История Харькова полна тайн и загадок. Одним из самых загадочных явлений не только городской, но и мировой истории являются масонские общества. В свое время Харьков был одним из центров масонства в Украине.
Странствующий философ
Одним из первых украинских масонов считают самого неординарного украинского мыслителя XVIII века Григория Сковороду, который значительную часть жизни провел в Харькове: с 1759 года он преподавал в Харьковском коллегиуме.
Сковорода входил в круг общения гетмана Кирилла Разумовского –влиятельнейшего человека Российской империи XVIII века. Обучаясь в университетах Германии и Италии, Разумовский приобщился к масонству и затем распространял его в Украине. Очевидно, Сковорода стал масоном под его влиянием.
Сковорода прославился как странствующий философ, имевший обширные связи и в дворянской, и в научной среде. К масонам принадлежали многие из его учеников – философ-мистик Семен Гамалея, историк Михаил Антоновский, астроном Антон Прокопович-Антоновский.
Любопытно, что на 500-гривнеевой купюре, которую украшает портрет великого философа, изображен элемент символа “всевидящее око”. Этот символ, который изображается в виде глаза в треугольнике, использовали масоны. Ему ссответствует девиз “Все вижу, все знаю и буду стоять на страже”.
Мистик Виганд
Еще одна версия связывает зарождение харьковского масонства с приездом в город в 1764 году мистика Виганда, ставшего впоследствии профессором Московского университета. Генерал Николай Алексеевич Хомутов пригласил его учителем для своих детей на три года.
Виганд быстро оброс связями среди харьковских помещиков и пользовался их расположением. Особо популярны были его мистические сеансы. В 1767-м он проживал в имении богатого помещика Петра Щербины в Бабаях.
В воспоминаниях Виганд сообщал, что в Харькове встретил нескольких братьев. То есть можно предположить, что масонство присутствовало в Харькове уже в 60-х годах XVIII века.
Кто основал Харьковский университет?
Некоторые исследователи утверждают, что к масонам принадлежали графы Потоцкие Ян и Северин.
В начале XIX века Северин Потоцкий был попечителем Харьковского учебного округа. Главным делом для него в этой должности стало основание Харьковского университета. В 1804 году он отправился в Германию, встречался со многими учеными и литераторами, в том числе с принадлежавшим к масонам великим поэтом и мыслителем Гете, которого пригласил для преподавания в Харьков. Гете отказался, но рекомендовал ряд профессоров, которые впоследствии стали костяком преподавательского состава университета.
Первая харьковская ложа
Одним из самых известных в свое время масонов был сенатор и тайный советник Захарий Корнеев, который с 1817 года стал попечителем Харьковского учебного округа и тоже принимал самое деятельное участие в развитии университета.
В Харьковском университете Корнеев организовал духовное религиозное общество, которое являлось филиалом петербургской ложи “Умирающий сфинкс”. Корнеев считался прокурором этой ложи и имел право на открытие ложи в Харькове.
В Харьковскую ложу входили 15-20 человек - профессора и преподаватели университета и местные дворяне.
При поддержке Корнеева успешную карьеру в университете сделал принадлежавший к масонам писатель Петр Гулак-Артемовский. Он занял кафедру истории, хотя на нее было довольно много претендентов, в том числе и знаменитый в начале XIX века историк Срезневский. В 1841 году Гулак-Артемовский стал ректором Харьковского университета.
За всю свою научную карьеру Гулак-Артемовский написал только одну историческую работу - “О пользе истории вообще и преимущественно отечественной и о способе преподавания оной”. Но умение привнести в лекции элемент художественной образности сделали его чрезвычайно популярным среди студентов. Помимо этого, Гулака-Артемовского отличала франтоватая одежда, перстни на пальцах и трость с верхушкой в виде молотка. Считалось, что такие трости обозначали принадлежность к масонам. Они вошли в моду после запрета масонства Александром Первым в 1822 году.
Масонская усадьба
После дворянского мятежа в декабре 1825 года относительно либеральная эпоха Александра Первого сменилась периодом авторитаризма. Император Николай Первый во внутренней политике по большей части исповедовал стиль закручивания гаек.
До начала ХХ века масонство глубоко засекречено. Но затем началось его возрождение. Ложи появлялись по всей Украине, в том числе и в Харькове
Одним из памятников масонства начала прошлого века считается особняк на улице Святодуховской, 10, который был построен в 1908 году и принадлежал мещанам Дмитрию Евграфовичу и Екатерине Васильевне Красий. Здание было построено якобы специально для масонских собраний, которые прекратились после прихода к власти большевиков. Авторство проекта здания приписывается Алексею Бекетову, что можно было бы рассматривать как намек на принадлежность знаменитого архитектора к братству. Однако в официальный перечень творений Бекетова дом на Святодуховской не входит.
Еще одним условным памятником масонству считается бывший особняк издателя газеты “Южный край” Александра Йозефовича, построенный в виде храма Соломона, каким его представляли вольные каменщики. Харьковчане знают это здание как "Дворец бракосочетаний" на Сумской.
В наши дни
Советская власть не терпела идеологической и политической конкуренции. Поэтому очередное восстановление масонства в Украине стало возможным лишь поле падения коммунистического режима.
Существуют данные о том, что в 90-х Великий Восток Франции создал в Украине несколько лож, в частности, ложу “Геометрия” в Харькове. Затем в 1998 году в городе появилась ложа “Феникс Украины”, но с 2013-го она считается распавшейся.
По версии автора книги о новейшей истории тайных и закрытых обществ Украины Виталия Кустова, в стране масонов немного - не более 1000 человек. Нередко мелькают сообщения о принадлежности к масонству различных украинских публичных политиков. Но подобные данные не выходят за пределы предположений.
Также к разряду предположений можно отнести принадлежность к масонским организациям так называемых ротари-клубов, который имеется и в Харькове. Некоторые исследователи масонства считают ротари-клубы "легализованной" частью масонского движения, призванной вербовать новых членов масонских лож и оказывать прямое влияние на общественную жизнь. Учитывая разветвленность ротари-движения, пропагандируемые им цели, названия структурных единиц ("дистрикты", как у некоторых масонских лож) и даже символику, которая непрямо, но все же перекликается с масонской, - эта теория вполне имеет право на жизнь. Хотя, повторимся, все это лишь предположения, как, собственно, и большая часть информации, касающейся тайных обществ.
Историческая справка
Масонство, франкмасонство (франкмасон - вольный каменщик) — движение, которое появилось в конце XVI — начале XVII века в виде тайного общества в Англии и Шотландии. Затем распространилось в других европейских государствах и Соединенных Штатах. Некоторые исследователи полагают, что масонство зародилось во времена средневековья. Существует несколько разных мнений о сути масонства: благотворительная организация; система морали, направленная на совершенствование нравственного уровня человека; организация, стремящаяся путем революций, переворотов и заговоров изменить мир; скрытое за ширмой символов религиозное образование.