защищал свою диссертацию Ложкин в родном педуниверситете.
Татьяна Тищенко, ученый секретарь университета, как и Ирина Быкова, присутствовала на защите. Они, разумеется, гордятся Ложкиным, но до создания культа личности не дошло – весьма успешная защита, но не более того.
"Это была вполне нормальная защита, которых я повидала сотни. Он хорошо доложил, хорошо ответил на вопросы. Понимаете, когда случаются провальные защиты, об этом узнают буквально все, а когда нормальные, они не особо выделяются", - спокойно говорит Быкова.
Новый уровень
Быкова с теплотой в голосе вспоминает, как в конце 1990-х году после десятилетий перерыва было решено восстановить университетскую газету "Учитель", и ей помог ее студент.
"Денег на газету тогда не было, не было оборудования, негде было верстать. Я тогда вообще не знала, как делать газету. Но начала изучать это дело. Я бегала по городу в поисках помощи. И случайно встретила на улице Бориса, рассказала ему о наших проблемах, и он пригласил меня верстать газету в его офисе. Уже тогда у него была "Теленеделя". Нас принимали там, как своих, он распорядился, чтобы нам помогали, он дал нам верстальщика, корректора, мы работали там до глубокой ночи. И так продолжалось шесть или семь лет, пока университет не встал на ноги и не купил свое оборудование. Там же в редакции я познакомилась с Борисом Гребенщиковым, который приехал на интервью", - вспоминает Быкова.
По признанию руководства университета и преподавателей, они очень переживали, "когда Борис вынужден был продать бизнес Сергею Курченко".
"Особенно нам было неприятно узнать, что по условиям контракта Борис не имел права несколько лет конкурировать со своим уже бывшим Украинским медиа холдингом. И мы думали, что он уедет за границу. Но когда он стал главой Администрации президента, мы поняли, что он перешел на новый уровень", - поделилась Сазонова.
Преподаватели Ложкина искренне недоумевают, почему его диплом наделал столько шума, и они также переживают, что от этого может пострадать имидж университета.
"Могу еще и вам дать справку, что Ложкин имеет наш диплом. Хотите?", - иронично спросил Прокопенко.
Виктор Валин