На первый взгляд может показаться, что численность населения Харькова резко возросла. Но когда выходишь из метро, понимаешь, что улицы не настолько заполнены людьми, как подземка. Все просто: метрополитен увеличил привычный интервал движения поездов, а половина эскалаторов не работает.


Однако страдают не только пассажиры, но и сами работники метрополитена: они недополучают зарплату. А все потому, что метрополитен накопил с начала года целых 60 млн.грн. убытков. Единственный выход из сложившейся ситуации руководство предприятия видит в повышении стоимости проезда. Об этом мы разговаривали с начальником ГП "Харьковский метрополитен" Сергеем Мусеевым.


 
     - Сергей Зинятович, всех пассажиров харьковской подземки сегодня интересует одно: когда и на сколько подорожает проезд в метро? И произойдет ли это теперь, когда Верховная Рада приняла мораторий на повышение тарифов в общественном транспорте и ЖКХ?

 - Это неконституционное решение парламента, которое будет опротестовано. Но даже если этого не случится, жизнь заставит депутатов принять полностью противоположное решение. Необходимость повышения стоимости проезда в метро продиктована законами экономики: тариф не менялся с 2000 г., при этом средняя зарплата в Харькове за этот период возросла в 4,5 раза. Людям деньги дают, а потратить их им некуда. Но доходы не могут расти без увеличения расходов, иначе наступит инфляция. Мы бы хотели, чтобы стоимость проезда была увеличена как можно быстрее. Но есть процедура, по которой согласование предложенного нами тарифа должно пройти ряд инстанций: обладминистрацию, горисполком, работодателей, профсоюзы, антимонопольный комитет, Министерство юстиции. На сегодняшний день новый тариф согласован с большинством организаций, против выступают только профсоюзы.

Как только проект пройдет все этапы согласования и распоряжение о повышении стоимости проезда в метро подпишет губернатор, новые тарифы вступят в силу.   Мы предлагали повысить стоимость до 1,5 грн., но, проведя свои расчеты, обладминистрация согласилась на повышение только до 85 коп. Скорее всего, этот тариф и будет утвержден. Но он всего лишь позволит нам выйти на безубыточность, не давая возможности развивать предприятие, обновлять подвижной состав или внедрять современные технологии оплаты за проезд (например, бесконтактные карты). Не позволит этот тариф и компенсировать затраты на перевозку пассажиров льготного контингента (около 30%), за которую мы получаем от государства не более 10% компенсации. Поэтому через какое-то время мы снова будем предлагать повысить тариф. 

- Но почему проезд в метро первым будет дорожать именно в Харькове? Почему не в Киеве, где уровень жизни выше? 

- Потому что в Киеве метрополитен находится в муниципальной собственности города и финансируется из бюджета Киева, возможности которого не сравнимы с бюджетами других городов. То есть, собирая налоги со всей Украины, столица обеспечивает киевлянам дешевый проезд в метро. 

- Власти Харькова тоже хотят забрать метрополитен в коммунальную собственность. Но справится ли наш городской бюджет с его финансированием? 

- Это вопрос торга. Мэр должен поехать и предложить в Кабинете министров забрать метро в муниципальную собственность взамен, к примеру, на покупку государством нового подвижного состава, который не менялся 30 лет. Если государство не согласится на такие условия, то городу нет смысла брать метрополитен на свой баланс - он просто не потянет его содержание.  

- Увеличенный интервал движения поездов, расклеенные всюду плакаты с намеками на необходимость повышения стоимости услуг метро - это своеобразный шантаж пассажиров или моральная подготовка к подорожанию проезда?  

- Мы вынуждены были увеличить интервал движения поездов из-за сложной экономической ситуации. С начала года убытки предприятия составили 60 млн.грн. Мы должны около 1 млн.грн. за электроэнергию, и начальник облэнерго периодически угрожает ее отключить. Неужели будет лучше, если мы вывесим на входах объявление: "Метрополитен не работает - отключили электроэнергию"? Увеличение интервала движения, отключение эскалаторов и вентиляции позволяет нам экономить до 10% электроэнергии в месяц (около 200 тыс.грн.), но это временный выход из ситуации.

Пока мы выживаем, потому что, согласно закону, имеем право до конца этого года покупать электроэнергию по тарифу для населения (в два раза меньше, чем для промышленных предприятий), но со следующего года нам придется платить за нее в два раза больше. Поэтому, если мы не повысим стоимость проезда, то либо остановим метро, либо сделаем, как в Бухаресте, где метрополитен работает по два часа утром и вечером.  Что касается листовок, то они расклеены для того, чтобы каждый мог задать себе вопрос: соответствует ли уровень услуг метрополитена сумме в 50 коп.? Мы проводили подобный опрос пассажиров, и 80% принявших в нем участие согласились с тем, что стоимость проезда в метро занижена. Ведь за то, чтобы проехать 250 м, стоя в маршрутке, приходится платить до 2 грн.  

- Что получат пассажиры после введения нового тарифа?

- Прежний график движения поездов. У харьковчан есть выбор: или толкаться в метро, или ездить с комфортом за 85 коп. 

 - Останутся ли льготы на проезд в метро для студентов? 


 - Если тариф повысится, то останутся, если не повысится - нет. Льготный проезд студентов, как и других льготников, должен, по закону, компенсироваться из госбюджета. Т.е. Министерство образования обязано перечислять деньги вузам, а вузы - перевозчику. Но сегодня в госбюджете на льготный проезд студентов не заложено ни копейки. Получается, что метрополитен не имеет права возить студентов за полцены. Но есть студенческие профсоюзы, которые в случае чего организовывают митинги и вынуждают нас оставлять льготы. Хотя льготы надо требовать не у нас,  а у вузов. Кроме того, вузы берут карточки на проезд без ограничения - ими пользуются и бюджетники, и контрактники. На сентябрь мы выдали 22 тыс. карточек, а когда студенты услышали, что метро подорожает, то на октябрь заявили уже 60 тыс. Когда мы решили проверить, кто пользуется студенческими карточками, то за один час на одной станции метро выявили 140 человек, среди которых были и крупье, и предприниматели. Конечно, человеку, который работает на "Барабашово" и по несколько раз в день ездит на метро, выгоднее купить у студента карточку стоимостью 15 грн. за 50 грн. А наказать его мы не можем, потому как за такие действия уголовная ответственность не предусмотрена.

 - Каковы результаты финансовой деятельности предприятия за последнее время? Неужели доходы от рекламы и торговли в переходах не позволяют покрыть дефицит средств? 

 - Торговля и реклама составляют всего лишь одну десятую часть наших ежемесячных доходов - около 1 млн.грн., потому как 70% платы за аренду торговых мест уходит в госбюджет, а рекламодателей гораздо меньше, чем площадей для размещения рекламы, которые может предложить метрополитен. Основную часть средств - порядка 9 млн.грн. - мы собираем за счет перевозок. При этом 8 млн.грн. уходит на зарплату с начислениями (в метрополитене работают 4,5 тыс.чел.), 700 тыс.грн. - на оплату милиции, 2 млн.грн. необходимо на электроэнергию и 1 млн.грн. - на оплату коммунальных услуг. На эксплуатационные расходы, т.е. безопасность перевозок, денег вообще не остается, поэтому приходится переставлять запчасти с вагона на вагон. А вся работа метрополитена строится вокруг обеспечения безопасности пассажиров. Если метрополитен останавливается дольше чем на 5 мин., я должен в течение 10 мин. сообщить об этом в МЧС, СБУ и Кабинет министров, потому что это ЧП международного масштаба. Поезд везет 2 тыс.чел., и если с составом в тоннеле что-нибудь случится, то "Норд-Ост" или Беслан покажутся цветочками.

  - Как же тогда обеспечивается безопасность пассажиров, чтобы не повторялись такие ЧП, как в марте этого года, когда в тоннеле столкнулись два поезда и пострадали несколько человек, или в августе, когда милиционер застрелил в метро пассажира и кассира?  

- В метрополитене работает целый комплекс систем безопасности. Например, один вагон стоит 500 тыс.долл. не потому, что в нем много железа, а потому что он снабжен различными системами безопасности, благодаря которым у машиниста есть 6 видов связи с диспетчером и другими службами. За работу сотрудников милиции мы ответственности не несем и даже не участвуем в их подборе - милиционеров для охраны общественного порядка в метро нам предоставляет по договору областное управление МВД. 

 - Престижно ли, на ваш взгляд, работать в метрополитене?  

- Сегодня не престижно. Зарплата наших работников гораздо ниже, чем в аналогичных отраслях (например, на железной дороге), средняя ставка составляет 1 тыс.грн. Кассиры и контролеры, которые проводят на сквозняке по 12 часов, получают около 600 грн. Чтобы метрополитен мог выживать, мы недоплачиваем сотрудникам зарплату, в частности, надбавки за выслугу лет. Конечно, это вызывает напряжение в коллективе… 

 - В каком состоянии досталось вам предприятие от Михаила Пилипчука? 

 - В хорошем. Сегодня Михаил Дмитриевич работает моим первым заместителем, и я к нему прислушиваюсь как к опытному профессионалу. Это бескорыстный человек, который много сделал для харьковчан. Я удивляюсь тому, что он знает каждого героя войны в Харькове и лично поздравляет их со всеми праздниками. С таким человеком конфликтов нет и быть не может. 

 - Удастся ли вовремя открыть новые станции метро на Алексеевской линии? Жителям каких районов повезет после этого?  

- Благодаря напору городских властей, я думаю, новые станции будут сданы в срок: "Алексеевская" - в августе 2007 г., а "Пр.Победы" - в 2008-м. Затем в 2008 - 2010 гг. планируется строительство линии метро в направлении аэропорта. Решение о строительстве следующих станций должен будет принимать градостроительный совет Харькова с учетом развития города и его транспортной схемы в будущем.   Проблемы в сфере строительства метро связаны сегодня не только с нехваткой денег, но и возможностью их освоить. Многие работники "Метростроя", посидев месяц без работы и зарплаты, уехали на заработки в другие города. Чтобы сдать вовремя новые станции метро, проходчикам необходимо осваивать 10 млн.грн. в месяц. Кроме того, надо 120 млн.грн. на покупку дополнительных вагонов и 200 млн.грн. - на строительство Алексеевского депо. 

 - Вы сами ездите в метро?  

- Конечно - по роду службы. Наблюдаю за движением поездов, работой сотрудников. 

 - И как?  

 - Считаю, что в целом харьковский метрополитен работает хорошо.