На фоне бурной общественной и политической жизни Украины ситуация, сложившаяся вокруг одного из контрактов харьковского "Турбоатома", не вызвала широкого резонанса. Сегодня мало кого можно удивить обвинениями в том, что предприятие неэффективно использует государственные средства (более 75% акций ПАО "Турбоатом" принадлежит государству). А объяснения специалистов, вдребезги разбивающие все обвинения, и вовсе проходят мимо общественного сознания: из правоты инженеров сенсации не слепишь, а их аргументы изобилуют скучными техническими терминами, в которых читателю разбираться недосуг. Тем не менее, ситуация с "Турбоатомом" заслуживает того, чтобы с ней ознакомиться, потому что, кроме всего прочего, она демонстрирует, как и из чего в Украине делаются "сенсации".

Итак, обо всем по порядку. С 2005 года третий энергоблок Запорожской АЭС нуждается в замене конденсатора. Именно тогда, 11 лет назад, инженеры АЭС начали вести переговоры с одной из немногих организаций в мире и единственной организацией в Украине, которая может произвести подобное изделие, - харьковским "Турбоатомом".

Тут надо объяснить непосвященному читателю, что такое конденсатор для энергоблока. После того, как образовавшийся в котле или ядерном реакторе пар сделал свое дело, т.е. способствовал вращению турбины, которая в свою очередь привела в действие генератор для выработки собственно электроэнергии, пар нужно охладить и снова привести в жидкое состояние. Потом эта жидкость опять направляется в котел, где от сжигания угля, газа или ядерной реакции она превратится в пар, после чего станет вращать турбину, и т.д. Охлаждается пар в конденсаторах - конструкциях, состоящих кроме корпуса и набора сложного оборудования из тысяч специальных трубок, в которые подается охлаждающая жидкость.

Учитывая мощности современных энергоблоков и размеры турбин, несложно представить себе «изделие» под названием «конденсатор энергоблока». Он состоит из нескольких модулей, каждый из которых - размером с небольшой особняк (фото). Конденсатор для одного энергоблока Запорожской АЭС насчитывает 18 модулей, вес каждого из них - около 70 тонн. Разумеется, производство, доставка и монтаж такого оборудования - задача нетривиальная, и ее решение доступно не многим предприятиям. Это редчайшая удача, что один из мировых производителей подобного оборудования - харьковский "Турбоатом" - находится в Украине. Вполне ожидаемо что "Турбоатом" оказался единственным преприятием, которое удовлетворяет все требования заказчика - ГП "НАЭК "Энергоатом", структурным подразделением которого является Запорожская АЭС. Стоимость конденсатора, с учетом объемов и сложности оборудования, составила около полумиллиарда гривен.

И тут совершенно неожиданно для энергетиков и турбостроителей некто Радомир Король, директор Научно-исследовательского и конструкторско-технологического института трубной промышленности им.Осады (НИТИ) из Днепра, сделал «сенсационное» заявление, которое, не разобравшись, увы, в проблеме, перепечатали некоторые СМИ. По словам Короля, трубки для конденсатора, стоимость которых составляет около 70% изделия, "Турбоатом" закупает вообще не те, не там, да еще и по завышенной цене. К тому же использование именно этих трубок может привести, ни много ни мало, "к новому Чернобылю".

Собственно, с последнего «аргумента» и начнем - слишком уж он пугающе звучит. На самом деле испугать этот аргумент может только человека, очень далекого от энергетики. Дело в том, что конденсатор - это так называемое оборудование второго контура, то есть он никак не связан с реактором, и его работа не может стать причиной никаких инцидентов, даже отдаленно сравнимых с чернобыльской катастрофой. Говорить о том, что проблемы с конденсатором могут привести к "Чернобылю", - это все равно, что утверждать, будто короткое замыкание в утюге может привести к Хиросиме. Подобный "аргумент", который вызовет снисходительную улыбку у любого студента политеха, целый директор научно-исследовательского института не моргнув глазом вывалил на созванной специально для этого пресс-конференции.

К сожалению, это отчасти сработало: многие СМИ (видимо, сраженные флером сенсации, который по понятным причинам сопровождает каждое упоминание слова "Чернобыль") процитировали Короля. Что интересно, специализированные издания эту «сенсацию» проигнорировали: очевидная глупость, конечно, может быть скормлена широкой общественности, но выдавать подобное в профессиональном сообществе - нелепо.

Теперь несколько слов о том, где "Турбоатом" собирается закупать трубки для конденсатора. Поставщиком этих изделий должна выступить итальянская компания A.D.Tubi Inossidabili S.p. "Почему не в Украине?" - спросит обычный читатель, и с его стороны этот вопрос будет вполне закономерен. Но услышать такой вопрос от директора НИИ, в названии которого есть слова «трубная промышленность», - по меньшей мере, странно. Радомир Король должен знать, что украинские производители предлагают только цельнотянутые трубки, так как сварные они просто не изготавливают. Стоимость цельнотянутых трубок более чем в два раза выше сварных, да и производственные мощности отечественных предприятий в принципе не позволяют выпускать необходимый объем трубок в срок, заявленный в тендерной документации.

При этом слово «сварные» отнюдь не означает, что такие трубки по эксплуатационным характеристикам хуже, чем цельные. Странно, что директор профильного НИИ не осведомлен о том, что с момента, когда "сварной" означало "менее крепкий, чем цельный", технологии шагнули далеко вперед: сварные трубки позволяют обеспечивать срок службы конденсатора не менее 30-35 лет. При этом, что интересно, энергетики в тендерной документации прямо указали, что трубки для конденсатора должны быть именно сварными.

Можно было бы заподозрить сговор заказчика и исполнителя, которые сошлись на "плохих" трубках, если бы не вся мировая энергетика, не разделяющая несколько архаичных представлений директора украинского НИИ: в подавляющем большинстве конденсаторов по всему миру используют именно сварные трубки. Более того, мнение Радомира Короля не разделяет... возглавляемый им институт, который год назад выдал заключение о том, что использование сварных трубок в аналогичном конденсаторе для Южно-Украинской АЭС - вполне нормально и отвечает техническим нормам. Причем подписал соответствующий документ не кто иной, как Король.

Теперь несколько слов о якобы «завышенной» цене, по которой "Турбоатом" намерен закупить трубки для конденсатора. По утверждению все того же Короля и некоторых «расследователей» из интернета, цена, по которой "Турбоатом" покупает трубки, завышена на 40%. "Правильная", более низкая цена, указана на сайте производителя, поэтому якобы вывести на чистую воду харьковских турбостроителей не составляет труда.

Этот простой аргумент опровергается еще проще. Целый научно-исследовательский институт, который так и не определился с тем, какие трубки лучше, похоже, окончательно запутался в дебрях спецификаций: те самые дешевые трубки, о которых они, извините за невольный каламбур, раструбили по всему миру, - просто другие. Не того диаметра, из другого материала, то есть вообще не те, что закупает "Турбоатом" для конденсатора. А те, что закупает, - закупает по вполне рыночной цене. Но сколько читателей будут копаться в спецификациях на сайтах госзакупок и итальянской компании с труднопроизносимым названием? На этом и строится нехитрый расчет. Тем более, украинские реалии, увы, таковы, что люди скорее поверят в нечистых на руку сотрудников госпредприятия, чем усомнятся в честности того, у кого «душа болит» за судьбы государства.

И напоследок - несколько слов о "больном душой" директоре днепровского НИИ. Об этом человеке со звучными именем и фамилией известно на удивление мало. В Сети можно найти лишь один яркий штрих, который характеризует Радомира Короля. Те, кто следил за событиями на Майдане, должны помнить судью Печерского суда Оксану Царевич. Она была одной из тех, кто выносил заведомо неправомерные решения в отношении активистов Автомайдана на базе сфальсифицированных гаишниками протоколов. Дело касалось поездки более 1500 человек в Межигорье в конце декабря 2013 года.

После победы Майдана журналисты заинтересовались доходами судьи, которая отчаянно боролась за свое кресло и была окончательно уволена только в этом году. Было установлено, что в 2015 году именно Радомир Король подарил ей 400 тысяч гривен на новенький автомобиль. При этом нашлась и декларация самого Короля за 2015-й год. Из нее можно почерпнуть много интересного. Например, то, что директор днепровского НИИ проживает с мамой. Владеет господин Король, судя по декларации, земельным участком в 4 сотки, небольшим домиком площадью 55 квадратных метров и почти столь же маленькой, 60-метровой квартирой. Есть в его пользовании гараж, причем довольно вместительный – 35 квадратных метров. Впрочем, размер гаража становится понятен при пролистывании декларации: во владении членов семьи Короля, то есть его мамы, так как других членов семьи не указано, находится совсем не маленький джип. Это в целом никак не соотносится с доходами Короля и членов его семьи. А они в 2015-м году составили… ноль гривен. То есть ни Король, ни его мама - счастливая обладательница недешевого авто не заработали вообще ничего. И вот этот человек, бедный как церковная мышь (правда, церковная мышь на джипе), дарит судье, обвиненной в незаконных решениях, 400 тысяч гривен.

В общем, интересный персонаж – Радомир Король. А еще интересно, в чьих интересах он действует. В таких вопросах очень сложно точно установить связи между «голыми королями», ряжеными в прозрачные до невидимости аргументы, и теми, кто двигает этими "королями", как пешками. Скажем лишь, что есть силы, которые продолжают свою партию, которая вредна Украине. Но об этом – следующая история.